8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Классный час (7 класс) на тему: Терроризм — угроза 21 века

Классный час посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом

Скачать:

Вложение Размер
terrorizm.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Терроризм — угроза 21 века.»

— сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении;

— акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;

— содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;

— содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана);

-ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).

Ход классного часа:

1. Что такое терроризм

Термин «терроризм» вошел в употребление еще в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. В современной литературе под терроризмом понимают:

а) политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;

б) метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, и т. д. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.

С 1970-х гг. широко используется термин «международный терроризм», определение которому дает проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН. В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом. В Уголовном кодексе РФ существуют четыре специальные нормы о терроризме: террористический акт (ст. 66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67), терроризм (ст. 213/3), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст. 213/4).

По законам Российской Федерации терроризм (от лат. terror – «страх, ужас») относится к числу самых тяжких преступлений.

Советская Россия не сталкивалась со серьёзными проявлениями терроризма до начала 70-ых годов. За годы, прошедшие после ВОВ, люди стали привыкать к спокойной жизни. Казалось, что террористы – это атрибут Запада и Арабского Востока. В 80-ых годах терроризм, к сожалению, стал обыденным явлением российской действительности.

С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек — взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад («священная война»), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся «живыми бомбами» — обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.

Захват автобуса с детьми 1 декабря 1988 г. в Минеральных водах;

газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек);

взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек);

взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек);

Взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве, прогремевший 8 августа 2000г;

атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек);

захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников);

взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300);

взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек);

в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек);

захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети);

Страшно подумать, но этот список можем продолжить…

2. Трагедия в Беслане

Прошло 11 лет со дня, пожалуй, одной из самых страшных в истории современной России трагедий, глубоко потрясших не только российскую, но и всю мировую общественность.

1 сентября 2004 года группа вооруженных террористов захватила школу в небольшом городке Беслан в Северной Осетии. В руках боевиков, действовавших, как потом было установлено, по приказу Шамиля Басаева, оказалось более 1200 человек. В основном это были дети и женщины. Три дня их держали в нечеловеческих условиях, практически не давая воды и еды. 3 сентября спецназ был вынужден пойти на штурм, в ходе которого свыше 300 человек погибли и около 600 получили ранения.

Давайте вспомним события тех дней.

Рано утром 1 сентября возле школы № 1 в Беслане собралось множество людей. Это были школьники, а также их родители, пришедшие на торжественную линейку, посвященную Дню знаний. «Девочки были в синих платья, белых фартуках, с белыми бантами. Такими красивыми детей я никогда не видела», — вспоминает директор школы. Многие пришли целыми семьями, взяв с собой детей дошкольного возраста, в том числе и грудных малышей.

• 1 сентября: в 9:08 начался захват школы. В начале десятого возле школы остановился ГАЗ-66. Оттуда выскочили боевики, которые сразу же приступили к захвату учебного заведения. Как вспоминают очевидцы, их было человек 10-12, не больше. Один — в черном халате, остальные — в камуфляже.

• «Боевики еще не подошли к линейке, как начали греметь выстрелы. Подумали, какой-нибудь богатый привел ребенка в школу — и ему фейерверк. А потом начали шарики взлетать. Все побежали в сторону спортзала. Я взяла детей и побежала к котельной. Один бандит наставил на меня автомат и сказал: «Беги в спортзал». Мы развернулись. Загоняли нас всех полукругом, как овец», — рассказывает мать одного из школьников.

• 1 сентября: 10:00

К десяти утра все заложники были согнаны в спортзал. «Было очень-очень тесно, потому что собралась огромная масса людей – свыше тысячи человек. Они требовали постоянно тишины, стреляя в воздух. Потом приказали, чтобы все сели. Один мужчина попробовал всех успокоить: «Давайте послушаем, что они хотят сказать». Непроизвольно он перешел на осетинский язык. И вот этот их Полковник (главарь террористов Руслан Хучбаров) скомандовал, чтоб он встал на колени, и спросил: «Все сказал?» Мужчина говорит: «Да» — и тогда Полковник выстрелил в него из автомата», — вспоминает один из бывших заложников.

• Сразу после того, как людей посадили, террористы стали минировать помещение. «Они стали раскатывать катушки. Гирлянд было две штуки. На одной висело семь бомб, на другой — восемь. Все самодельные, обвязанные скотчем, размером как большая банка кофе. Пластмассовые, сквозь них просвечивали кусочки металла. А две большие они вложили в баскетбольные кольца. Еще одну гирлянду они сделали в проходе. Там были две противопехотные мины заводского исполнения», — цитирует издание слова очевидца.

К этому времени в здании горадминистрации – в 200 метрах от школы – уже создали антикризисный штаб.

• 1 сентября: 11:30

К 11.30 школу окружили части 58-й армии и весь личный состав бесланской милиции. Вокруг школы собирались родственники заложников. В школе же готовились к длительной осаде: мужчин боевики использовали для работы — заставляли баррикадировать все окна, все двери, входы, снимать доски с класса, заваливать окна. После этого их поставили около кабинета географии в две шеренги на колени.

«Там были две шахидки. Нам сказали, что мы должны погибнуть, — и шахидки взорвались. Я очнулся от того, что кто-то сильно стонет, но почти ничего не слышал. Я поднялся, вокруг лежали изуродованные тела мужчин. Потом нас заставили снять одну из дверей класса. На ней, как на носилках, оставшиеся в живых носили на второй этаж тех, кто погиб, и тех, кто был сильно ранен», — рассказывает один из уцелевших.

• 1 сентября: вторая половина дня

Во второй половине дня в антикризисном штабе собрались президент Северной Осетии Дзасохов, спикер парламента Таймураз Мамсуров, глава УФСБ Валерий Андреев, заместитель генерального прокурора Сергей Фридинский, депутаты Госдумы Дмитрий Рогозин и Михаил Маркелов. К ночи приехал известный детский врач, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. К школе подтянулось подкрепление из бойцов спецподразделений ФСБ «Альфа» и «Вымпел».

• 2 сентября: ночь

Боевики решили пойти на контакт – они вызвали на переговоры президента республики Дзасохова, однако вместо него по телефону с террористами связался Леонид Рошаль. Конкретных требований они не выдвигали. В разговоре Л. Рошаль попытался добиться возможности передать в школу воду и еду, отпустить младших детей, женщин. На все предложения ответ был один: «Нет».

• 2 сентября: утро

На второй день с утра состояние детей ухудшилось. Кто падал в обморок, кому становилось плохо, кого откачивали. Детей перестали пускать к кранам с водой.

«Дети брали стаканчики и просили: «Дайте мочу, дайте мочу. Мы хотим пить». Один из террористов проходил и говорит: «Вы что, мочу пьете? Вы что, свиньи, что ли?» Я говорю: «Тогда дайте воды. Если вы нас убить решили, хотя бы перед смертью воды дайте. Пусть дети хотя бы выпьют». Он ничего не сказал», — рассказала газете экс-заложница.

• 2 сентября: день

В 15.30 в школу вошел экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Террористы передали ему список требований — от Шамиля Басаева президенту Владимиру Путину. Из школы он вышел с 12 женщинами, на руках у которых было 15 грудных детей.

• 3 сентября: утро

К школе из Владикавказа подтянули танки и БТР. Родственников, окружающих школу, при этом успокаивали, заверяя, что штурма не будет. В самой же школе детям и другим заложникам стало совсем тяжело. «Там уже не только о воде, о воздухе речь шла. Многие дети без сознания лежали. Выходить не разрешали. Из тренажерного зала шел прохладный воздух, и я попросила: «Можно, чтобы дети подышали?» Один из террористов мне разрешил, и мне передавали детей, и они 1-2 минуты дышали воздухом», — цитирует «Газета» слова Фатимы Гутиевой.

«Мы уже знали, что будет штурм, и террористы знали. Они поставили реле на сеть 220 вольт, разорвали контакт и две бомбы поставили. Если бы отключили свет, контакт бы замкнулся и пошла бы волна взрывов. Некоторые из них, которые были помягче, раскидали тряпки и сказали: «Чем угодно их мочите, если будут газы. На пол. и дышите через эти тряпки». То есть они были уверены, что начнется штурм», — добавил в разговоре с изданием один из мужчин. Кроме того, на третий день многие боевики оказались без бород и были одеты в гражданку.

• 3 сентября: день

В 13.01 раздается первый взрыв. Через четыре минуты — второй. Через 20 минут — третий. Часть заложников после взрывов убегает. Во время побега террористы стреляли им в спины. Оставшихся перегнали в столовую школы. В 13.30 рушится крыша школы, начинается сильный пожар. К школе движутся танки и БТР, над ней кружат вертолеты, вокруг появляются гранатометы и огнеметы. Штурм начинается стихийно, без команд.

• В школу, зачастую опережая военных и спецназовцев, бросаются ополченцы – родственники заложников, вооружившиеся кто чем смог. Они начинают вытаскивать раненых, одновременно отстреливаясь от боевиков.

• 4 сентября: ночь

К двум часам ночи 4 сентября террористов полностью уничтожили. Бой длился 13 часов.

• Согласно официальной статистике, всего в руках боевиков находился 1251 заложник. 331 из них погиб (в их числе 176 детей), 600 получили ранения. Также в ходе штурма погибли 8 бойцов спецподразделений ФСБ «Альфа» и «Вымпел» и 2 сотрудника МЧС. Был убит 31 террорист, один – взят живым.

В Беслане 1 сентября вспоминают погибших в результате теракта 1-3 сентября 2004 года. С самого утра к зданию школы номер 1, которая со дня трагедии стала памятником жертвам терракта, идут люди. Они заходят в спортзал школы, где в сентябре 2004 года террористы удерживали заложников. Звучит печальная музыка, вдоль стен школы расставлены венки. На стенах спортзала развешены фотографии всех погибших, в том числе, сотрудников спецназа ФСБ и спасателей МЧС, которые освобождали людей. В центре зала установлен православный деревянный крест. Люди кладут цветы к фотографиям своих близких или просто знакомых. Каждый житель Беслана до сих пор воспринимает эту трагедию как свою личную: беда в маленьком городе пришла почти в каждую семью. Люди плачут, некоторые молятся, кто-то, напротив, сдерживая слезы, проходит вдоль фотографий.

У входа на новое бесланское кладбище кто-то оставил плюшевого тигра. Наверное, чтобы охранял покой тех, кто остался навеки. Здесь молчат или плачут, слова уже давно иссякли. И только белое полотно на «Древе скорби» развевается на ветру.

3. Обсуждение темы «Терроризм – угроза 21 века»

• Терракты, военные конфликты – почему это стало реальностью нашего времени?

• Чего не хватает всем людям сегодня? Что, как вам кажется, должно измениться в мире?

• Есть ли надежда, что человечество будет жить без потрясений и конфликтов?

• Отчего, по-вашему, происходит зло в мире? Кто повинен в этом?

Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.

Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.

Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.

Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

«Терроризм – угроза 21 века»

В целях формирования у учащихся школы представлений о терроризме, как историческом и политическом явлении, 3 сентября в Дон-Балковской библиотеке прошел информационный час «Терроризм – угроза XXI века». Участниками мероприятия стали ученики 5-6 классов.

В ходе беседы были раскрыты такие понятия, как: «терроризм», «теракт» и причины, порождающие желание совершать террористические акты. Дети узнали о том, как вести себя в случае возникновения угрозы теракта, в случае захвата в заложники, и кто защищает в таких ситуациях. Люди разных профессий готовы прийти на помощь: разведчики, пограничники, полиция, спасатели и врачи. Все они подчиняются Национальному антитеррористическому комитету (НАК) и борются с общим злом – терроризмом.

На втором этапе беседы учащиеся вспомнили трагедию в Беслане. Библиотекари подготовили рассказ о хронике тех событий, подчеркнув то горе и страдание, которое перенесли дети, родители и учителя. Было просмотрено 2 видеоролика: видеоролик с песней Михаила Михайлова «Мама, очень хочется пить…» и видеоролик «Город ангелов». Прошла презентация книги «Дети Кавказа – за мир на Кавказе». Было зачитаны обращение детей Северокавказского детского форума (авторов книги) ко всем взрослым и стихи: «Кавказ – моя Родина», «Призыв к человечеству» и т.д.

Следующим этапом стал конкурс рисунков на асфальте «Мир против террора». Детям было предложено придумать и нарисовать мелками запрещающие знаки. Ребята активно приняли участие в конкурсе, справившись с заданием.

Терроризм угроза 21 века

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12

г. Балашова Саратовской области»

Терроризм – угроза XXI века

ученик 8 «Б» класса

Ворсунова Ирина Николаевна

1. Статистика террористических актов

конца ХХ – начала XXI в. ……………………. ……. 5

2. Суть понятия «терроризм». ………….……….….. 7

3. Ответственность за проведение теракта…… ………. 10

Сентябрь в гости постучался,

День знаний наступил.

Открыла школа детям двери,

А террорист закрыл.

Спортзал, увешанный взрывчаткой,

Обвалы крыши, взрывы, дым…

И этот день пожаром ярким

Мы, люди, в памяти храним.

Оборвались ребячьи жизни,

И жизни их учителей.

О, люди! Вы должны служить Отчизне,

А не губить ее детей!

Зачем стрелять ребенку в спину?

Ведь он еще не начал жить.

Вот мать оплакивает сына —

Мальчишка взрывом был убит.

Ах, сколько жизней оборвали

Невинных маленьких детей.

Ребята жизни потеряли,

А школьники — учителей.

Убийца, злобный и жестокий,

Собачьей смертью умер ты,

А жертвам вашего террора

Несут и слезы, и цветы.

Тебя оплакивать не станут —

Ты кровь детей посмел пролить!

День знаний в городе Беслане

Мы будем в памяти хранить.

Мы будем помнить тех детей,

Которые погибли в школе:

Из слез сольются ручейки,

Из ручейков – святое море.

И это море забурлит,

Утонет в море террорист,

Убийца, вор, бандит!

А мы не будем забывать

День первый сентября,

Когда умолкли навсегда

Теракты, военные конфликты – почему это стало реальностью нашего времени? Почему происходит зло в мире? Кто повинен в этом? И главное, есть ли надежда, что человечество будет жить без потрясений и конфликтов?

Эти вопросы сегодня звучат всё чаще и чаще. Наверное, нет ни одного жителя на земле, который бы не слышал это страшное слово – ТЕРРОРИЗМ.

События последних лет показали, что мировое сообщество и сегодня уязвимо перед катастрофами, вызываемыми не только законами природы, но и деятельностью человека. Современное общество столкнулось с проблемами, которые представляют угрозу для его существования и дальнейшего развития.

Одна из самых актуальных проблем человечества – распространение терроризма. В конце ХХ – начале XXI века терроризм приобретает масштабы международного.

Давайте разберёмся, что же такое терроризм и как с ним бороться.

В марте 1995 г. в метро г. Токио (Япония) в результате газовой атаки нервно-паралитическим газом зарин погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек.

От взрыва в Оклахома-Сити (США) 19 апреля 1995 погибло 168 человек.

17 декабря 1996 г. боевики перуанской экстремистской группировки “Революционное движение имени Тупак Амару” захватили резиденцию японского посла в Лиме, где по поводу национального праздника собрались сотни людей. 30 партизан требовали освобождения соратников и в случае невыполнения требований пригрозили расстрелять заложников – 600 человек. Среди них – министр иностранных дел Перу Франсиско Тудела, послы Бразилии, Боливии, Кубы, Венесуэлы, Южной Кореи и других стран. Террористы удерживали заложников более четырех месяцев, во время штурма здания все преступники были уничтожены.

23 апреля 2001 г. в Стамбуле группа террористов в составе 13 человек во главе с Мухаммедом Тохчаном захватила около 60 постояльцев гостиницы «Соисотель Босфорус». Через несколько часов террористы сдались властям, заявив, что хотели добиться прекращения антитеррористической операции российских федеральных войск в Чечне.

11 сентября 2001 г. самолёты, захваченные террористами, протаранили башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне (США). По разным данным погибло 3-5 тыс. человек.

От взрыва на дискотеке курорта на острове Бали в октябре 2002 погибло 189 человек, ранено 300 человек.

Число жертв международного терроризма, по данным печати с 1968–1995-х гг. составило 9 тыс. человек, тогда как только 11 сентября 2001 г. в результате скоординированных терактов в США погибло более 5000 человек. [7]

В России статистика терактов за тот же период такова:

14 июня 1995 г. группа вооруженных боевиков во главе с Шамилем Басаевым захватила в городе Будённовске Ставропольского края больницу и ряд других объектов. В заложниках оказались 1100 человек. Общее число погибших за пятидневный теракт составило 128 человек.

4 сентября 1999 г. – взрыв жилого дома в г. Буйнакске (Дагестан) – погибли 62 человека, ранены 146; 8 сентября 1999 г. – взрыв жилого дома на улице Гурьянова в Москве – погибли 92 человека, ранены 72; 13 сентября 1999 г. – взрыв жилого дома на Каширском шоссе в Москве – погибли 118 человек, ранены 20.

Во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве (Россия) в октябре 2002 г. были захвачены около 800 заложников, 130 из которых погибли.

С 1 по 3 сентября 2004 г. террористы удерживали в школе №1 г. Беслана 1128 человек – детей, их родителей и сотрудников школы, собравшихся на торжественную линейку, посвящённую Дню Знаний. В результате теракта погибло свыше 350 человек, половина погибших – несовершеннолетние дети. Ранены свыше 500 человек. [6]

Все вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что терроризм и его угроза с молниеносной быстротой распространились по всему миру.
Теперь рассмотрим суть понятия «терроризм»

На сегодняшний день нет четкого определения терроризма. Только с 1936 по 1981 год было предложено более 100 определений.

Само слово «террор» в переводе с латинского языка означает «страх, ужас».

В толковом словаре В. И. Даля подчёркивается основной смысл, нацеленность терроризма – устрашать смертью, казнью, насилием:
1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения;
2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п. [1]

С. И. Ожегов уточняет такую деталь: «террор – это физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам». [4] Такое уточнение неоправданно сужает понятие терроризма, если его относить только к политическим противникам. Выходит, что если виновный осуществил насилие из политических мотивов в отношении не политических противников, а, например, простых граждан, то такие действия нельзя отнести к терроризму.

Давая определение явлению терроризма, Г. Мирский в своей статье «Дракон встает на дыбы» рассуждает о политической или религиозной мотивировке, что позволяет сразу же не опускать «уголовные разборки», хоть они и могут носить все методы борьбы ничем не отличающиеся от политических террористических акций. Автор указывает еще и на то, что всегда присутствует групповой характер террористической деятельностью.[3. С.36-37]. Эта трактовка не позволяет относить к террористам убийц-одиночек, которыми в последнее время становятся шахиды – смертники. Зачастую говорится о том, что человек, совершающий террористический акт может называться террористом лишь в том случае, если он принадлежал к какой-либо террористической организации. Если это его личное решение, то он всего лишь убийца, а не террорист.

«Терроризм – это тактика политической борьбы, характеризующая систематическим применением идеологически мотивированного насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей.» [1. C.10,11]

Исходя из всех определений терроризма, с которыми я ознакомился в результате работы над темой и, учитывая приведённые примеры различных терактов, попробую обобщить вышеизложенное и сформулировать определение терроризма.

Терроризм – практика воздействия на органы государственной власти как местного, так и федерального уровня с целью принятия угодных террористам государственных решений, сопряжённая с предъявлением политических требований, устрашением населения и/или угрозой его жизни. Как правило, всегда политически мотивировано.

Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.

Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

По своим целям терроризм делится на:

1. Националистический – преследует сепаратистские или национально– освободительные цели;

2. Религиозный – связан либо с борьбой приверженцев одной религии с приверженцами другой, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную.

3. Идеологически заданный, социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат – анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.

Исследователи выделяют наиболее опасные организации, способные развернуть массовый террор. Среди них – шиитская «Хезболла» (Партия Аллаха) со штаб квартирой в Ливане, палестинские «ХАМАС» (Исламское движение сопротивления) и «Исламский Джихад», тамильские «Тигры освобождения Тамил Элама» в Шри Ланке, «Аль Кайда» Осамы бен Ладена, «Курдская рабочая партия» Абдуллы Оджалана, египетские «Аль Джихад» («Священная война») и «Вооруженная исламская группа».

Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас уже говорят о компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры общества, любые промышленные объекты, технологические структуры, хранилища отходов, повреждение которых чревато экологическими катастрофами, могут стать объектом атаки террористов.

Как уберечь человечество от новых бед и потрясений?

Ответственность за теракт

Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством.

Однако практически ни в одной стране мира не выработана на государственном уровне эффективная система мер для защиты государства, общества или личности от актов терроризма. Нет единого мнения о том, как же бороться с терроризмом: власти одних стран категоричны в своих решениях и жестко истребляют этот недуг, другие же государства более лояльны в своих поступках и выполняют требования террористов, с тем, чтобы максимально обезопасить жизни невинных людей. Страшно не только то, что лишают жизни мирных людей, но и калечат души тех, кто в результате терактов потеряли родных и близких.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ специальный (ч. 2 ст. 20 УК РФ), то есть вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

В Уголовном кодексе РФ существуют четыре специальные нормы о терроризме: террористический акт (ст. 66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67), терроризм (ст. 213/3), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст. 213/4).

Наказание за терроризм, предусмотренное санкцией ст. 205 УК РФ представляет собой лишение свободы: по ч. 1 – на срок от пяти до десяти лет; по ч. 2 – на срок от восьми до пятнадцати; по ч. 3 – на срок от десяти до двадцати лет.[5]

Несмотря на уже принятые государствами меры, я считаю, что необходимо принятие комплексного закона о борьбе с терроризмом, с пакетом приложений к нему в виде указов Президента Российской Федерации, постановлений правительства, программных документов, межведомственных и ведомственных нормативных актов. Нужна новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении. На мой взгляд, существенных дополнений требуют законы об оружии, об оперативно-розыскной деятельности, о милиции, прокуратуре, здравоохранении и психиатрической помощи. Так же особое внимание следует уделить обеспечению безопасности важных стратегических объектов: ядерных, химических бактериологических предприятий, хранилищ отработанных законсервированных, уничтожаемых материалов.

Очень важно обеспечить безопасность в местах скопления большого количества людей. Для этого требуются специальная новейшая техника, хорошо обученные профессионалы.

Но и простому человеку под силу уберечь и себя и других от угрозы теракта. Достаточно лишь быть бдительным и соблюдать некоторые меры предосторожности:

  • Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда вы находитесь в местах скопления людей. Если в поле вашего зрения попал забытый чемодан, то о находке нужно незамедлительно известить сотрудников правоохранительных органов. Равнодушие может обернуться большой бедой. Не случайно в поездах и автобусах стало практикой напоминать гражданам, что о забытых или бесхозных вещах следует сообщать водителю.
  • Никогда не пытайтесь посмотреть, что находится в подозрительном предмете. Это могут делать только специалисты–взрывотехники. Заметив бесхозную вещь, не прикасайтесь к находке, как бы привлекательно она ни выглядела.
  • На улице не пинайте ногами лежащие на земле пакеты, коробки, канистры и пр. Если в коробке находится мина, удар по ней может стоить жизни не только вам, но и тем, кто находится рядом.

Помните главное: наша бдительность – заслон терактам!

Теракты – это зло, а миром правит любовь и добро!

Терроризм как глобальная проблема 21 века

Развитие человечества всегда было противоречивым. На протяжении многих веков прогресс в одной сфере жизни общества сопровождался регрессом в другой, успехи людей в той или иной области вызывали множество проблем, препятствующих дальнейшему развитию. Расширение научно-технических знаний частенько приводило к гибели людей, загрязнению окружающей среды. Однако никогда еще перед человечеством не стояло таких серьезных проблем, как в настоящее время. Многие проблемы современности приобрели глобальный характер, т.е. от их решения зависит судьба всего человеческого общества на Земле.

В деятельности террористических организаций произошли существенные изменения — качественно трансформировались масштабы терроризма, ряд аналитиков полагают, что на повестке дня стоит «супертерроризм», который проявляется по существу следующим образом:

во-первых, цель наиболее крупных акций — нанесение ударов, в том числе психологических, по странам, являющимся своеобразными лидерами современной цивилизации;

во-вторых, происходит переориентация террористических организаций в методах и средствах своей деятельности. Они отходят от традиционного терроризма «ограниченного радиуса действия». В подготовке террористических акций крупные международные террористические организации опираются на возможности групп государств и используют мощные финансовые ресурсы, применяют новейшие технические средства и т.д.;

в-третьих, значительно возрос интеллектуальный и образовательный уровень лидеров терроризма;

в-четвертых, акты терроризма чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающиеся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, недоверие между государствами социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения;

в-пятых, терроризм как никакое другое преступление связан с глобальными политическими, экономическими и социальными противоречиями развития мирового сообщества. В то же время по своим масштабам, направленности и тяжести последствий он наиболее опасен для государства и отдельных граждан [5, 128].

Если в середине XX в. терроризм считался локальным явлением, то уже к началу третьего тысячелетия он охватил большую часть мира. Аналитики называют в качестве основной причины расширение социальной базы терроризма, вовлечение в экстремистскую (а значит потенциально террористическую) деятельность все больших слоев населения в некоторых странах. А это, в свою очередь, происходит от того, что во многих регионах распространяются и обостряются различные противоречия: межнациональные, межконфессиональные, религиозные, социальные и др. Не получив удовлетворения своих требований обычными методами, эти люди начинают использовать методы терроризма [6, 88].

Можно выделить основные тенденции современного терроризма.

Первая тенденция состоит в расширении географических рамок террористической активности, сфера действия террористов простирается не только на сухопутную территорию, но и на воздушное и морское пространства. Другой важной тенденцией современного терроризма является создание качественно новых образцов оружия. На сегодняшний день аналитики выделяют следующие виды нетрадиционных средств террористической деятельности:

биологическое и бактериологическое оружие;

компьютерные ресурсы (кибертерроризм);

Возможность использования химического оружия в качестве средства насилия была доказана в 1995 году, когда японская секта Аум Синрикё применила против пассажиров токийского метро отравляющий газ зарин. Биологическое оружие сложнее получить, чем химическое. Оно требует больших затрат: нужны высокооснащенные лаборатории, квалифицированные специалисты. На сегодняшний день акты биологического терроризма, к счастью, достаточно редки, но все же время от времени можно услышать сообщения об их совершении. Например, в конце 2001 года десятки адресатов в США (в том числе высшие должностные лица государства) получили письма со спорами сибирской язвы. В отличие от других видов терроризма кибертерроризм не наносит непосредственно вреда жизни и здоровью людей. Тем не менее, последствия атак могут быть колоссальными, т.к. в постиндустриальную эпоху роль информационного компонента все возрастает. Но ни один из выше перечисленных видов оружия не обладает столь смертоносным действием, как ядерное оружие. Но еще в 50-е годы XX столетия многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты, проведенные в 70-е годы, показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы.

До Второй мировой войны мировое сообщество достаточно пассивно относилось к проблемам борьбы с терроризмом. Только 16 ноября 1937 г. государства – члены Лиги Наций – подписали в Женеве две конвенции: «О предупреждении и наказании терроризма» и «О создании международного уголовного суда» [2, 70].

После Второй мировой войны международное сотрудничество в борьбе с терроризмом продолжало нарастать. Был принят целый ряд документов, который регламентировал деятельность в этой области. Среди них Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (1973), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979), Конвенция о физической защите ядерного материала (1980) и многие другие.

На универсальном уровне проблемой терроризма вообще и международного терроризма в частности занимается ООН и ее специализированные учреждения – Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Например, 9 декабря 1994г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма».

16 декабря 1997г. резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи принята «Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом». В ней были уточнены некоторые понятия, например такие, как «взрывное или иное смертоносное устройство», «место общественного пользования», «система общественного транспорта» и др. [4, 59]

В 1999г. принимается Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. В рамках Конвенции были выработаны практические меры по созданию эффективной системы контроля за финансовыми потоками как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. О приоритетности данного направления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом свидетельствует Резолюция 1566, принятая Советом Безопасности ООН 8 октября 2004 года. В ней отмечается, что все государства должны:

а) предотвращать и пресекать финансирование террористических актов;

б) ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление или сбор средств, любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались – или при осознании того, что они будут использованы, – для совершения террористических актов;

в) безотлагательно заблокировать средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или участвуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению;

г) запретить своим гражданам или любым лицам и организациям на своей территории предоставление любых средств, финансовых активов или экономических ресурсов или финансовых и иных соответствующих услуг, прямо или косвенно, для использования в интересах лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты [8, 11].

Большинство стран мира, наряду с соблюдением норм международного права, имеет свое собственное законодательство по проблемам борьбы с терроризмом. Так, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г.)определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом [10, 7].

В Законе определяются основные принципы борьбы с терроризмом:

— приоритет мер предупреждения терроризма;

— неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

— сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

— комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

— приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате теракта;

— минимальные уступки террористу;

— единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контр-террористических операций;

— минимальная огласка технических приемов и тактики проведения операций, а также состава участников указанных операций.

Терроризм во всех своих формах проявления за последние десятилетия превратился в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях угрожают безопасности всего мира, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, унося все больше и больше жизней ни в чем не повинных людей. Все это позволяет причислить терроризм к глобальным проблемам человечества.

Заключение

Терроризм – явление не новое, но за два с лишним тысячелетия его существования появилось много новых форм терроризма, в последнее время общество столкнулось с проявлениями компьютерного и биологического терроризма, через непродолжительное время в связи бурным развитием научно-технического прогресса мы можем столкнуться с космическим терроризмом. Терроризм многогранен и проявляет способность приспосабливаться к изменениям окружающего мира.

В настоящее время это угроза не только отдельно взятому государству, но и человечеству в целом, поэтому проблема борьбы с терроризмом требует постоянного внимания со стороны государства и государственного вмешательства.

Понятие «терроризм» является более общим по отношению к террористическим актам, акциям и отдельным преступлениям террористической направленности. В частности, его содержание охватывает не только факты насильственных действий, повлекших реальные последствия, но и угрозы совершения таких действий. Насильственные действия при терроризме направлены против неопределенного количества жертв, всегда совершаются общеопасным способом и влекут не только гибель людей и причинение материального вреда, но и дезорганизуют работу государственных, общественных структур, сеют страх и панику среди населения.

В качестве непосредственных целей, которые достигаются посредством террора, как правило, выступают следующие:

ликвидация (физическое устранение) государственного, общественного, политического или религиозного деятеля, который, по мнению отдельных лиц или групп людей (корпораций, организаций, объединений и целых государств), своей деятельностью мешает достижению их определенных целей;

физическое или психологическое воздействие на органы государственной власти и управления с целью склонения их к выполнению определенных требований (политических, экономических и др.);

дезорганизация нормальной деятельности различных органов и структур, устрашение населения как способ доказывания несостоятельности существующей власти в государстве противостоять насилию и др.

Систематические насильственные акции с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захватов заложников, похищения людей, а также попытки ядерного шантажа позволяют рассматривать терроризм как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Терроризм проявляет себя в виде:

1) преступных деяний террористической направленности;

2) организованных террористических формирований и их многоаспектной деятельности, подчиненной террористическим целям;

3) участников таких формирований и иных лиц, совершающих преступления террористической направленности; разрушительных последствий террористических действий, как материального, так и иного характера.

Таким образом, терроризм в 21 веке превратился из локальной проблемы в проблему глобальную и стал одним из опаснейших явлений современности. Международный терроризм сам по себе наносит очень значительный ущерб, унося десятки, сотни и тысячи людских жизней и приводя к немалым экономическим потерям. Однако, как видно из схемы, международный терроризм занимает важное место в комплексе глобальных проблем. Он тесно связан с такими проблемами, как угроза развязывания новой мировой войны, угроза ядерной катастрофы, проблема преодоления последствий НТР. Обострение проблемы международного терроризма, как и других глобальных проблем, может привести к гибели всего человечества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонян, Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: «Щит-М», 2005. – 212c.

2. Ващенко, Ю.В. Опыт борьбы с терроризмом за рубежом.// Организованный терроризм и организованная преступность./ Под ред. проф. А.И.Долговой. М.: РКА, 2008. – 334 c.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955.

4. Еассиуни, Ш. Терроризм на современном этапе развития мирового сообщества. // Государство и право. № 7.2007.

5. Журавель, В.П. Терроризм и некоторые подходы к борьбе с ним. Организованный терроризм и организованная преступность. / Под ред. проф.А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.

6. Лариненко, В.Н. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.

7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд.4 (дополненное). — М.; Азбуковник, 1999.

8. Резолюция 1566 (2004) ООН от 8 октября 2004.

9. Требин, М.П. Терроризм в XXI веке. – Минск: Харвест, 2005.

10. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г.)

11. Шестаков, В. Террор – мировая война: досье. – М.: Олма-Пресс образование, 2006.

Статья написана по материалам сайтов: bibliosvet.com, mognovse.ru, megalektsii.ru.

»

Это интересно:  18 Марта 2016 Как правильно посчитать ЕНВД
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector