8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): понятие, виды и задачи

См. также Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2018 N 50598.

См. также Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2017 N 48820.

Понятие экологического контроля

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Объект экологического контроля:

  • с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты) ,
  • с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов .

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.

Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства.

Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Функции экологического контроля:

  • предупредительная;
  • информационная;
  • карательная.

Предупредительная функция заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.

Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

Виды экологического контроля

Виды экологического контроля (в зависимости от субъекта и сферы действия контроля):

  • государственный;
  • ведомственный;
  • муниципальный;
  • производственный;
  • общественный.

Задачи экологического контроля

  1. контроль выполнения правовых требований, планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  2. контроль соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу;
  3. контроль выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства . Осуществляемый в рамках экологической функции государства, государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Формы государственного экологического контроля:

  • предупредительный;
  • текущий.

Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.
Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный.

Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный — органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Принципы государственного экологического контроля:

  • открытость и доступность;
  • законность;
  • периодичность и оперативность;
  • объективность;
  • разделение хозяйственных и контрольных функций (функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться органы, эксплуатирующие природные ресурсы);
  • возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством.

Правовые основы организации и осуществления государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 64-66), Земельный кодекс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 36), Лесной кодекс РФ (ст. 96), Закон РФ «О недрах» (ст. 37), Федеральный закон «О животном мире» (ст. 16), Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 24). В соответствии с названными законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ресурсов.

Государственный контроль в сфере взаимодействия общества и природы регулируется также законом общего характера — Федеральным закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Хотя этот Закон, судя по названию, регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), он предусматривает ряд существенных положений по организации и проведению контроля, важных для эффективной реализации этой важнейшей функции государственного управления.

Как предусматривает ст. 1, данный Федеральный закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе. В контексте Закона мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. Очевидно, во-первых, то, что применительно к государственному экологическому контролю взаимодействие с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями необходимо и полезно для обеих сторон, во-вторых, — на названных субъектов как природопользователей возложен большой ряд обязательных экологических требований.

Государственный общий экологический контроль проводится органами исполнительной власти всех уровней:

  • Президентом России;
  • Правительством РФ;
  • правительствами субъектов РФ;
  • администрацией субъектов РФ;
  • органами местного самоуправления.

Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного — через подразделения его администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб.

Президентский контроль реализуется через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации.

Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации осуществляет экологический контроль:

  • путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • контролем за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти;
  • отменой принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности в организациях.

Государственный специальный экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. То есть между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Детальное регулирование такого контроля осуществляется:

  • Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833;
  • Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293;
  • Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г.;
  • Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801;
  • Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.; другими актами.

Важные положения, касающиеся организации и проведения мероприятий по контролю, предусмотрены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерство природных ресурсов РФ;
  • иные министерства и ведомства РФ (Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.).

Формы государственного экологического контроля

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме:

  1. предупредительного;
  2. текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений . Так, в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

  1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
  2. проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  4. проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  5. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  7. осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Порядок проведения экологического контроля

Для обеспечения защиты законных интересов субъектов экологического права Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлены требования о порядке проведения контроля.

  1. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  2. фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  3. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
  4. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  5. правовые основания проведения проверки;
  6. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
  7. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  8. перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
  9. перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  10. даты начала и окончания проведения проверки;
  11. иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Это интересно:  Акт готовности абонента к отопительному сезону в г. Москве

Контроль может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе).

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять требования, указанные в ст. 15 ФЗ.

Контроль за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных экологических требований должен быть плановым.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки (каждым органом контроля) проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, если иное не предусмотрено ч. 9 и 9.3 указанной статьи.

В частности, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Одновременно Закон предусматривает проведение внепланового контроля. Так, внеплановые проверки проводятся для контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, выявленных в результате планового контроля.

Внеплановый контроль проводится также в случаях:

  • получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • обращения с жалобами на нарушения экологических прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

При этом решение органа государственного контроля (надзора) о проведении внепланового контроля должно быть мотивированным.

Оформление результатов контроля

Законом предусмотрены требования по оформлению результатов проведения контроля (ст. 16 ФЗ). По результатам проведения контроля должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы. Акт составляется в двух экземплярах.

Содержание акта:

  1. дата, время и место составления акта проверки;
  2. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  3. дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  4. фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  6. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  7. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
  1. протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды,
  2. протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз,
  3. объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  4. предписания об устранении выявленных нарушений и
  5. иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Ведомственный и производственный экологический контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля.

Различие между ними — прежде всего в сфере осуществления:

  • ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой;
  • государственный контроль носит надведомственный характер.

Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:

  1. спецификой отрасли;
  2. экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
  3. конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67).

Задачи производственного экологического контроля:

  1. выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  2. соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
  3. выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятия это, как правило, — руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля.

Общественный экологический контроль

Важность организации и осуществления общественного экологического контроля обусловлена тем обстоятельством, что источники вредных воздействий на состояние окружающей стороны расположены на территориях муниципальных образований и многие экологические проблемы носят, прежде всего, локальный характер.

Требования об общественном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.

Общие требования об общественном экологическом контроле предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 68). Закон устанавливает, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, а также гражданами, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Полномочия по обеспечению муниципального экологического контроля установлены законодательством об организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды отнесена к вопросам местного значения муниципального района (п. 9 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и городского округа (п. 11 ч.1 ст. 16 ФЗ).

Надзор и контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор)

Специалисты уполномоченных контролирующих органов поделятся с вами опытом организации экологического надзора, разъяснят актуальные вопросы природоохранного законодательства, расскажут о типичных проблемах и помогут разобраться со сложными ситуациями из вашей практики.

Для кого

для руководителей и специалистов контрольно-надзорных органов, Комитетов по природопользованию, Министерств природных ресурсов и экологии, Росприроднадзора, государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, инженеров по охране окружающей среды, экологов предприятий.

  1. Анализ природоохранного законодательства с учетом последних изменений.
    • Комментарии к актуальным нововведениям, вступившим в силу на дату проведения курса.
    • Перспективы изменений природоохранного законодательства.
  2. Требования к предприятиям, попадающим под действие природоохранного законодательства.
    • Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Ответственность за непостановку объекта на учет.
    • Предоставление отчетности в контролирующие органы.
    • Требования в области профессиональной подготовки лиц, допущенных к работе с отходами.
    • Соблюдение требований водного законодательства, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами — сложные вопросы, правоприменительная практика.
    • Производственный экологический контроль. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами. Актуальные изменения. Программа производственного экологического контроля.
    • Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.
  3. Осуществление регионального экологического надзора.
    • Права и обязанности уполномоченных региональных органов власти. Разделение полномочий федеральных и региональных органов власти.
    • Организация надзора за соблюдением требований водного законодательства и охраны атмосферного воздуха — сложные вопросы, правоприменительная практика.
    • Государственный надзор в области обращения с отходами производства и потребления. Актуальные изменения и сложные вопросы. Установление классов опасности отходов, паспортизация опасных отходов 1–4 классов опасности. Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
    • Проведение проверок органами государственного контроля. Основания, порядок и сроки проверок. Документальное оформление — состав и сроки представления необходимых документов. Меры, принимаемые по результатам проверок, контроль исполнения предписаний.
    • Типичные нарушения природоохранного законодательства, выявляемые в ходе проверок.
    • Нарушения со стороны надзорных органов, допускаемые при проведении проверок. Спорные вопросы, обзор судебной практики.
  4. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства.
    • Отличие органов прокуратуры от органов государственного экологического надзора.
    • Обзор последних изменений федерального закона о прокуратуре и внутриведомственных приказов.
    • Специфика проверок, проводимых природоохранной прокуратурой. Основания и порядок проведения проверок, полномочия проверяющих, типичные выявляемые нарушения.
    • Ответственность за неисполнение законных требований прокурора.
    • Особенности мер прокурорского реагирования на нарушения экологического законодательства.
    • Взаимодействие природоохранной прокуратуры с уполномоченными органами, осуществляющими государственный экологический надзор.
    • Примеры надзорной деятельности, обзор судебной практики.
    • Анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об охране окружающей среды на территории Санкт-Петербурга.
  5. Привлечение к ответственности. Права юридических лиц.
    • Права юридических лиц при осуществлении проверок и их защита. Порядок и условия обжалования результатов проверок.
    • Разграничение административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.
    • Состав административного правонарушения. Основания для привлечения к ответственности. Виды ответственности. Разделение ответственности юридического лица и должностного лица.
    • Экологические преступления. Практика и правовые основания привлечения к уголовной ответственности. Практика предъявления исков о возмещении вреда.
  6. Эффективное поведение при проведении проверок.
    • Работа в условиях манипулятивного воздействия. Управление стрессом и стрессовыми ситуациями.
    • Приемы саморегуляции, стресс-менеджмент.
    • Управление конфликтами. Работа с претензиями, возражениями и сопротивлением в процессе проверок.

Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).

Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

  • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте)
  • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

В пакет участника входит:

  • обучение по заявленной программе;
  • сборник информационно-справочных материалов;
  • экскурсионная программа;
  • кофе-брейки.

Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте.

Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», с изменениями на 1 октября 2003 года, установлены:

порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);

права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;

обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Требования, определенные федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», обязательны при осуществлении государственного экологического контроля.

Как отмечалось выше, государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органа, осуществляющего государственный экологический контроль. В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю указываются:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю;

наименование органа государственного экологического контроля;

фамилия, имя, отчество и должность государственного инспектора в области охраны окружающей среды;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятии по государственному экологическому контролю;

Это интересно:  Как взыскать дебиторскую задолженность + Причины возникновения и способы возврата

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по государственному экологическому контролю;

правовые основания проведения мероприятия по государственному экологическому контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по государственному экологическому контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется государственным инспектором в области охраны окружающей среды руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Обязательное предъявление служебного удостоверения связано с тем, что мероприятие по государственному экологическому контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Как правило, продолжительность мероприятия по государственному экологическому контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, на основании мотивированного предложения государственного инспектора в области охраны окружающей среды, руководителем органа контроля или его заместителем срок проведения мероприятия по государственному экологическому контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Мероприятия по государственному экологическому контролю могут быть плановыми и внеплановыми. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. Таким образом, мероприятия по государственному экологическому контролю в плановом порядке могут проводиться не чаще чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по государственному экологическому контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Предметом внеплановой проверки являются:

контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, выявленных в результате планового мероприятия по государственному экологическому контролю;

получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред окружающей среде;

возникновение угрозы загрязнения окружающей среды;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предприни мателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного экологического контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных ормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

* осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при проведении мероприятий по государственному экологическому контролю не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся компетенции органа государственного экологического контроля;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов и информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать о проведении отбора проб без оформления соответствующего акта об отборе образцов по установленной форме;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по государственному экологическому контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по государственному экологическому контролю.

При проведении мероприятий по государственному экологическому контролю государственные инспектора в области охраны окружающей среды последовательно проверяют:

Кто конкретно несет ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду — руково дитель предприятия или лицо, им назначенное;

Основные документы, характеризующие предприятие:

свидетельство о государственной регистрации предприятия;

документы на землепользование;

виды основной деятельности;

структуру предприятия», основные и вспомогательные производства;

3. Документы по результатам проверок предприятия органами государственного контроля:

акты по результатам предыдущих проверок предприятия;

предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства;

протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, и разрешения на возобновление работы;

приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок и предписаниях;

отчеты о выполнении предписаний и актов.

4. Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:

ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду;

копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

5. Формы государственной статистической отчетности:

№ 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;

№ 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»;

№ 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;

№ 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;

№ 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;

№ 2-тп (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления».

6. Документы по охране атмосферного воздуха:

приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа, и о его функциях;

должностные инструкции для персонала, обслуживающего установки очистки газа;

паспорта на каждую установку очистки газов (Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия. По результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев. Результаты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт);

план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования;

инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;

приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;

график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа.

первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:

a. ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»;

b. ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»;

c. ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».

норматив допустимых выбросов, установленный органами в области охраны окружающей среды сроком на 5 лет, или лимиты на выбросы загрязняющих веществ;

план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах); план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ; ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;

технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля.

документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) включает в себя:

a. приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;

b. журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии;

с. план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу.

* документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств включает в себя:

a. журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;

b. журнал ежедневного расхода горючего;

c. журнал пройденного километража;

d. журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;

e. журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

7. Документы по охране поверхностных вод от загрязнения:

приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений и о его функциях;

должностные инструкции для персонала обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения;

должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;

порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;

балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;

паспорта на очистные сооружения;

планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;

инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений;

журналы учета работы очистных сооружений;

производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений;

график планово-предупредительного (текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений.

первичная учетная документация по использованию воды:

а. № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»;

b. № ПО Д-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»;

c. № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод»;

документация, подтверждающая право предприятия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:

a. норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;

b. схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными во дами и влиянием их на водные объекты;

c. план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;

d. ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;

e. ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;

f. ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществв окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля;

g. ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств.

* документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включает в себя:

a. План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта;

b. План мероприятий на случай загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами, в случае забора поверхностных вод этого водного объекта.

Документы по обращению с отходами производства и потребления:

приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;

приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку;

  • * договора на размещение отходов, на прием отходов от других организаций;
  • * свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих насвоем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилшца, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
  • * план проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.

перечень отходов, образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов);

результаты определения класса опасности образовавшихся отходов;

паспорта опасных отходов с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).

лицензия на деятельности по обращению с опасными отходами;

свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;

норматив образования отходов и лимиты на их размещение:

a. лимит на размещение отходов;

b. мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) складирования, захоронения отходов и опериодичности их осуществления;

c. ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.

9. Документы лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду:

положение о лаборатории,

свидетельства о поверке средств измерений органами государственной метрологической службы,

паспорта на государственные стандартные образцы состава и свойств контролируемых объектов,

результаты внутреннего и внешнего контроля качества выполняемых измерений,

акты отбора проб и журналы их регистрации,

аттестованные методики выполнения измерений, журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду.

В отсутствие собственной лаборатории, проверяется договор на выполнение соответствующих работ с аккредитованной лабораторией.

По результатам мероприятия по государственному экологическому контролю государственным инспектором в области охраны окружающей среды, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются:

дата, время и место составления акта;

наименование органа государственного экологического контроля;

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по государственному экологическому контролю;

фамилия, имя, отчество и должность государственного инспектора в области охраны окружающей среды, проводившего мероприятие по государственному экологическому контролю;

  • * наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
  • * дата, время и место проведения мероприятия по государственному экологическому контролю;
  • * сведения о результатах мероприятия по государственному экологическому контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
Это интересно:  Музыкальный руководитель ДОУ: дистанционное обучение

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по государственному экологическому контролю.

К акту прилагаются акты об отборе проб, объяснения должностных лиц органов государственного экологического контроля, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по государственному экологическому контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по государственному экологическому контролю административного правонарушения государственным инспектором в области охраны окружающей среды составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю государственным инспектором в области охраны окружающей среды производится запись о проведенном мероприятии по государственному экологическому контролю, содержащая сведениям наименовании органа государственного контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по государственному экологическому контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

При выявлении в результате проведения мероприятия по государственному экологическому контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, государственный инспектор по охране природы обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлено, что государственные инспекторы по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности направляется нарушителю при ведении им хозяйственной и другой деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов и причиняющей вред окружающей природной среде. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

К гражданам, должностным лицам и юридическим лицам, нарушившим нормы законодательства в области охраны окружающей среды, государственным инспектором по охране природы может быть применено административное наказание — административный штраф (далее — штраф). При малозначительности совершенного административного правонарушения государственный инспектор может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При совершении административного правонарушения государственный инспектор составляет протокол об административном правонарушении, что является возбуждением дела об административном правонарушении. Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания.

Протокол об административном правонарушении составляется инспектором, выявившим нарушение, немедленно после выявления совершения административного правонарушения (статья 28.5 КоАП РФ), как правило, на месте совершения нарушения, так как для составления протокола обязательно личное присутствие нарушителя — физического лица либо законного представителя юридического лица. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случаях, когда после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды необходимо проведение экспертизы либо иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в связи с чем составить Протокол в вышеуказанные сроки не представляется возможным, инспектором выносится Определение о возбуждении дела и проведении административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ). В этом случае Протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования. Срок проведения административного расследования не может превышать пп-нпт мрг.яиа.одного месяца.

Протокол с соответствующими документами в течение суток с момента составления направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, а в некоторых случаях, рассмотренных ниже, в суд.

При государственном экологическом контроле предприятий, в соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ, государственные инспектора по охране природы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных:

ст. 8.1 — несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

ст. 8.2 — несоблюдение экологических требований и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

ст. 8.4 — нарушение законодательства об экологической экспертизе;

ст. 8.5 — сокрытие или искажение экологической информации;

ст. 8.6 — порча земли;

ст. 8.21 — нарушение правил охраны атмосферного воздуха;

ст. 8.22 — выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

ст. 8.23 — эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.

В соответствии с п. 37 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ государственные инспектора по охране природы, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

ч. 1 ст. 19.4 — неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);

ч. 1 ст. 19.5 — невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

ст. 19.6 — непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

* ст. 19.7 — непредставление сведений (информации). Рассмотрение дел по вышепоименованным статьям КоАП РФ осуществляется судом.

Экологический контроль в области охраны окружающей среды

1.3. Эк о л о гический к о нтр о ль. Виды э к олог и чес к ого к о нтр о ля

Закон о б охране окр у ж ающей среды определяет контроль в области охран ы окружаю щ ей среды (экологический контрол ь ) как систему ме р , направленн у ю на предотвращени е , выявление и пресечение нар у шений законодательства в области охраны окр у ж ающей сред ы , обеспечение соблюдения с у бъектами хозяйственной и иной деятельности требовани й , в том числе нормативов и нормативных док у ментов, в области охраны окр у ж ающей сред ы .

Таким образо м , экологический контроль — это деятельность гос у дарственных органо в , органов местного само у правлени я , хозяйств у ющих с у бъекто в , общественных объединений и граждан по соблюдению экологических норм и правил.

Экологический контроль проводится в целях обеспечения органами гос у дарственной власти Российской Федераци и , органами гос у дарственной власти с у бъектов Российской Федераци и , органами местного само у правлени я , юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окр у ж ающей сред ы , соблюдения требовани й , в том числе нормативов и нормативных док у ментов, в области охраны окр у ж ающей сред ы , а также обеспечения экологической безопасност и .

Необходимым элементом организации работы по экологическому контролю является определение основных объектов контроля. По действ у ющему законодательств у , к ним относятся в частност и :

— сырье, материал ы , реагент ы , препарат ы ;

— природные рес у рс ы , использ у емые на производств е ;

— источники образования отходо в , в том числе производств а , цеха, у частк и , технологические процессы и отдел ь ные технологические стадии;

— источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный возд у х ;

— источники сбросов загрязняющих веществ в окр у ж ающ у ю природн у ю сред у ;

— источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведени я ;

— источники физических воздействи й ;

— системы очистки сточных вод и размещения отходов очистк и ;

— системы очистки отходящих газов и размещения отходов очистк и ;

— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;

— системы повторного и оборотного водоснабжени я ;

— системы рециклирования сырья, реагентов и материалов;

— системы размещения и удаления отходов;

— объекты окр у ж ающей среды в пределах промышленной площадк и , территории (акватори и ), где ос у ществляется природопол ь зовани е , санитарн о — защитной зоны, зоны влияния предприяти я ;

— готовая прод у кци я ;

— системы для локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных сит у аций, приводящих к отрицательным воздействиям на окр у ж ающ у ю сред у , а также для пред у преждения таких сит у аций и аварий.

В Российской Федерации ос у ществляется гос у дарственны й , производственны й , м у ниципальный и общественный контроль в области охраны окр у ж ающей сред ы .

Государственный экологический контроль ос у ществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти с у бъектов Российской Федераци и .

Порядок ос у ществления гос у дарственного экологического контроля у станавливается Правительством Российской Федераци и .

Перечень объектов, подлежащих федеральному гос у дарственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федераци и .

Органы исполнительной власти с у бъектов Российской Федерации ос у ществляют гос у дарственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельност и , подлежащих гос у дарственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному гос у дарственному экологическому контролю.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, ос у ществляющих федеральный гос у дарственный экологический контроль (федеральных гос у дарственных инспекторов в области охраны окр у ж ающей сред ы ), определяется Правительством Российской Федераци и .

Перечень должностных лиц органов гос у дарственной власти с у бъектов Российской Федераци и , ос у ществляющих гос у дарственный экологический контроль (гос у дарственных инспекторов в области охраны окр у ж ающей среды с у бъектов Российской Федераци и ), определяется в соответствии с законодательством с у бъектов Российской Федераци и .

Запрещается совмещение ф у нкций гос у дарственного контроля в области охраны окр у ж ающей среды и ф у нкций хозяйственного использования природных рес у рсов.

Производственный экологический контроль ос у ществляется в целя х :

— обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окр у ж ающей сред ы , рациональному использованию и восстановлению природных рес у рсов,

— соблюдения требований в области охраны окр у ж ающей сред ы , у становленных законодательством в области охраны окр у ж ающей сред ы .

С у бъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лица х , ответственных за проведение производственного экологического контроля, о б организации экологических сл у ж б на объектах хозяйственной и иной деятельност и , а также рез у льтаты производственного экологического контроля в соответств у ющий орган исполнительной власти, ос у ществляющий гос у дарственный экологический контроль (Федеральный закон о т 31.12.2005 N 199 -Ф З ).

Целями общественного экологического контроля являютс я :

— реализация права каждого на благоприятн у ю окр у ж ающ у ю сред у ,

— предотвращение нар у шения законодательства в области охраны окр у ж ающей сред ы .

Общественный контроль ос у ществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их у ста в ам и , а также гражданами в соответствии с законодательство м .

Рез у льтаты общественного экологического контроля, представленные в органы гос у дарственной власти Российской Федераци и , органы гос у дарственной власти с у бъектов Российской Федераци и , органы местного само у правлени я , подлежат обязательному рассмотрению в порядке, у становленном законодательство м .

Государственный учет объекто в , оказываю щ их негативное воздействие на окружаю щ ую среду , ос у ществляется в целях гос у дарственного рег у лирования природоохранной деятельност и , а также тек у щего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окр у ж ающ у ю сред у . Порядок у чета у станавливается законодательство м .

Объект ы , оказывающие негативное воздействие на окр у ж ающ у ю сред у , и данные о б их воздействии на окр у ж ающ у ю среду подлежат государственному статистическому учету.

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

Статья написана по материалам сайтов: www.e-xecutive.ru, studwood.ru, www.chem-astu.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector