Назначение выборов. Избирательные округа и избирательные участки

Назначение выборов – это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования.

Право назначать выборы принадлежит различным органам в зависимости от избираемого органа и его уровня: 1) выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ; 2) день выборов Президента РФ назначается Федеральным Собранием РФ; 3) выборы высшего должностного лица в субъектах РФ назначает соответствующий законодательный (представительный) орган; 4) глава субъекта РФ назначает выборы представительного органа государственной власти субъекта РФ.

Решение о назначении выборов принимается не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Если выборы не будут назначены в указанные сроки уполномоченным на то органом или должностным лицом, то выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Например, в этом случае выборы органов и должностных лиц федерального уровня назначаются Центральной избирательной комиссией, в выборы органов и должностных лиц субъектов РФ – избирательной комиссией этого субъекта РФ.

После назначения дня голосования для проведения выборов на территории РФ образуются: 1) единый федеральный избирательный округ; 2) 225 одномандатных избирательных округов; 3) избирательные участки.

Федеральный избирательный округ охватывает собой всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

Одномандатные округа образуются на основании представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных по отдельным областям.

Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии с требованиями: 1) примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением не более чем на 10 %, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15 %; 2) в пределах территории субъекта РФ не образуются одномандатные избирательные округа из территорий, не граничащих между собой; 3) не образуются одномандатные избирательные округа из территорий двух и более субъектов РФ; 4) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее 1 одномандатного избирательного округа. Схему одномандатных округов утверждает Государственная Дума по представлению Центральной избирательной комиссии РФ.

Избирательные участки образуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Они образуются с соблюдением требований: 1) на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; 2) пересечение границ избирательных округов границами участков не допускается.

67. Избирательные комиссии: виды, состав, порядок образования, компетенция, порядок деятельности.

Избирательная комиссия – это коллегиальные органы, формируемые в порядки и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Система избирательных комиссий: 1) Центральная избирательная комиссия РФ; 2) избирательные комиссии субъектов РФ; 3) окружные избирательные комиссии; 4) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; 5) участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ явяется постоянно действующей. Однако состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые 4 года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ.

Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8-14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией соответствующего субъекта РФ.

Территориальные избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией.

Число ее членов находится в пропорциональной зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В состав каждой избирательной комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные функции за деятельностью соответствующей комиссии и порядком проведения выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ является высшей в системе избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью всех избирательных комиссий. Избирательная комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ.

Окружная избирательная комиссия координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные вопросы на местах. Она действует до дня официального опубликования решения о назначении новых выборов.

Это интересно:  Как выйти из созависимых отношений.

Центральная избирательная комиссия, а также комиссии субъектов РФ и окружные осуществляют свои полномочия постоянно в течение 4 лет.

Территориальные и участковые избирательные комиссии(срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов) осуществляют полномочия по непосредственной работе с избирателями на соответствующей территории.

Образование избирательных округов и избирательных участков.

Образование избирательных округов — вторая стадия избирательного процесса. Избирательный округ — это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования избирательных округов лежит территориальный принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Данный принцип соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права, так как все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов. Территориальный принцип является наиболее демократичным.

Избирательные округа разделяются на виды по нескольким основаниям. По числу избираемых депутатов (выборных должностных лиц) различаются одномандатные и многомандатные округа. Одномандатным является округ, в котором избирается одно лицо, многомандатным — несколько (два и более) лиц. Избирательные округа, образуемые при выборах депутатов представительных органов, в зависимости от разновидности территориального принципа разделяются на округа, образованные на основе единой нормы представительства, и административно-территориальные округа.

Единая норма представительства означает, что избирательные округа являются равными по числу объединяемых в них избирателей. Данное правило исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен в законодательном (представительном) органе государственной власти (местного самоуправления).

В основе образования административно — территориальных избирательных округов лежит административно-территориальное деление Российской Федерации. Такие округа предполагают в качестве «цены» одного депутатского мандата не равное по сравнению с наполнением другого мандата количество избирателей, а избирательный корпус административно-территориальной единицы (муниципального образования). Административно — территориальные округа традиционно используются для образования в составе представительного органа «верхней» палаты — палаты представителей от каждой обособленной единицы территории. Таким образом, депутаты, избранные по административно-территориальным округам, являются прежде всего представителями интересов своих административных (муниципальных) единиц (населения этих единиц). Данная разновидность округов используется для формирования «верхних» палат региональных парламентов в Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Карелии, Республике Саха (Якутия), а также для формирования части однопалатного парламента в Республике Марий Эл, Чувашии, Ненецком автономном округе.

Два этих принципа образования округов для выборов представительных органов могут сочетаться. Так, для выборов депутатов Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе образуются округа, основанные на единой норме представительства, но не менее одного избирательного округа на субъект Российской Федерации.

В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании пропорциональной избирательной системы образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты Государственной Думы, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного округа, включающего всю территорию Российской Федерации. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным образом по соответствующим округам избираются главы субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» предусматривает образование только «чисто» территориальных округов и предъявляет к ним следующие требования:

  • 1) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%.* При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — 15% от средней нормы представительства. Данное требование не применяется при выборах в федеральные органы власти, если федеральным законом установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Федерации;
  • 2) избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий;
  • 3) при соблюдении первых двух условий учитывается административно — территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Закон также предъявляет особое требование к многомандатным округам: число мандатов, подлежащих распределению в таком округе не может превышать пяти. Данное требование установлено законодателем с целью исключить возможность того, что в избирательном бюллетене будет содержаться большое количество кандидатов и выбор избирателя между ними будет затруднен. Еще одним недостатком могло бы явиться то, что голоса избирателей будут «распылены» между многочисленными кандидатами и победитель в рамках системы относительного большинства будет избран очень малым количеством голосов.

Это интересно:  Как облагается НДФЛ материальная помощь

Организационная сторона образования избирательных округов регулируется следующим образом. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе. Данная схема не позднее чем за 60 дней до дня голосования утверждается соответствующим представительным органом государственной власти (местного самоуправления).

Образование избирательных участков. Избирательные участки представляют собой структурные единицы избирательных округов, предназначенные для непосредственной организации голосования избирателей. Избирательные участки не должны пересекать границ избирательных округов.

Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке.

Избирательные участки могут образовываться за пределами Российской Федерации для голосования граждан Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств. Эти участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. В данном случае норма о равной численности избирателей на каждый участок не применяется.

Исключениями из общего правила образования избирательных участков является также их образование в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях и т. п.), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях и в порядке исключения — в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования, списки избирательных участков публикуются главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и проведения муни­ципальных выборов, и от которых непосредственно граждана­ми РФ избираются депутаты представительных органов местно­го самоуправления и главы муниципальных образований.

Российское избирательное законодательство устанавливает три вида избирательных округов:

1) единый, включающий в себя всю территорию муници­пального образования (он предназначен для выборов руководи­телей муниципальных образований, а также депутатов предста­вительных органов местного самоуправления, избираемых по пропорциональной системе) 2 ;

2) одномандатный, в котором избирается один депутат;

3) многомандатный, предназначенный для избрания не­скольких депутатов, в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (согласно п. 8 ст. 18 названного Закона число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти; данное правило не применяется, если на выборах в органы местного самоуправления избирательный округ образован в границах из­бирательного участка).

Одномандатные и многомандатные округа образуют на вы­борах представительные муниципальные органы, проводимые по мажоритарной системе.

Создание избирательных округов преследует две главные цели:

1) необходимое структурирование и упорядочение муници­пальной территории (оно осуществляется по определенному плану, составными пунктами которого выступают положения: о невозможности создания округов из не граничащих между со­бой территорий; об обязательном учете особенностей админи­стративно-территориального деления; о совокупном охвате тер­ритории всего муниципального образования)’;

2) обеспечение равного представительства избирателей, про­живающих в округах. Допустимое отклонение от средней нор­мы не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдален­ных местностях — 15%. Отклонение числа избирателей в мно­гомандатном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в та­ком округе, не может превышать 10% от средней нормы пред­ставительства, а в труднодоступных или отдаленных местно­стях — 15%. В местах компактного проживания коренных ма­лочисленных народов допустимое отклонение от нормы представительства не должно быть более 30%. При этом пере­чень труднодоступных, отдаленных территорий, мест прожива­ния коренных малочисленных народов должен быть определен законодательными актами субъектов Федерации 2 .

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей. Избирательная комиссия, органи­зующая выборы в муниципальные органы, не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначе­ны выборы, определяет схему одномандатных или многоман­датных округов. Схема округов — документ, утверждаемый ме­стным представительным органом. Она должна содержать:- гра­ницы округов; перечень населенных пунктов, муниципальных образований, входящих в состав избирательного округа; номе­ра избирательных округов; место нахождения окружной или иной комиссии, на которую возложены полномочия окружко-ма; число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления публикует схему избирательных округов не только в соответствии с указанными данными, но и ее графическое изображение. При отсутствии органа предста­вительной власти право утверждения схемы округов переходит к избирательной комиссии, организующей выборы.

Избирательные участки — это территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главами муниципальных образований по со­гласованию с избирательными комиссиями муниципальных об­разований, территориальными избиркомами не позднее, чем за 45 дней до выборов. Исключение составляют участки, находя­щиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и от­даленных районах, которые могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования. Списки участков с указа­нием их границ, номеров и адресов участковых комиссий пуб­ликуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

Это интересно:  Дожить до скидки. Пенсионерам старше 70 лет отменят плату за услуги ЖКХ

К организации участков предъявляются специальные требо­вания. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирате­лей. Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непо­средственно в местах дислокации воинских частей. В этом слу­чае участки образуются командирами воинских частей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Избирательные округа и избирательные участки

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ – определяемая в соответствии с действующим законодательством единая территория, от которой избираются один или несколько депутатов, выборное должностное лицо. Виды избирательных округов: одномандатный избирательный округ, от которого избирается один депутат;

  • – многомандатный избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;
  • – единый избирательный округ, который включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:

  • 1. Примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не более чем на 30%.
  • 2. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15% от средней нормы представительства избирателей.

Названные требования могут не соблюдаться на выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ.

  • 3. При образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 40%.
  • 4. Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
  • 5. При создании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта РФ, территории муниципальных образований.

Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Избирательные участки создаются для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей на территории избирательного участка из расчета не более чем 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Правило, касающееся числа избирателей, может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

Избирательные участки также создаются в местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях не позднее чем за три дня до голосования. Они входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studopedia.ru, studme.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий