+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

КоАП РФ 2019

Кодекс РФ об административных правонарушениях с последними изменениями и дополнениями

Сегодняшняя редакция действует с 29 мая 2019 г.

Следующие изменения в действующей редакции КоАП РФ произойдут не позднее 5 июня 2019 г. , когда Президент России подпишет и опубликует новый пакет законов, одобренный на заседании Совета Федерации 29 мая 2019 г.

Следите за последними изменениями КоАП РФ , подписавшись на наш RSS-канал или став нашим читателем в Twitter .

СОДЕРЖАНИЕ КоАП РФ

Для быстрой навигации по статьям КоАП РФ граждане России могут пользоваться левым боковым меню. Содержание каждой главы отражено на соответствующей странице.

РАЗДЕЛ Ⅰ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ Ⅱ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ Ⅲ. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅳ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅴ. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

33 главы КоАП РФ образуют собой 5 тематических разделов. Первый раздел описывает общие начала административного законодательства России. Во втором разделе представлен перечень всех возможных административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне) и санкции за эти нарушения. Третий раздел посвящен судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, описаны их полномочия и установлена подведомственность дел. В четвертом разделе собраны главы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях и порядок привлечения к административной ответственности. Заключительный пятый раздел КоАП РФ рассматривает порядок исполнения решений по административным делам.

Изменения и дополнения КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — это основной документ, регулирующий общественные отношения в области административного права России. С момента своего вступления в силу в 2002 году административный Кодекс дополнялся новыми статьями, уточнялись формулировки и ужесточались санкции в уже существующих статьях, а какие-то статьи утрачивали силу.

Внесение изменений и дополнений в КоАП РФ — это способ поддерживать актуальность настоящего нормативного акта. Изменения в КоАП происходят только одним способом, а именно вследствие принятия Федеральных законов, которые подписывает и публикует Президент России .

Основная сложность в поддержании актуальной редакции Кодекса — это частота вносимых изменений. Например, за 12 месяцев 2014 года, было принято 54 Федеральных закона, предполагающих те или иные изменения в КоАП РФ в разные сроки. За этот же период вступили в силу нормы 29 ФЗ , принятых ранее в 2012 и 2013 годах.

Преодолевая эту сложность, улучшая восприятие норм Кодекса, предоставляя пользователю возможность современной навигации по тексту Кодекса, мы реализовали наш проект, где всегда представлена действующая на сегодня редакция Кодекса об административных правонарушениях. Наша редакция КоАП РФ всегда актуальна, но при этом не отягощена историей правок. Все изменения КоАП РФ представлены в календарном порядке на отдельных страницах за соответствующий год.

КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях). Общая характеристика

Административная ответственность широко практиковалась в СССР. Законодательство носило некодифицированный характер. Впервые законодательство об административных правонарушениях было кодифицировано 1984 в виде КоАП РСФСР. Нормы создавались по образцу норм Уголовного Кодекса путем их упрощения таким образом, чтобы применять их могли не только судьи, но и должностные лица,вообще не имеющие юридического образования.

Распад СССР привел к декодификации административно-деликтного законодательства.

КоАП РФ вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Структура КоАП:

5 разделов, объединяющих 32 главы.

1 раздел – общие положения, то есть структуре законодательства, видам наказаний.

2 раздел – особенная часть (17 глав, где по родовому признаку сгруппированы составы административных правонарушений).

3 раздел – структурно-компетенционные нормы, определяющие тех, кто может рассматривать дела об АП.

4 раздел – производство по делам об АП.

5 раздел – исполнение постановления по делу об АП.

КоАП определяет структуру всего законодательства об АП. КоАП определяет, какие акты в соответствии с ним могут и должны быть приняты, причем перечень является закрытым.

1. Постановления правительства, которые призваны урегулировать отдельные процедуры применения мер обеспечения или порядок исполнения отдельных видов наказания, например, условия отбывания административного ареста.

2. акты ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), которыми утверждается перечень ДЛ этих органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об АП (ПДАП). Каждый контрольно-надзорный орган утверждает для себя внутриведомственный акт.

3. акты ФОИВ, определяющие порядок применения отдельных мер обеспечения в ПДАП.

4. методические разъяснения органов.

КоАП от 30.12.2001.- основной закон, регулирующий адм. ответвсвенность. Он регулирует вопросы административной ответственности, которое признано решать на федеральном уровне.

· закрепляет общие положения и принципы законодательства о административном правонарушении;

· устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение;

· регулирует производство по делам об адм. правонарушениях;

· устанавливает порядк исп постан-й о назнач адм наказаний;

· устанавливает виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения.

КоАП РФ основыв на КРФ, общепризнан нормах и приныципах междунар права и международных договорах.

Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст 1.2 КоАП):

· охрана прав и свобод человека и гражданина;

· охрана здоровья гр-н, сан-эпидемологич благополучия населения;

· защита общественной нравственности;

· охрана окружающей среды;

· охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;

· предупреждение административных правонарушений.

Вместе с другими нормами административного права КоАП призван обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивные нормы многих отраслей права. КоАП основывается на таких принципах как: принцип равенства пред законом, презумпция невиновности, обеспечения законности при применении мер административного принуждения, гуманизм при ведении дел об административных правонарушениях.

Особенности КоАП:

1.содержит систему материальных норм (общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний, принципы их применения) и процессуальных норм (производство по делам об административных правонарушениях);

2.нормы КоАП универсальны, т.к. защищают как регулятивные нормы административного права, так и регулятивные нормы других отраслей права;

3.закрепляет ответственность физических и юридических лиц;

4.регламентирует ответственность за административные правонарушения в 2 юрисдикционных режимах: административный и судебный (6 из 9 наказаний назначаются только судом); ответственность за административный правонарушения регулируется как на федеральном уровне так и на уровне субъектов, поэтому КоАП четко определил: за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность; какие санкции могут быть им установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ. КоАП РФ с 2001 г впервые закрепил понятие вины юридического лица (ст.2.1.). Впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

По КоАП адм ответственность может наступать при достижении 16 лет возраста (ст 2.3). В связи с тем, что исполнительная власть отличается мобильностью, то нормы, закрепленные в КоАП подвержены постоянной модернизации. КоАП имеет свою систему наказаний, не пользуется другими системами наказаний. В режиме административной юрисдикции дела об административных правонарушениях могут рассматриваться более 60 органами исполнительной власти.

Это интересно:  Взыскание задолженности по неисполнению договора аренды

59. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации. Изначально это касалось административной ответственности. Общий принцип, согласно которому федерация устанавливает общие положения, а субъект детализирует + и федерация, и субъект разграничивают конкретные полномочия м/у собой и в рамках них каждый осуществляет собств.регулирование и исполняет. КоАП исполняется и фед.органами и органами субъектов. Акты субъектов – только органами субъектов.

Разграничение полномочий складывается следующим образом:

Большая часть полномочий – у РФ. Только РФ может регламентировать общие положения, включая понятие правонарушения, виды и порядок применения административных наказаний, принципы привлечения к ответственности, также РФ закрепляет общие правила подведомственности, регламентирует производство по делам об АПН и порядок исполнения постановлений по делам об АПН.

Соответственно, субъект может устанавливать собственные региональные составы, при этом вопрос: какие составы могут быть только федеральными, а какие – субъектами (регулятивная есть, а охранительной нет, например). Разграничение осуществляется по критерию того, имеет ли правонарушение региональное или федеральное значение. И КоАП и ВС дают однозначное толкование – ответственность всегда следует за регулятивной нормой. Если регулятивная норма закреплена на фед.уровне – ответственность может установить только федерация. Если фед.законодатель не установил санкцию – то это сознательная позиция и не субъекту её пересматривать (ВС). Составы, которые устанавливают ответственность за нарушение региональных норм и правил, могут быть регламентированы субъектами. И только.

Субъекты могут определять, кто будет рассматривать региональные составы, т.е. подведомственность дел конкретным органам. При этом возложить обязанность по рассмотрению дел субъект может только на орган субъекта. Соответственно, субъект может сказать, что дело уполномочен рассматривать мировой суд, но на компетенцию районного суда он покушаться не может. Отдельное положение занимала милиция общественной безопасности, т.к. она нах-сь в совместном ведении и субъект мог возложить часть дел на эти органы. В связи с вступлением в силу ФЗ «О полиции» пока ситуация не изменилась. При этом совместность ведения в этой ситуации в значительной мере осталась в прошлом. Могут быть созданы специализированные органы для рассмотрения дел об АПН, как правило, в форме административных комиссий.

В рамках производства по делам об АПН субъект из всего производства устанавливает только одно: органы и должностные лица, которые уполномочены составлять протоколы.

Отдельные полномочия, в рамках создания специализированных органов, формирования комиссий по делам несовершеннолетних и определения лиц, которые уполномочены составлять протоколы, могут быть переданы субъектом феедрации ОМС. Т.к. ОМС являются более заинтересованными. Субъект должен предоставить финансирование.

Регулирование на уровне субъекта осуществляется в форме законов. Кодексами называть нельзя

60. Административная ответственность: понятие, сущность, значение и основные черты

Административная ответственность – это негативная оценка государством действий правонарушителя, именуемых административным правонарушением, и выражается в назначении правонарушителю административного наказания.

Особенности административной ответственности:

• Широкая нормативная база;

КоАП на федеральном уровне; на уровне субъектов – законы субъектов об административных правонарушениях; подзаконные акты: на федеральном уровне — постановления правительства; на уровне субъектов – акты высших исполнительных органов субъекта.

• административная ответственность охраняет не только административные правоотношения, но и отношения иной отраслевой принадлежности (конституционно-правовые, градостроительные, трудового права, гражданского права и иные).

• Большое количество субъектов, уполномоченных осуществлять привлечение к административной ответственности: суды, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные отделения, органы исполнительной власти субъектов РФ.

• Широкий круг субъектов, которые привлекаются к административной ответственности: физические лица, как правило, не находящиеся в организационной подчиненности от тех органов или ДЛ, которые их привлекают (при этом могут быть иностранцы, апатриды); юридические лица.

• Основание ответственности – совершение лицом административного правонарушения; оно обладает всеми чертами родового правонарушения (противоправности, виновности, наказуемости, деяния + видовой признак – общественный вред).

• Для привлечения к АО установлен особый процессуальный порядок, закрепленный в разделе 4 КоАП «производство по делам об административных правонарушениях» + субсидиарно применяется АПК.

• Равенство перед законом: физические лица подлежат административной ответственности вне зависимости от пола, расы, возраста, а юридические лица независимо от организационно-правовой формы.

Федеральным законом могут устанавливаться особенности привлечения к отдельным видам административной ответственности отдельных категорий лиц. Причем это могут быть лица, занимающие определенные должности, а также лица, обладающие объективными признаками в их физиологии, например, малочисленные народы Крайнего Севера.

Административная ответственность включает 2 части:

1) лицо может нести административную ответственность за то деяние, в котором установлена его вина;

2) распределение бремени доказывания (лицо не обязано доказывать свою невиновность);

3) неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется расследование.

4) Сам законодатель устанавливает исключение из презумпции невиновности для ФЛ: примечание к ст.1.5 и ст.2.6 (в области безоп дор движения и благоустройства территории на тс лучае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи ).

5) Презумпция невиновности специфически работает в отношении ЮЛ: формально она к ним применяется, но в отношении них сформулирована такая конструкция вины, что фактически бремя доказывания невиновности возлагается на само ЮЛ.

• В рамках силы закона, смягчающего или отменяющего АО, улучшающего положение лица, совершившего правонарушение.

Смягчение административной ответственности:

исключается из альтернативной санкции более строгое наказание;

исключается дополнительное наказание

отмена состава с квалифицирующими отягчающими ответственность признаками.

снижение размеров всех или одного из возможных наказаний;

Пересмотр заключается в том, что новая норма распространяется на все производства, которые еще не окончены или которые еще не начинались.

Основаниями для освобождения от ответственности:

В административно-деликтном праве нет конструкции освобождения от наказания. Возможно только освобождение от ответственности.

Об освобождении от административной ответственности может идти речь только в том случае, когда в действиях лица содержатся все признаки административного правонарушения, но в силу определенных причин привлечение его к административной ответственности невозможно(не дифференцирует освобождение от ответственности и наказания, есть только освобождение от ответственности – невменяемость не будет освобождением – это нет состава, потому что нет субъекта):

НО: когда есть состав, но не привлекаем к ответственности :

Замена для несовершеннолетнего лица административного наказания мерами воспитательного воздействия (ч.2 ст.2.3.)

Замена административной ответственности дисциплинарной ответственностью для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (ч.1 ст.2.5.) – если есть дисциплинарный кодекс – будет только дисциплинарная ответственность

Крайняя необходимость и необходимая оборона – не делится, есть только крайняя необходимость (ст.2.7.)

Малозначительность (ст. 2.9.)

Это интересно:  Как принять участие в тендере

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (общий 2 мес и спец сроки)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Лекция 5. Общая характеристика Особенной части КоАП РФ и некоторых проблем реализации ее норм

Особенная часть курса «Административная ответственность» должна включать в себя рассмотрение вопросов, регламентированных нормами глав 5-21 КоАП РФ, а именно – вопросам классификации предусмотренных законом видов административных правонарушений в зависимости от объекта противоправного посягательства и правовой квалификации тех или иных противоправных деяний в соответствии с конкретными нормами Особенной части КоАП РФ. Рассмотреть все эти вопросы в рамках предусмотренного учебным планом времени лекционных и практических занятий, к сожалению, не представляется возможным, поэтому большинство норм Особенной части КоАП РФ выносится студентам на самостоятельную проработку, а время аудиторных занятий следует уделить лишь общей характеристике видов административных правонарушений, предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ, чему и посвящена настоящая лекция, носящая характер обзорной и в некотором роде проблемной лекции.

Кодекс РФ об административных правонарушениях – это единственный в настоящее время кодифицированный акт в сфере регламентации вопросов административной ответственности. Он аккумулировал в себе весь существовавший до этого нормативный материал и привел его в строго определенную систему и упорядоченность. Для этих целей потребовалось внести изменения более чем в тридцать федеральных законов, принятых в Российской Федерации начиная с 90-х годов прошлого века и содержавших в себе конкретные составы административных правонарушений в тех эли иных отраслях и сферах общественной жизни. Среди них, в частности, можно назвать Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, федеральные законы «О защите прав потребителей», «О рекламе», «Об экспортном контроле», «О ветеринарии», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ряд других, полную информацию о которых можно почерпнуть из положений Федерального закона от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Часть 1. Ст. 2).

Раздел II КоАП РФ «Особенная часть» формулирует виды составов административных правонарушений, систематизируя их по определенным сопредельным признакам, характеризующим объект противоправного посягательства (права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие население и общественная нравственность; собственность; и др.). Всего же по состоянию на 1 января 2007 г. кодекс содержит 405 видов конкретных составов административных правонарушений, сгруппированных в 17 глав (отметим, что КоАП РСФСР 1984 года содержал всего 203 состава административных правонарушений, сгруппированных в 10 глав). Исходя из реалий жизни современного российского общества, в Особенной части КоАП РФ появились такие новые главы, как, например, о правонарушениях в области финансов и налогообложения, а также рынка ценных бумаг; о правонарушениях в области связи и информации; о нарушениях в области законодательства о Государственной границе РФ и миграционного законодательства; о нарушениях в области законодательства о воинском учете и др. Охранительные нормы Особенной части КоАП РФ взяли под защиту регулятивные нормы конституционного (ст. 5.1-5.25, 5.38, 5.45-5.54,5.56, 17.1,17.2), семейного (ст. 5.35-5.37, 6.10 и др.), трудового (ст. 5.27-5.34), гражданского (ст. 7.17, 7.27, 14.7-14.14 и др.), уголовно-процессуального и гражданско-процессуального (ст. 17.3, 17.4), уголовно-исполнительного (ст. 19.3, 19.12, 19.24), земельного (ст. 8.6-8.8 и др.), таможенного (ст. 16.1-16.23), финансового (ст. 15.1-15.26 и др.) и других отраслей права.

В КоАП РФ содержится около 100 составов административных правонарушений, имеющих соответствующие аналоги в Уголовном кодексе РФ (в КоАП РСФСР 1984 г. таковых составов было менее 60). При этом сопоставление норм Особенной части КоАП РФ и УК РФ свидетельствуют о том, что объекты уголовно-правовой и административно-правовой защиты зачастую совпадают. Это обстоятельство не самым благоприятным образом сказывается на правоприменительной практике и предопределяет важность поиска критериев по разграничению смежных составов уголовно и административно-наказуемых правонарушений.

Для административных правонарушений наиболее типичным является наличие формальных составов, когда для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта виновно совершенного нарушения установленных правил поведения. Обусловленность же уголовного наказания иная: факт нарушения должен повлечь за собой определенные общественно опасные (вредные) последствия. Иными словами, уголовные составы в большинстве своем носят материальный характер. По этой грани (формальное нарушение или повлекшее за собой вредные последствия) зачастую и разграничиваются смежные составы уголовно-наказуемых и административно-наказуемых правонарушений. Но далеко не всегда. В КоАП РФ (хотя их и менее 5 %) все же имеются и материальные составы, имеющие соответствующие аналоги в Уголовном кодексе РФ. В этой связи и для законодателя, и, главное, для правоприменителя необходимы более четкие (нежели это имеет место сейчас) критерии разграничения. Чаще всего они выражаются в характере и объеме вредных последствий (незначительный, значительный, крупный ущерб либо легкий, средней тяжести, тяжкий вред здоровью) либо в систематичности самого нарушения, либо имеют иные проявления. К сожалению, нередко это делается законодателем через так называемые «оценочные признаки» («оценочные категории»). Поэтому представляется, что такие рамки должны устанавливаться законодателем более формализовано, минуя, по возможности, оценочный подход правоприменителя при разграничении степени общественной опасности смежных уголовных и административных составов правонарушений.

Анализируя в общем виде достоинства и недостатки положений норм Особенной части КоАП РФ, нельзя не отметить такой ее позитивный нюанс, как охрану самого КоАП РФ от нарушений его нормативных (прежде всего – процессуальных) положений посредством установления административной ответственности. Так, в частности, КоАП РФ впервые установил административную ответственность за заведомо ложные показания свидетелей (ст. 17.9), за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7). В КоАП РСФСР таких норм не было.

Ряд статей Особенной части КоАП РФ призван обеспечить исполнение тех ограничений, которые связаны с административным наказанием. Так, в ст. 14.23 КоАП РФ говорится об ответственности дисквалифицированного лица за осуществление запрещенной ему деятельности, статьей 12.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным такого права, а статьей 20.25 КоАП РФ – за самовольное оставление места отбывания административного ареста. Впервые, кроме того, предусмотрена административная ответственность за непринятие мер по представлению должностного лица, органа, судьи по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 19.6 КоАП РФ). Попутно следует еще раз отметить, что КоАП РФ взял под свою защиту и нормы ГПК РФ И УПК РФ, предусмотрев административную ответственность за непринятие мер по частному определению суда, представлению судьи (ст. 17.4 КоАП РФ).

В то же время в юридической литературе имеется и немало публикаций, критикующих как само построение (структуру) Особенной части КоАП РФ, так и отдельные ее главы и статьи. Не ставя перед собой задачу их подробного анализа в рамках настоящей обзорной лекции, все же стоит, пожалуй, остановиться и вкратце затронуть некоторые из них.

Это интересно:  Брачный возраст

Традиционно принято выделять общий, родовой, видовой (конкретизирующий родовой) и непосредственный объект правонарушения. По такой схеме построена Особенная часть Уголовного кодекса РФ (разделы, главы, статьи). В КоАП РФ построение его Особенной части совсем иное: главы и статьи. Причем выделение глав в КоАП РФ проведено по видовому объекту посягательства, тогда как родовой объект не получил своего воплощения в виде раздела и находится за рамками текстуального изложения содержания КоАП РФ и выделяется, как правило, путем объединения по обобщающим признакам охраняемого интереса или общественного отношения лишь на теоретическом уровне. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный, требующий специального анализа., тем более, что в Особенной части КоАП РФ имеется целый ряд статей, которые соотносятся друг с другом как общей и специальные составы административных правонарушений и их соотношение между собой во многом зависит от того, где и как (в каких главах и последовательности) их разместил законодатель.

Еще проблема, требующая своего разрешения, – это «не состыковка» ряда законов, регулирующих тот или иной вид деятельности, и норм Особенной части КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение этих видов деятельности. В качестве примера можно привести соотношение ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 17.8 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава», ст. 36 закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и ч. 2 ст. 14.24 КоАП РФ «Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле». И таких примеров установления различной ответственности за одно и то же, по сути, деяние можно привести еще несколько (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.). И эта проблема также требует своего решения.

Таким образом, вопрос о структуре и содержании Особенной части КоАП РФ представляется сколь сложным, столь и интересным для своего изучения и анализа. Сложным потому, что каких-либо специальных фундаментальных исследований на эту тему не проводилось, а интересным в силу многоаспектности общественных отношений, охраняемых нормами Особенной части КоАП РФ, и необходимости их охраны в полном объеме полно и адекватно реалиям времени. Поэтому изучение этих вопросов и поиск путей по решению обозначенных выше и многих других проблем, связанных с практической реализацией положений Особенной части КоАП РФ целесообразно, как уже отмечено в начале данной обзорно-проблемной лекции, проводить в рамках самостоятельной (в том числе и научно-исследовательской) работы студентов в рамках изучения данной учебной дисциплины.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.

Структура КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.

Раздел I КоАП

Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.

Раздел II КоАП

Раздел II кодекса называется «Особенная часть».

Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.

Второй раздел КОАП — это практически самая интересная его часть.

По каждому нарушению установлены пределы ответственности.

Административная ответственность — это штраф, но не только.

Другие формы административного наказания — это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.

Впрочем, штраф — это то, что применяется как наказание в большей части случаев.

Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.

Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Раздел III КоАП

Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.

Раздел IV КоАП

Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам — то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, megalektsii.ru, www.audit-it.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector