Кого освободили от уплаты НДС?

Финансовая газета. Региональный выпуск», 2010, N 17

Новые нормы НК РФ

Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 287-ФЗ) введены новые пп. 29 и 30 к п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно указанным нормам не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:

реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Приведенные положения при их внимательном рассмотрении вызывают недоумение, ничего, кроме путаницы, они не прибавили.

ТСЖ и ЖСК не от чего освобождать

Начнем с пп. 30 ст. 149 НК РФ. В строгом соответствии со ст. ст. 38 и 39 НК РФ ТСЖ и ЖСК в своей деятельности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не реализуют (не продают) никаких работ и услуг. Следовательно, объекта обложения НДС не возникает. От чего же их освобождает пп. 30?

Работы и услуги неразрывно связаны с реализацией. Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц. В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

В обоих определениях ключевым элементом для целей налогообложения выступает реализация, т.е. процедура продажи.

Определение термина «реализация» дано в ст. 39 НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В этом определении ключевой элемент — наличие двух лиц. Одно из них является заказчиком (покупателем), а другое — исполнителем (продавцом). Реализация осуществляется на основе договора между ними (ст. ст. 454, 702, 779 ГК РФ).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что во взаимоотношениях между ТСЖ (ЖСК) и собственниками помещений отсутствуют продажи.

Дело в том, что отдельный собственник не может выступать заказчиком на содержание и ремонт его доли общего имущества, поскольку он не вправе выделить в натуре свою долю (ст. 290 ГК РФ; п. 4 ст. 37 ЖК РФ). Если, например, ремонтируется или обслуживается часть общего имущества (лифт, сантехника и т.п.), то это делается не для какого-то отдельного собственника, а для всех собственников в многоквартирном доме. Договор ТСЖ (ЖСК) с отдельным собственником на содержание его доли в общем имуществе является беспредметным. Договор может быть заключен только на общее имущество в доме. То есть другим лицом, заказчиком в договоре может выступать представитель всех собственников. Таким представителем согласно ч. 8 ст. 138 ЖК РФ является само ТСЖ (ЖСК). Это означает, что ТСЖ (ЖСК) должно выступать и заказчиком, и исполнителем, т.е. другое лицо, а следовательно, и признаки реализации, соответствующие п. 1 ст. 39 НК РФ, отсутствуют.

Это доказательство вполне отвечает и обычному здравому смыслу. Ведь ТСЖ (ЖСК) — это объединение собственников. Следовательно, заказчик (ТСЖ как объединение собственников) и исполнитель (ТСЖ как юридическое лицо) совмещены в одном и том же лице. А самому себе лицо не может что-то продавать. Это одна из характерных особенностей деятельности ТСЖ (ЖСК), которая четко зафиксирована в Постановлении Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57: «. ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ».

Таким образом, очевидно, что пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не имеет никакого отношения к деятельности ТСЖ и ЖСК, и в представленном виде его нельзя было включать в НК РФ. Освобождать от уплаты НДС можно только реализацию работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. Потому что управляющая организация — это одно лицо, а представитель всех собственников — другое, и налицо реализация.

Но дело не только в этом.

Научимся перепродавать услуги?

Подпункты 30 и 29 ст. 149 НК РФ содержат удивительные по своей надуманности части текста, начинающиеся словами «при условии», т.е. от НДС освобождаются только те услуги, которые ТСЖ, ЖСК, УО приобретают у третьего лица, а затем оказывают эти услуги своим потребителям. При этом возникают сразу две нелепости: первая — приобретение услуги; вторая — перепродажа услуги.

К сожалению, до сих пор распространено искаженное представление о сущности услуг вообще и коммунальных услуг в частности.

Услуга — особый вид деятельности, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и сразу же потребляются в процессе этой деятельности (ст. 38 НК РФ). Отсюда очевидно, что:

  1. услуга всегда направлена только тому, кто ее потребляет;
  2. услугу нельзя приобретать, ее можно только потреблять;
  3. услугу невозможно перепродавать;
  4. производитель и исполнитель услуги — это всегда одно и то же лицо.

Сторонники концепции приобретения и перепродажи коммунальных услуг используют весьма забавный прием: они уверяют, что коммунальные услуги — это вовсе не услуги, а некие товары, «коммунальные ресурсы» — вода, тепло, электричество, газ. При этом приводятся такие аргументы:

а) все, что продается, — это товар;

б) коммунальные услуги обладают той особенностью, что они сопровождаются движением вещества или энергии от одного лица к другому лицу, значит, продаются товары;

в) услуга не имеет вещественного результата (ст. 38 НК РФ), а коммунальные услуги измеряются вполне вещественными единицами измерения — литрами, калориями, киловатт-часами. Значит, коммунальные услуги не являются услугами «в чистом виде» и, следовательно, это товары;

г) отношения по продаже воды, газа, энергии отнесены к их регулированию самостоятельными нормами § 6 гл. 30 ГК РФ, которые предусматривают отношения по купле-продаже, а не по возмездному оказанию услуг, которые регулируются совершенно другими нормами гл. 39 ГК РФ.

Делается вывод: раз коммунальные услуги — это товары, то их можно и приобретать, и перепродавать. Однако эти ошибочные и очень вредные для практики представления легко опровергаются.

Коммунальные услуги — это товары?

С общеэкономической точки зрения все, что продается, это товар. Но в конкретной экономике, в гражданском праве, в налоговом законодательстве проведена четкая и принципиальная граница между понятиями «товар», «работа», «услуга» (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 2 ГК РФ; ст. 38 НК РФ).

Согласно нормам Гражданского и Налогового кодексов товар — это имущество. В силу ст. ст. 454, 455 ГК РФ товар — это вещь, которая при купле-продаже переходит от одной стороны в собственность другой стороне. Точно так же согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.

В ст. 128 ГК РФ перечислены следующие объекты гражданских прав:

работы и услуги;

Совершенно очевидно, что коммунальные услуги как объект гражданского права не относятся к вещам (к имуществу), поскольку предоставление коммунальных услуг не сопровождается приращением имущества у потребителя коммунальных услуг. Не происходит и перехода права собственности. А если это так, то коммунальные услуги могут быть отнесены только ко второй группе объектов гражданских прав, т.е. представляют собой именно услуги (не забавно ли, что приходится доказывать: «коммунальные услуги — это услуги»?).

Это интересно:  Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах

Различия между товарами и коммунальными услугами значительны (см. таблицу).

То, что объем коммунальных услуг измеряют вещественными единицами измерения (литры, калории, киловатт-часы), не означает, что услуги становятся товарами. Результат коммунальных услуг нематериален — именно это является существенным. Ведь вполне можно было, например, измерять услугу такси количеством истраченного бензина. Но при этом вряд ли кто-нибудь скажет, что в такси продается бензин. А почему же утверждают, что в ванной комнате продается вода?

При внимательном прочтении гл. 39 «Возмездное оказание услуг» убеждаемся, что правила этой главы могут быть применены и к договорам, предусмотренным гл. 30, поскольку ст. 779 ГК РФ этого не исключает.

Так что коммунальные услуги являются услугами без каких-либо изъятий и исключений. Их нельзя ни приобретать, ни перепродавать, можно только потреблять. Следовательно, должны быть дезавуированы ошибочные нормы пп. 29 и 30 ст. 149, проникшие в НК РФ.

Кого же освободили от НДС?

Если инициаторы внесения в НК РФ рассматриваемых изменений ставили своей целью освобождение от НДС, то речь должна была идти только об управляющих организациях и только об их деятельности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Управляющие организации в ходе этой деятельности, конечно, реализуют свои работы и услуги, так как при этом действуют два лица: представитель всех собственников (заказчик) и управляющая организация (исполнитель). Следовательно, налицо признаки реализации, и, значит, управляющие организации, применяющие общий режим налогообложения, являются плательщиками НДС. Освобождение управляющих организаций от НДС было бы логически оправданным: это повысило бы их способность конкурировать с ТСЖ и ЖСК, у которых деятельность по содержанию и ремонту общего имущества не связана с реализацией и потому не может облагаться НДС.

Однако об этом в НК РФ речь не идет. Положения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ составлены так, что они полностью противоречат преамбуле п. 3, т.е. словам «не подлежат налогообложению». На самом-то деле никакого освобождения от уплаты НДС нет. Если управляющая организация осуществляет содержание и ремонт общего имущества собственными силами, то норма пп. 30 не действует. Если же управляющая организация нанимает для этого стороннего исполнителя, то ему оплачивается полная стоимость работы (услуги), включающая НДС (ведь на стороннего исполнителя освобождение от НДС не распространяется). Следовательно, и конечные потребители — граждане будут оплачивать стоимость работ и услуг вместе с суммой НДС, уплаченной стороннему исполнителю. Вот и получается, что никакого освобождения от НДС нет. Единственная реальная функция пп. 30 состоит в том, что управляющая организация освобождается от двойного налогообложения. Удивляет, как такое могло проникнуть в НК РФ.

Что касается пп. 29, то он в представленном виде не касается ни ТСЖ, ни ЖСК, ни управляющих организаций, поскольку эти организации сами никаких коммунальных услуг гражданам не оказывают. Исключение составляют случаи, когда в пользовании указанных организаций имеются инженерные объекты инфраструктуры, предназначенные и используемые для предоставления коммунальных услуг (тепловые пункты, бойлерные, скважины и пр.). Только такие случаи и надо было отразить в пп. 29, если стояла цель реального освобождения от НДС.

Освобождение от уплаты НДС при импорте товаров в Россию

Освобождение от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию России возможно по одному из следующих оснований:

  • товары не подлежат налогообложению;
  • продукция ввозится в Россию в связи с ее передачей в рамках одного и того же юридического лица (например, происходит передача от головной организации одному из своих филиалов), между подразделениями в разных странах ЕАЭС (в этом случае НДС уплачивается покупателем, а экспортер получает применить нулевую – как при экспорте – ставку НДС);

Список (перечень) товаров, освобожденных от уплаты НДС при импорте из стран ЕАЭС (ранее ТС) и иных государств:

  • мясо и пищевые мясные субпродукты, рыбы и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные, молоко и молочные продукты, яйца птиц, мед натуральный, пищевые продукты животного происхождения, амбра серая, струя бобровая;
  • некоторые живые растения (включая их корни), черенки и отводки, мицелий гриба, овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды, съедобные плоды и орехи, кожура и корки цитрусовых или бахчевых культур, кофе, чай, матэ и пряности, зерновые хлеба;
  • продукция мукомольно-крупяной промышленности, солод, крахмал, инулин, пшеничная клейковина, масличные семена и плоды, прочие семена, плоды и зерно, лекарственные растения и растения для технических целей, солома и фураж;
  • соки и экстракты растительные, пектиновые вещества, пектинаты и пектаты, агар-агар, жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты их расщепления, приготовленные пищевые жиры, воски животного или растительного происхождения (за исключением товаров, согласно ТН ВЭД классифицируемых «для технического и промышленного применения, кроме производства продуктов питания для человека»);
  • изделия из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных, сахар и кондитерские изделия из сахара, какао и продукты из него, изделия из зерна и хлебных злаков, муки, крахмала и молока; мучные кондитерские изделия, продукты переработки овощей, плодов, орехов или прочих частей растений;
  • воды, включая натуральные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или ароматических веществ, за исключением фруктовых или овощных соков, лед и снег, некоторые сусла виноградные, уксус и его заменители, полученные из уксусной кислоты;
  • остатки и отходы пищевкусовой промышленности, готовые корма для животных, соль (включая соль столовую и денатурированную) и хлорид натрия чистый;
  • продукты неорганической химии, соединения неорганические и органические драгоценных и редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов (только для пищевых, фармацевтических и медицинских целей)
  • органические химические соединения (только для пищевых, фармацевтических и медицинских целей), фармацевтические продукты;
  • удобрения;
  • пасты для лепки (включая пластилин для детской лепки);
  • желатин и его производные;
  • ферменты, ферментные препараты;
  • фотопластики и фотопленки плоские, рентгеновские, для медицинских, стоматологических и ветеринарных целей;
  • уголь активированный;
  • инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, средства против прорастания и регуляторы роста растений;
  • некоторые реагенты сложные диагностические или лабораторные;
  • продукты и составы, применяющиеся в фармакологии и хирургии;
  • оболочки искусственные (для колбасных изделий);
  • принадлежности канцелярские или школьные;
  • латекс каучуковый натуральный (только для медицинских целей);
  • изделия гигиенические и фармацевтические, некоторые хирургические, гигиенические полотенца и тампоны, детские пеленки и аналогичные санитарно-гигиенические изделия;
  • изделия, применяемые в хирургических, медицинских и гигиенических целях, нерасфасованные для розничной продажи;
  • ткани для изготовления бандажей, перевязочных материалов и медицинской марли;
  • бумага упаковочная многослойная (картон – не менее 50% массы, полиэтилен, алюминиевая фольга);
  • журналы регистрационные, тетради, обложки для книг из бумаги или картона;
  • вата из текстильного сырья и изделия из нее;
  • пальто, включая плащи с капюшоном, куртки теплые (в том числе лыжные), костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты (кроме купальных) трикотажные, мужские и мальчиковые;
  • сорочки и рубашки трикотажные, мужские и мальчиковые, блузы, рубашки и батники трикотажные, женские и для девочек, белье нижнее мужское и мальчиковое, трикотажное, белье нижнее, женское и для девочек, трикотажное, майки, фуфайки и аналогичные изделия трикотажные;
  • свитеры, пуловеры, джемперы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные, детская одежда и принадлежности к ней трикотажные, колготы, чулки, гольфы, носки и подследники и прочие чулочно-носочные изделия;
  • перчатки, варежки, митенки трикотажные;
  • верхняя одежда и белье (включая школьную форму) текстильные (кроме трикотажных);
  • водонепроницаемая обувь на подошве и с верхом из резины или полимерного материала;
  • другие виды обуви на подошве и с верхом из резины или полимерного материала;
  • обувь на подошве из резины, полимерного материала, натуральной или искусственной кожи с верхом из кожи или текстильных материалов;
  • прочая обувь, головные уборы;
  • ампулы, стекла для корректирующих зрение очков, посуда стеклянная лабораторная, гигиеническая или фармацевтическая, градуированная или неградуированная, калиброванная или некалиброванная;
  • стерилизаторы медицинские, хирургические и лабораторные;
  • коляски инвалидные, части и оборудование к инвалидным коляскам, коляски детские и их части;
  • приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские и хирургические, их части и принадлежности;
  • мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная, кровати, мебель деревянная, типа спальной, мебель пластмассовая, мебель из прочих материалов, матрацы, игрушки;
  • капсулы из желатина для медицинских целей.

Правилами освобождения от НДС при импорте товаров в России не допускается право организаций (юридических лиц) и предпринимателей на освобождение от исполнения обязательств налогоплательщика, если за три предшествующие отчетному периоду календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (за исключением подакцизных) не превысила 2-х миллионов рублей, что устанавливается ст. 145 НК РФ. Т.е. согласно правилам освобождения от НДС не предусмотрено, что налогоплательщик сможет по указанному основанию не платить налоги.

Это интересно:  Есть ли льготы по ОСАГО?

При ввозе на территорию РФ товаров, освобожденных от налогообложения по НДС, с территории страны – участницы ЕАЭС в декларации по НДС заполняется раздел 7:

  • в строке 010 отмечается код операции, по которой получен доход по ставке 0%, в графу 2 вносится исчисленная для данной прибыли налоговая база, в графы 3 и 4 – подлежащая уплате в бюджет по указанной ставке сумма налога;
  • в графе 5 по каждому коду операции указывается предъявленная налогоплательщику сумма налога по товарам, использовавшимся для осуществления облагаемой операции; сюда же указывается сумма налога, уплаченного в качестве налогового агента при ввозе товара на территорию РФ;
  • в строке 020 в графах 2 – 5 указывается общая сумма соответствующих граф строки 010 для всех операций;
  • в строке 030 указывается разница, если сумма величин граф 3 и 4 больше, чем значение графы 5, итоговое значение строки 030 используется для расчета показателя строки 040 раздела 1 декларации по НДС;
  • в строке 040 указывается разница, если значение графы 050 больше суммы граф 3 и 4, эта разница учитывается в строке 050 раздела 1;
  • требуется документально подтвердить обоснованность применения ставки в 0% для операций, указанных в разделе 7.

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)

Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей; (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ) Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Дополнительные продукты для Ломбардов:

Кто освобождается от уплаты ндс

Освобождение организации от уплаты НДС

Какие условия предлагает законодатель для того, чтобы получить освобождение от уплаты НДС?

Многие предприниматели часто наталкиваются на мысль: а можно ли платить в доход бюджета меньше налогов или получить освождение от их уплаты вовсе?

Право на освобождение от уплаты НДС доступно как предприятию, так и индивидуальному предпринимателю. Чтобы получить освобождение от НДС, нужно соблюдать следующие условия.

Порядок освобождения от уплаты НДС предусматривает подачу в налоговую инспекцию соответствующего уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют юр лица);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют частные предприниматели);
  • копию журнала счетов-фактур.

Документы подаются не позднее двадцатого числа месяца, с которого планируется использование права на освобождение. Если заявлено о праве на освобождение, налоги на добавленную стоимость не выплачивается в течение года, причем отказаться от освобождения от налога в течение указанного срока невозможно.

Спустя год неуплаты налога предприниматель или организация снова подают в налоговую инспекцию документы и уведомление, продлевающие освобождение еще сроком на год. Также можно отказаться от такой системы учета налогов. В таком случае субъект хозяйственной деятельности подает в налоговую инспекцию уведомление, заполненное в произвольной форме. В случае не предоставленных вовремя документов все суммы НДС, не выплаченные организацией или предпринимателем, подлежат восстановлению и уплачиваются в бюджет государства.

Наша компании может проконсультировать Вас и помочь подготовить необходимые документы. Наш телефон для связи.

НДС: Освобождение от уплаты налога

Согласно ст. 145 НК РФ налогоплательщики могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС. Таким правом могут воспользоваться как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн руб.

Стоит отметить, что данная норма является правом, а не обязанностью. Таким образом, даже если выручка организации составляет менее 2 млн руб., она может этим правом не пользоваться. Это связано, прежде всего, с деятельностью организации, поскольку не все предприятия соглашаются работать с организацией — неплательщиком НДС.

Это интересно:  Жизнь в частном секторе Омска предполагает соблюдение правил благоустройства

Существуют случаи, когда выполняется основное условие для освобождения от уплаты НДС, а воспользоваться им организация не имеет права. Иными словами, независимо от размера выручки не имеют права на освобождение лица, реализующие подакцизные товары, в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. В данном случае речь идет об алкогольной продукции, пиве, табачной продукции, автомобилях легковых, автомобильном бензине и т.д., перечень которых установлен ст. 181 НК РФ.

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является реализация подакцизных товаров, она может воспользоваться правом освобождения от НДС по иным видам деятельности. Для этого предприятиям необходимо организовать ведение раздельного учета.

Выручка предприятия от реализации товаров (работ, услуг), являющаяся основанием для освобождения от НДС, определяется за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС.

При определении размера выручки от реализации следует придерживаться следующих правил:

1. Для признания выручки от реализации товаров (работ, услуг) применяется метод «по отгрузке», который и должен быть прописан в учетной политике для целей налогового учета.

2. При определении выручки следует учитывать выручку от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0%), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (в соответствии со ст. ст. 147 и 148 НК РФ).

3. При определении выручки от реализации не будут приниматься во внимание следующие суммы:

— полученные по операциям, облагаемым единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности;

— перечисленные в ст. 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);

— суммы частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);

— от реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

— от операций, осуществляемых налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ.

Если организация решила получить освобождение от НДС и имеет основания для этого, ей необходимо представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Перечень документов, необходимых для предъявления в налоговые органы, закреплен в п. 6 ст. 145 Налогового кодекса РФ. Форма уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Так, если предприятие планирует получить освобождение с 1 января, то подать заявление ему необходимо до 20 января. Выручку необходимо рассчитать за три предшествующих месяца: октябрь, ноябрь, декабрь.

Перечень документов, подтверждающих право освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС, различен для организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, организации должны представить следующие документы:

— выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);

— выписку из бухгалтерского баланса;

— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за предшествующие три месяца).

Индивидуальные предприниматели для получения данного право должны представить:

— выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);

— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (за предшествующие три месяца);

— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за предшествующие три месяца).

Если организации осуществляли переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться индивидуальными предпринимателями и организациями непосредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

В соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не может применяться в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. Следовательно, лица, освобожденные от исполнения обязанности по уплате НДС, не исчисляют данный налог по следующим операциям:

— при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе их безвозмездной передаче (выполнении, оказании);

— при передаче на территории РФ товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

— при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Освобождение от исполнения перечисленных обязанностей по уплате НДС предоставляется на 12 календарных месяцев. Помимо этого, необходимо иметь в виду, что применение ст. 145 НК РФ освобождает организации и предпринимателей только от исполнения обязанности по уплате НДС в качестве налогоплательщика. В качестве налоговых агентов данные субъекты должны исполнять свои обязанности в общем порядке.

В том случае, если организации или индивидуальные предприниматели применяют ст. 145 НК РФ, они освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. К обязанностям, связанным с исчислением и уплатой налога, относится не только обязанность по уплате налога, но и обязанность по его учету и сдаче налоговой декларации. Следовательно, указанные лица освобождаются от исполнения всего комплекса обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, в том числе и от обязанностей сдачи налоговой декларации по НДС.

Если освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели являются налоговыми агентами или незаконно предъявляют к оплате счета-фактуры с суммой НДС, то они должны сдать налоговую декларацию по НДС в общем порядке.

Так, согласно абз. 8 п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 07.11.2006 N 136н) организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст. 145 НК РФ, в случае:

1) выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют титульный лист и разд. 1 декларации;

2) осуществления ими операций, предусмотренных ст. 161 Кодекса, заполняют титульный лист и разд. 2 декларации.

Прекращение права на применение налогового освобождения может быть использовано добровольно или в обязательном порядке. Как упоминалось ранее, освобождение от уплаты НДС выдается организации на срок 12 месяцев. По истечении данного срока налогоплательщик теряет данное право, но ему предоставляется возможность продлить срок действия освобождения. Иными словами, данный порядок прекращения освобождения и будет являться добровольным, поскольку налогоплательщику дается возможность продления так называемой льготы, если это позволят соответствующие условия. При желании налогоплательщика он может вновь исчислять и уплачивать НДС. Но стоит также отметить, что если налогоплательщик получил право освобождения от налогообложения на установленный период (12 месяцев), то отказаться от него он может только по истечении этого срока. В срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за двенадцатым месяцем, налогоплательщик направляет в налоговые органы уведомление об отказе от использования данного права. Одновременно с уведомлением налогоплательщик отправляет в налоговые органы документы. Индивидуальный предприниматель представляет документы:

— выписку из книги продаж (за весь срок освобождения);

— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (за весь срок освобождения);

— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за весь срок освобождения).

Статья написана по материалам сайтов: southlog.ru, otr-soft.ru, zakonosfera.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий