+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Методическая разработка по теме: Сборник материалов по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Методическое пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений и специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, посвящено взаимодействию специалистов разного профиля и содержит материалы по организации и содержанию работы психолого-медико-педагогического консилиума. Рекомендуемый порядок проведения ПМПк позволит оптимизировать данную деятельность.

Скачать:

Вложение Размер
Положение о консилиуме 30.11 КБ
Нормативная база 40.31 КБ
план ПМПк 22 КБ
Документация 18.41 КБ
Представление логопед 12.22 КБ
Представление медик 11.09 КБ
Представление педагог 12.37 КБ
Представление психолог 13.38 КБ
Представление соц.педагог 14.57 КБ
Заявление на диагностику 19.06 КБ
Заключение ПМПк 15.94 КБ
Итоговое заключение ПМПк 11.33 КБ
Динамическое наблюдение соц.педагог 13.11 КБ
Динамическое наблюдение логопед 12.23 КБ
Динамическое наблюдение медик 11.48 КБ
Динамическое наблюдение педагог 12.22 КБ
Динамическое наблюдение психолог 13.16 КБ
Отказ от консультации ПМПК 12.2 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на заседании

МОУ Кременкульская СОШ

Протокол № _____ от

МОУ Кременкульская СОШ

Приказ № _____ от

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума

в МОУ Кременкульской СОШ

I. Общие положения

1.1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме регламентирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации МОУ Кременкульской СОШ (далее — консилиум) по созданию и реализации специальных образовательных условий (далее — СОУ) для ребенка с ОВЗ, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения и воспитания в образовательной организации (далее — ОО) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК).

1.2. Психолого-медико-педагогический консилиум является структурным подразделением Центра содействия и укрепления здоровья МОУ Кременкульской СОШ.

1.3. Консилиум создается в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК: своевременного выявления детей, нуждающихся в создании СОУ; создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК; разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

1.4. В своей деятельности консилиум руководствуется Законом РФ «Об образовании РФ», федеральным и региональным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, локальными нормативными актами, «Уставом МОУ Кременкульской СОШ» , договорами между ОО и ЦПМПК , между ОО и другими организациями и учреждениями в рамках сетевого взаимодействия, настоящим положением.

1.5. Консилиум создается приказом директора МОУ Кременкульской СОШ при наличии соответствующих специалистов. Комиссию возглавляет руководитель из числа административно-управленческого состава организации, назначаемый директором.

1.6. Состав консилиума определяется и утверждается руководителем организации. В состав консилиума входят: педагог-психолог, учитель-логопед, основной педагог, воспитатель, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог — при их наличии в организации или работающие по договору), социальный педагог, другие специалисты и технические работники, включенные в обучение, воспитание, социализацию и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ. По решению руководителя консилиума в его состав включаются и другие специалисты и педагоги.

1.7. Информация о результатах обследования ребенка специалистами консилиума, особенностях коррекционно-развивающей работы, особенностях индивидуальной программы сопровождения, а также иная информация, связанная с особенностями ребенка с ОВЗ, спецификой деятельности специалистов консилиума по его сопровождению, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

II. Основные задачи деятельности консилиума

2.1. Задачами деятельности консилиума являются:

2.1.1. выявление детей, нуждающихся в создании СОУ, в том числе оценка их резервных возможностей развития, и подготовка рекомендаций по направлению их на Ц ПМПК для определения СОУ, формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, в том числе коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов по созданию специальных условий для получения образования;

2.1.2. создание и реализация рекомендованных ПМПК СОУ для получения образования;

2.1.3. разработка и реализация специалистами консилиума программы психолого-педагогического сопровождения как компонента образовательной программы, рекомендованной ПМПК;

2.1.4. оценка эффективности реализации программы сопровождения, в том числе психолого-педагогической коррекции особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде;

2.1.5. изменение при необходимости компонентов программы сопровождения, коррекция необходимых СОУ в соответствии с образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка с ОВЗ;

2.1.6. подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и программы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с изменившимся состоянием ребенка и характером овладения образовательной программой, рекомендованной ПМПК, рекомендаций родителям по повторному прохождению ПМПК;

2.1.7. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума;

2.1.8. консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ОО в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ, характера его социальной адаптации в образовательной среде;

2.1.9. координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия), осуществляющими сопровождение (и психолого-медико-педагогическую помощь) детей с ОВЗ, получающих образование в данной организации;

2.1.10. организационно-методическая поддержка педагогического состава МОУ Кременкульской СОШ в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.

III. Регламент деятельности консилиума

3.1. После периода адаптации детей, поступивших в образовательную организацию, проводится их скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ, индивидуальной программе сопровождения и/или обучения по образовательной программе, рекомендованной ПМПК. Обследование проводится методами, не требующими согласия родителей на обследование (наблюдение и педагогическое анкетирование).

3.2. Скрининговое обследование проводится основным педагогом, психологом образовательной организации и учителем-логопедом. По результатам скрининга проводится коллегиальное обсуждение специалистами консилиума, на котором принимается предварительное решение о возможной необходимости создания для некоторых детей СОУ, индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения и/или их обучения по образовательной программе, рекомендованной ПМПК.

3.3. Родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ, рекомендуется пройти Центральную ПМПК (ЦПМПК) с целью уточнения необходимости создания для них СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем консилиума. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение консилиума могут направляться только по официальному запросу либо в ситуации заключения соответствующего договора о взаимодействии.

3.4. В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о необходимости прохождения ПМПК, отказа от направления ребенка на ЦПМПК родители выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе протокола консилиума, подписывают «Отказ» и получают на руки «Уведомление», а обучение и воспитание ребенка осуществляется по образовательной программе, которая реализуется в МОУ Кременкульской СОШ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

3.5. ПМПК разделяются на плановые и внеплановые.

3.5.1. Периодичность консилиумов определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической диагностико-коррекционной помощи.

Деятельность плановых консилиумов направлена на: анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети); определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях; профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

3.5.2. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей), непосредственно работающих с ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие: решение вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленные обстоятельствам; внесение изменений в индивидуализированы коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

3.6. По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В ходе обсуждения результатов обследования ребенка специалистами консилиума ведется протокол, в котором указываются краткие сведения о ребенке, о специалистах консилиума, перечень документов, представленных на консилиум, результаты углубленного обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии).

3.7. Итогом коллегиального заседания является заключение консилиума, в котором конкретизируются пакет СОУ и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка на определенный период реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК.

3.8. Протокол и заключение консилиума оформляются в день коллегиального обсуждения, подписываются специалистами консилиума, проводившими обследование, и руководителем консилиума (лицом, исполняющим его обязанности). Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ подписывают протокол и заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с заключением консилиума.

3.9. В течение 5 рабочих дней программа психолого-педагогического сопровождения детализируется каждым специалистом консилиума, принимающим участие в комплексном сопровождении ребенка, согласовывается с родителями, с руководителем консилиума и руководителем МОУ Кременкульской СОШ и подписывается ими.

3.10. В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, реализовывалась образовательная программа, рекомендованная ПМПК, и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, проводится консилиумная сессия, основной задачей которой является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ. Последовательность и содержание консилиумной деятельности аналогичны п. 3.5-3.8 .

Итогом деятельности консилиума на этом этапе является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК, и ее индивидуализации в соответствии с возможностями ребенка, процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, необходимая корректировка программы сопровождения, компонентов деятельности специалистов, определяется следующий период обучения и воспитания ребенка в соответствии с измененными компонентами образовательной программы.

3.12. Уточненная индивидуализированная образовательная программа, программа психолого-педагогического сопровождения, включая программы коррекционной деятельности специалистов, продолжительность периода сопровождения согласовываются с родителями, с руководителем консилиума и руководителем ОО и подписываются ими.

3.13. В ситуации, когда эффективность реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, ее индивидуализации в соответствии с возможностями ребенка, программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и эффективность деятельности специалистов минимальны, отсутствуют или имеют негативную направленность, а состояние ребенка ухудшается, эффективность реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, не соответствует имеющимся образовательным критериям или имеет негативную направленность для развития ребенка, консилиумом может быть принято решение о необходимости повторного прохождения ПМПК с целью изменения пакета СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок сможет освоить при подобном изменении своего состояния, форм и методов необходимой в данной ситуации психолого-медико-педагогической помощи.

3.14. Заключение о необходимости изменения в целом образовательной траектории и ее компонентов подписывается специалистами консилиума, проводившими обследование, и руководителем консилиума (лицом, исполняющим его обязанности). Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ подписывают заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с ним.

3.15. Заключение консилиума носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

3.16. Консилиумом ведется следующая документация:

3.16.1. Приказ о создании ПМП консилиума МОУ Кременкульской СОШ;

3.16.2. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;

3.16.3. Годовой план работы ПМПк;

3.16.4. Функциональные обязанности специалистов ПМПк;

3.16.5. Договор ПМПК консилиума с ПМПК;

3.16.6. Нормативно — правовые документы, регламентирующие деятельность ПМПк.

  1. Журнал протоколов заседаний ПМПк
  2. Журнал регистрации обследований специалиста ПМПк
  3. Журнал учета детей на ПМПк, регистрации заключений, рекомендаций специалистов ПМПк
  4. Журнал учета детей находящихся на динамическом наблюдении ПМПк
  5. Журнал регистрации детей, направленных на ПМПК
  6. Журнал движения документации ПМПк

3.16.8. Отчёт о работе психолого-медико-педагогического консилиума МОУ Кременкульской СОШ за учебный год;

3.1.6.9. Направление на ПМПК;

3.1.6.1.0. Отказ от прохождения ПМПК;

3.1.6.11. Уведомление при отказе;

3.1.6.12. Карта развития ребенка (включающая в себя):

  1. Логопедическое представление на ребенка
  2. Педагогическое представление на ребенка для ПМПк
  3. Представление психолога на ребенка для ПМПк
  4. Представление социального педагога для ПМПк
  5. Медицинское представление на ПМПк
  6. Заявление от родителей (законных представителей) на обследование ребенка и передачу информации о родителях и ребенке;
  7. Заключение ПМПк
  8. Заключение итоговое ПМПк
  9. Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут
  10. Динамическое наблюдение учителем-логопедом
  11. Динамическое наблюдение педагогом-психологом
  12. Динамическое наблюдение социальным педагогом
  13. Динамическое наблюдение классным руководителем
  14. Динамическое наблюдение медицинским работником

IV. Права и обязанности

4.1. Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ имеют право:

4.1.1. присутствовать при обследовании ребенка специалистами консилиума;

4.1.2. участвовать в обсуждении результатов обследования и формулировки как заключения каждого из специалистов консилиума, так и коллегиального заключения;

4.1.3. участвовать в создании СОУ, адаптации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, разработке программы психолого-педагогического сопровождения, направлений коррекционно-развивающей работы (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

4.1.4. получать консультации специалистов консилиума по вопросам обследования детей, создания и реализации индивидуальной программы сопровождения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности консилиума;

4.1.5. в случае несогласия с заключением консилиума об особенностях создания и реализации СОУ и индивидуальной программы сопровождения обжаловать их на ПМПК, в вышестоящих образовательных организациях.

4.2. Родители (законные представители) обязаны:

4.2.1. неукоснительно следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия с его решениями);

4.2.2 приводить ребенка на занятия специалистов в соответствии с согласованным расписанием, в рамках реализации их коррекционной деятельности, пропуская занятия только по уважительным причинам;

4.2.3. участвовать в реализации программы психолого-педагогического сопровождения, коррекционной деятельности специалистов на правах полноправных участников образовательного и коррекционно-развивающего процессов;

4.2.4. проверять и, по необходимости, участвовать при подготовке задаваемых специалистами домашних заданий.

4.3. Специалисты консилиума обязаны:

4.3.1. руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя ее исключительно интересам детей и их семей;

4.3.2. исходить в своей деятельности из принципов инклюзивного образования детей, применяя все необходимые современные психологические и социально-педагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной открытой социальной среде;

4.3.3. в пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами, на любом, профессиональном, общественном и государственном, уровне права и интересы детей, обучающихся в ОО, и их семей;

4.3.4. специалисты несут ответственность за соблюдение конфиденциальности и несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.

4.4. Специалисты консилиума имеют право:

4.4.1. иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации консилиума;

4.4.2. требовать от родителей выполнения своих обязанностей в соответствии с пп. 4.2 ;

4.4.3. представлять и отстаивать свое мнение об особенностях ребенка и направлениях собственной деятельности в качестве представителя ОО при обследовании ребенка на ПМПК.

Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ

МОУ Кременкульской СОШ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.)

Приказы Минобрнауки РФ № 1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

Письмо Минобрнауки РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

Письмо Минобрнауки ВК-452/07 от 11.03.2016г. «Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О У/О»

Локальные нормативные акты ОО

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Основным документом, регламентирующим деятельность всех взрослых, взаимодействующих с детьми, всех специалистов образовательных организаций, является Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году. Именно положения Конвенции лежат в основе всех нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность системы образования.

24 сентября 2008 г. Российской Федерацией подписана Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав детей-инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ОВЗ. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в Федеральных законах: «О социальной защите инвалидов в РФ», № 181-ФЗ от 24.11.1995;

«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», № 124-ФЗ от 24.07.1998;

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», № 184-ФЗ от 06.10.1999;

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 131-ФЗ от 06.10.2003.

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). В целях реализации права каждого ребенка на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. Также создаются условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ («Закон об образовании в РФ», ст.5 . Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ). В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ст. 11).

Обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Обязательным условием является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 44) по адаптированной основной общеобразовательной программе (ст. 48). В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ: условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (Ст.79. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей; слепых, слабовидящих; с тяжелыми нарушениями речи; детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные организации, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической и медико-социальной помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Законодательную основу их деятельности составляют ст. 42 Закона РФ «Об образовании в РФ», ст. 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009, № 95.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию подробно регламентирована в типовых положениях: о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666); об образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196); о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288).

Развитие интегрированных форм обучения детей с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности. Подробнее о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами говорится в письме Минобрнауки России № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008г.

Достаточно показательно в этом отношении Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

Этим документом установлено, что группы в дошкольном учреждении могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ограниченными возможностями здоровья), оздоровительную (для детей с различными заболеваниями, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий). При этом предусмотрена организация групп комбинированной направленности, в которых получают дошкольное образование дети с нарушениями развития и дети, не имеющие таких нарушений. Определены различные варианты наполняемости комбинированных групп в зависимости от возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Тем самым конкретизированы и нормативно закреплены вариативные условия для реализации прав на дошкольное образование детей всех категорий с учетом состояния здоровья, уровня и особенностей их развития.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. обучающихся в обычном классе ОУ общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. При организации получения образования детьми этой категории целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные Законом РФ «Об образовании в РФ», статья 79.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ОУ общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательной организации должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития осуществляют специалисты службы сопровождения (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинские работники.

Одним из основных условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий.

Для реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья таких выпускников.

Итоговая аттестация лиц этой категории может проводиться по их желанию в традиционной форме (государственный выпускной экзамен) или в форме единого государственного экзамена. Соответственно и поступать в высшее или среднее специальное учебное заведение такие абитуриенты будут по своему желанию: по результатам ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний, форму которых ВУЗы и ССУЗы будут определять самостоятельно исходя из особенностей развития и состояния здоровья поступающих.

Еще одно важное направление деятельности связано с совершенствованием системы требований к содержанию образования детей с ограниченными возможностями. В 2011г. по заказу Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы развития образования разработан проект Стандарта специального (коррекционного) образования , образовательных программ и учебных планов для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время происходит апробация данного Стандарта в коррекционных учреждениях субъектов РФ.

ОБУП специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида и классов соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов и федерального компонента государственных стандартов начального и основного общего образования (Пр. Минобрнауки Минюст.: 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО РФ от 6 октября 2009 г. № 373», Приказ МОиН РФ от 6.10.2009г. № 373 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Приказ МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897 Федеральный государственный стандарт основного общего образования).

В обязательной части ОБУП реализуются образовательные программы начального общего образования, что обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует овладение выпускниками образовательного учреждения государственным образовательным стандартом содержания образования обучающихся С(К)ОУ и обеспечивает возможность продолжения образования в любом регионе страны.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и представлена:

— обязательными занятиями по выбору учащихся, предназначенными для изучения предметов, обозначенных в образовательных областях (для более глубокого изучения их содержания либо для достижения обязательного минимума содержания образования), на введение новых учебных предметов, на проведение элективных и факультативных занятий, предпрофессиональной подготовки учащихся. Данный компонент реализуется с учетом национальных, региональных и школьных особенностей и традиций, личных интересов и склонностей обучающихся;

— коррекционными курсами, предназначенными для реализации задач специального (коррекционного) образования с учетом целей деятельности образовательного учреждения.

Для учащихся, имеющих нарушения психологического развития, вводятся психокоррекционные занятия по развитию познавательной сферы. Занятия проводит педагог-психолог, определяющий факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи психокоррекционного направления. Формы занятий индивидуальные и групповые.

В целях коррекции отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Занятия проводит как учитель-дефектолог, так и учитель, осуществляющий работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, восстановление нарушенных функций. Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки (Приказ № 761н от 26.08.2010 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

В решении вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно важно организовать взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы.

Безусловно, нельзя игнорировать роль, которую сегодня играют в этой деятельности неправительственные, в т. ч. общественные организации, организации родителей детей-инвалидов. Многие из них готовы и могут оказать реальную помощь в разработке моделей работы по обучению, воспитанию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации мероприятий, направленных на социализацию воспитанников коррекционных учреждений. Важной задачей остается организация конструктивного сотрудничества в решении этих проблем.

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей.

Инклюзивное образование позволяет оказывать системную комплексную помощь в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Ресурс образовательного и социального развития связан не только с возможностями ребенка и его семьи, но, в первую очередь, с возможностями и ресурсами самой образовательной среды, включающей в себя различные субъекты. Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в массовую образовательную среду значительно усиливает потенциал развития и самоопределения такого ребенка в условиях современного образования. Возможности образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования несравнимо выше возможностей традиционного психолого-педагогического сопровождения (психокоррекционного, психотерапевтического) детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их семей.

Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого обучающегося с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Социальная природа любого ребёнка, в том числе и с особенностями психофизического развития, имеет замечательную особенность, состоящую в неукротимой потребности в подражании. Таким образом, «восхождение» ребёнка к себе происходит только в условиях тесного контакта с людьми, личностные качества которых играют роль связующего звена между ребёнком и миром. В докладе Международной комиссии по образованию XXI века, представленном в ЮНЕСКО, одной из основополагающих целей образования считается научение жить вместе. Поэтому деятельность всех специалистов, взаимодействующих с ребенком, должна быть направлена на то, чтобы дети с особенностями психофизического развития и дети с «нормативным» развитием научились общаться в коллективе, не отторгали друг друга, а помогали и сочувствовали друг другу, чтобы и одна и другая категории детей чувствовали себя в стенах образовательной организации комфортно и уверенно.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах Российской Федерации. В субъектах РФ разрабатываются нормативные документы, региональные целевые программы, направленные на поиск новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях перехода к инклюзивному образованию и внедрению Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), Конвенцией о правах инвалидов (2006), каждый ребенок имеет право на получение образования. Инклюзивное образование – единственный признанный в мире инструмент реализации этого права детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В Конвенции о правах инвалидов положения статьи 24 соотносят непосредственно право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» . Это означает, что государства-участники Конвенции (подписана Российской Федерацией в 2008 году), руководствуясь принципом недискриминации и на основе равенства возможностей, обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. В данной статье Конвенции инклюзивное образование признается не только как основное и главное средство реализации права на образование лиц с инвалидностью, но и подчёркивается антидискриминационный, развивающий и личностно-ориентированный, гуманистический характер такого образования.

В Концепции «Наша новая школа» (2010г.) инклюзивному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».

Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конвенция о правах ребенка, 1989г.
  3. Конвенция о правах инвалидов, 2006г.
  4. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
  5. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» — Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 247)
  6. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» . Приложения №2 и №3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н
  7. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» — Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. № 535)
  8. «Об образовании в Российской Федерации» — Закон Российской федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  9. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» — Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6
  10. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082.
  11. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) — Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).
  12. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.
  13. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
  14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 года, Пр-271.
  15. Приказ Министерства образования и науки РФ № ИР-535/07 от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  16. Приказ МОиН РФ № 1015 от 30.08.2013г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  17. Письмо Рособрнадзора от 08.04.2014 № 02-206 «Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  18. Письмо Минобрнауки России от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  19. Приказ от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
  20. Приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  21. Приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Развитие инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности. Подробнее о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами говорится в письме Минобрнауки России № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008г.

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей. Обязательным условием является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в образовательные учреждения (классы, группы) для обучения по адаптированной образовательной программе. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные организации, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Дети с ОВЗ направляются в указанные образовательные организации органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Одним из основных условий социализации детей с ОВЗ является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий.

Для реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья таких выпускников.

Итоговая аттестация лиц этой категории может проводиться по их желанию в форме и условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития, или в форме основного государственного экзамена или единого государственного экзамена. Соответственно и поступать в высшее или среднее специальное учебное заведение такие абитуриенты будут по своему желанию: по результатам ОГЭ, ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний, форму которых ВУЗы и ССУЗы будут определять самостоятельно исходя из особенностей развития и состояния здоровья поступающих.

Еще одно важное направление деятельности связано с совершенствованием системы требований к содержанию образования детей с ОВЗ. В 2014г. по заказу Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы развития образования разработан Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ.

В решении вопросов образования детей с ОВЗ чрезвычайно важно организовать взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы.

Безусловно, нельзя игнорировать роль, которую сегодня играют в этой деятельности неправительственные, в т. ч. общественные организации, организации родителей детей-инвалидов. Многие из них готовы и могут оказать реальную помощь в разработке моделей работы по обучению, воспитанию и реабилитации детей с ОВЗ, реализации мероприятий, направленных на социализацию воспитанников коррекционных учреждений. Важной задачей остается организация конструктивного сотрудничества в решении этих проблем.

В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики в рассматриваемой сфере обеспечивается совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы образования детей-инвалидов.

Статья написана по материалам сайтов: .

Это интересно:  Регистрация и вход в личный кабинет военнослужащего: все возможности
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector