Карантинные фитосанитарные зоны рф в 2019 году

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 февраля 2008 года N 43

Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина

____________________________________________________________________
Утратил силу с 19 мая 2019 года на основании
приказа Минсельхоза России от 9 апреля 2019 года N 179
____________________________________________________________________

В целях реализации Федерального закона от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ О карантине растений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст.3008; 2002, N 30, ст.3033; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19; ст.1752; Российская газета, 2006, 31 декабря)

1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина.

2. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 марта 2008 года,
регистрационный N 11281

Приложение. Порядок установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина

Приложение
к приказу Минсельхоза России
от 13 февраля 2008 года N 43

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления мероприятий по установлению и упразднению карантинной фитосанитарной зоны, установлению и отмене карантинного фитосанитарного режима, наложению и снятию карантина.

2. Установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмену карантинного фитосанитарного режима осуществляют территориальные органы Россельхознадзора (далее — территориальные управления Россельхознадзора), наложение и снятие карантина — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами в соответствии с перечнем карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков), утверждаемым в установленном порядке.

3. В целях своевременного выявления очагов карантинных объектов, установления карантинных фитосанитарных зон и их границ, карантинных фитосанитарных режимов и предотвращения дальнейшего распространения выявленных карантинных объектов подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию.

4. Установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима, наложение и снятие карантина производятся отдельно по каждому карантинному объекту в соответствии с положениями настоящего Порядка.

II. Установление карантинной фитосанитарной зоны, карантинного фитосанитарного режима, наложение карантина

5. В случае выявления при карантинном фитосанитарном обследовании заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами должностное лицо территориального управления Россельхознадзора отбирает образцы выявленных насекомых, растений с симптомами заболеваний, растений-сорняков или семян сорных растений.

Отобранные образцы и информация, содержащая сведения об образце, оформленные согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, направляются территориальным управлением Россельхознадзора в федеральное государственное учреждение «Всероссийский центр карантина растений» или иные организации и органы Государственной службы карантина растений Российской Федерации (далее — организации по проведению экспертизы) для проведения экспертизы или лабораторного анализа отобранных образцов.

Энтомологическая, гербологическая и фитогельминтологическая экспертиза или лабораторный анализ образцов проводится в течение 3 дней. Бактериологическая, микологическая, вирусологическая экспертиза или лабораторный анализ образцов проводится в течение 21 дня.

6. По результатам экспертизы или лабораторного анализа образцов организация по проведению экспертизы в течение 3 дней со дня получения результатов экспертизы или лабораторного анализа выдает территориальному управлению Россельхознадзора заключение карантинной экспертизы.

Указанное заключение является основанием для составления территориальным управлением Россельхознадзора акта государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта (далее — Акт), констатирующего фитосанитарное состояние подкарантинного объекта.

Акт составляется в течение 3 дней со дня получения заключения в присутствии владельца подкарантинного объекта (полномочного представителя) в двух экземплярах. Один экземпляр Акта хранится в территориальном управлении Россельхознадзора, второй экземпляр Акта передается владельцу подкарантинного объекта (уполномоченному представителю).

7. При выявлении очагов заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами территориальное управление Россельхознадзора в течение трех суток со дня подписания Акта:

письменно информирует Россельхознадзор о факте обнаружения карантинных объектов;

издает приказ об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима (далее — Приказ);

делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин;

информирует юридических лиц и граждан субъекта Российской Федерации о введении ограничений и принимаемых мерах по локализации и ликвидации очага (очагов) карантинных объектов через средства массовой информации.

В Приказе указываются границы карантинной фитосанитарной зоны исходя из биологических особенностей карантинных объектов.

Карантинная фитосанитарная зона (с указанием ее площади) может быть установлена в границах субъекта Российской Федерации, административного района, населенного пункта, земельного участка земель любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, мест складирования и иных объектов.

Это интересно:  Музыкальный руководитель ДОУ: дистанционное обучение

При установлении карантинного фитосанитарного режима территориальное управление Россельхознадзора разрабатывает и утверждает план мероприятий по борьбе с карантинными объектами, локализации и ликвидации их очагов с указанием карантинных фитосанитарных мер, а также вводит запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и иные запреты и ограничения, осуществляет контроль и надзор за их исполнением.

8. Территориальное управление Россельхознадзора делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с приложением следующих документов:

копии приказа территориального управления Россельхознадзора об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима с обоснованием наложения карантина;

предложения о наложении карантина органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием карантинного объекта, границ карантинной фитосанитарной зоны (очага, защитной зоны), карантинного фитосанитарного режима.

9. Карантин налагается на земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования и иные объекты независимо от ведомственной принадлежности и права собственности, на территории которых выявлены очаги заражения (засорения) карантинными объектами.

10. После принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о наложении карантина территориальное управление Россельхознадзора:

направляет в Россельхознадзор копию решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о наложении карантина;

информирует юридических лиц и граждан субъекта Российской Федерации о введении запретов, ограничений и принимаемых мерах по локализации и ликвидации очага (очагов) карантинных объектов через средства массовой информации;

проводит контрольные обследования с целью уточнения карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне;

осуществляет контроль (надзор) за соблюдением карантинного фитосанитарного режима в карантинной фитосанитарной зоне.

11. При выполнении фитосанитарных мер по локализации и ликвидации карантинного объекта территориальным управлением Россельхознадзора проводится контрольное обследование карантинной фитосанитарной зоны.

12. Карантинные фитосанитарные мероприятия по борьбе с карантинными объектами осуществляются до их полной ликвидации.

13. По результатам контроля (надзора) за соблюдением карантинного фитосанитарного режима в карантинной фитосанитарной зоне территориальное управление Россельхознадзора составляет акт государственного карантинного фитосанитарного надзора за исполнением карантинных фитосанитарных мероприятий.

14. Согласно статье 11 Федерального закона от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ «О карантине растений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст.3008) мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними, локализации, ликвидации их очагов осуществляются за счет средств владельцев, пользователей подкарантинных объектов; досмотр, обеззараживание, задержание, уничтожение и возврат подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляются за счет средств ее собственников, владельцев, пользователей, грузополучателей или экспедиторских организаций.

III. Упразднение карантинной фитосанитарной зоны, отмена карантинного фитосанитарного режима, снятие карантина

15. Основания, необходимые для снятия карантина:

а) ликвидация очага карантинного объекта, по которому был наложен карантин, и отсутствие карантинного объекта на данной территории в течение 3 лет подряд (в зависимости от биологических особенностей организма), подтвержденное данными контрольных обследований, проведенных должностными лицами территориального управления Россельхознадзора;

б) исключение карантинного объекта, по которому был наложен карантин, из перечня карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков), утверждаемого в установленном порядке.

16. Территориальное управление Россельхознадзора при наличии оснований, необходимых для снятия карантина, в течение 5 дней:

письменно информирует Россельхознадзор о наличии оснований, необходимых для снятия карантина;

издает приказ об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима;

делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о снятии карантина;

информирует юридических лиц и граждан субъекта Российской Федерации об отмене введенных ранее запретов и ограничений через средства массовой информации.

17. Территориальное управление Россельхознадзора в день издания приказа об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с приложением следующих документов:

копии приказа территориального управления Россельхознадзора об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима с обоснованием снятия карантина;

предложения о снятии карантина органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием карантинного объекта, границ карантинной фитосанитарной зоны (очага, защитной зоны).

Приложение N 1. Сведения об образце

Приложение N 1
к Порядку

Территориальное управление Россельхознадзора

С 1 января 2018 года вступают в силу важные изменения в области карантина растений

Текст: Даниэла Быстрова, юрист адвокатского бюро «Степанов и Аксюк»

2018 год ознаменуется началом реформы в области карантина и санитарно-эпидемиологического благополучия. Многие аспекты взаимодействия регулятора (Россельхознадзора) с бизнесом перейдут исключительно на электронный формат. Изменения затронут сферу обращения с подкарантинной продукцией (зерновые культуры, фрукты, деревянная тара и т.д. 1 ).

Это интересно:  Командировочные расходы: размер суточных в 2019 году

Как известно, любая подкарантинная продукция для целей ее перемещения как внутри страны, так и в страны зарубежья должна проходить определенный контроль качества, результаты которого оформляются соответствующими сертификатами.

Изучая вопросы, размещенные на сайтах ведомства, отчеты по результатам встреч с представителями аграрного сектора, лесной промышленности, можно убедиться, что для участников рынка процедура получения и обращения с сертификатами тернистая и трудоемкая 2 . Проблема, по всей видимости, коренится в фрагментарном и не всегда последовательном правовом регулировании.

Так, на сегодняшний день указанную сферу — карантина растений — регулируют одновременно два федеральных закона «О карантине растений» №99-ФЗ (прежний) и №206-ФЗ (новый закон). С 2018 года будет действовать только новый закон. В преддверии изменений напомним об основных обязанностях владельцев подкарантинной продукции и спорных моментах их исполнения.

Сопровождение продукции карантинными сертификатами (КС)

Когда требуется получать сертификат?

На сегодняшний день законодательством предусмотрен только один действительный случай получения сертификата:

«КС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при вывозе из карантинных фитосанитарных зон» (КФЗ) для дальнейшей перевозки по территории РФ.

Ключевой вопрос здесь: как определить, что продукция вывезена из КФЗ и границы этого «очага»? Прежде всего, существуют более общие перечни КФЗ, сформированные исходя из постоянных условий в регионе. Например, в зоне и в период цветения повилики и амброзии карантинные ограничения вводятся ежегодно, и в большинстве случаев на территории всего субъекта сразу. Карантин может вводиться также и на территории отдельно взятого здания, строения, сооружения, мест складирования 3 . Утверждаются также и перечни КФЗ по конкретной продукции, например, по лесу, дополняющие основные перечни.

Обязательным требованием к установлению КФЗ является определение ее площади 4 . Информация об установленных ограничениях на территории конкретного субъекта размещается, в том числе, на официальных сайтах ведомств в сети «Интернет»; однако сведений о границах КФЗ размещенные документы, как правило, не содержат. Зачастую совершенно очевидно, что площадь региона в десятки раз превышает площадь установленной зоны карантина.

В этой связи можно рекомендовать внести в договорную политику компании соответствующие корректировки: при заключении договоров в отношении подкарантинной продукции всегда запрашивать КС, а при их отсутствии — заверение от контрагентов о вывозе продукции из «здоровой» зоны; с установлением размера убытков, подлежащих взысканию при отступлении от принятых обязательств.

Кто должен получить сертификат?

В практике ранее встречались поистине любопытные случаи, когда РСХН признавал получателя товара допустившим нарушение, в случае отсутствия карантинного сертификата на прибывшую в его адрес продукцию 5 . Между тем подобное толкование абсолютно не укладывается в действующую сферу регулирования.

Так, в наши дни оформление КС осуществляется исключительно и непосредственно территориальным подразделением РСХН, из региона деятельности которого осуществляется вывоз карантинной продукции 6 . Никаких компенсирующих действий для получения КС, когда продукция уже прибыла на оговоренный склад, покупатель совершить не может. Однако обратите внимание, если Ваша компания выступает в роли перевозчика продукции, то именно на ней лежит обязанность обеспечить наличие карантинного сертификата.

Мы рекомендовали в случаях, когда товар прибыл без сертификата как наиболее оптимальный выход — проведение фитосанитарного обследования, с тем чтобы удостовериться в надлежащем состоянии продукта. Еще одной альтернативой можно считать отказ покупателя принимать товар, однако такое право должно быть прямо предусмотрено договором между поставщиком и получателем продукции.

С 1 января 2018 года процедура обращения карантинных сертификатов станет более детальной. Случаи их получения будут прежними — вывоз продукции из КФЗ. Получать его также будет организация-поставщик при вывозе продукции из КФЗ. Однако теперь все сведения о выданных КС будут храниться в единой электронной системе (ЕЭС). При этом получатель продукции в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции обязан будет осуществить погашение сертификата. Ожидается, что во исполнение этого требования будет разработан более подробный регламент, описывающий соответствующую процедуру. Однако по состоянию на конец декабря соответствующие алгоритмы не изданы.

Рекомендуем постоянно отслеживать изменения в этой сфере и получать консультации в региональных ведомствах о том, как корректно соблюдать эту обязанность в переходный период, в том числе при наличии организационных сложностей. Подразделения РСХН также проводят рабочие встречи, на которых разъясняют новые условия работы.

Уведомить о доставке подкарантинной продукции

Похожая ситуация неопределенности наблюдалась и в части следования иным требованиям закона о карантине. В частности, законодательством предусмотрена необходимость немедленного извещения ведомства о доставке подкарантинной продукции в установленном порядке. Форма такого извещения была утверждена приказом ведомства, вступившим в силу только 09.09.2017. До этого момента в практике неоднократно встречались попытки хозяйствующих субъектов отстоять позицию невозможности уведомления в силу отсутствия утвержденного порядка. Однако судебные инстанции утвердили иную трактовку — отсутствие нормативно установленной формы не освобождает от обязанности извещать в свободной форме, с указанием необходимых сведений 7 .

Это интересно:  Земля, как объект недвижимости приносящей предпринимательский доход

Кто уведомляет: получатель или отправитель продукции?

В действовавшем ранее законодательстве было указано на необходимость извещать «о прибытии» продукции, и очевидно, такая обязанность возлагалась на получателя товара. На сегодняшний момент сформулирована обязанность известить «о доставке» продукции. Термин звучит достаточно спорно, поскольку позволяет считать, что норма может быть распространена как на получателя, так и на отправителя продукции. Судебной практике известны случаи привлечения к ответственности за неуведомление и той, и другой стороны.

Рекомендуем, во избежание споров, направлять такие уведомления вне зависимости от вашего статуса в договоре.

Обеспечение надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов

На сегодняшний день нормативных актов, подробно описывающих правила хранение не пищевой подкарантинной продукции, не принято. Фитосанитарные требования сформулированы не по принципу «что сделать», а «для чего» или «во избежание чего». Многие требования приняты в отношении продукции, ввозимой на территории РФ, но могут применяться и для продукции, перемещаемой внутри страны 8 . Однако и в этих правилах нет конкретного перечня мероприятий, разработанные на сегодняшний день законопроекты эту проблему не снимают.

Общая направленность норм сводится к необходимости обеспечить сохранность подкарантинной продукции и надлежащие условия хранения, которые позволяют изолировать опасный объект от иных в целях недопущения распространения или локализации угрозы вредного воздействия (в случае их наличия).

Еще более сложная ситуация складывается с подкарантинными объектами — это земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

В отношении таких объектов сами владельцы (собственники, арендаторы и т.д.) должны проводить систематические, а должностные лица — контрольные обследования 9 . Однако и здесь, кроме применения соответствующих СанПиН по условиям хранения отдельных видов продукции, подробных правил нет. Рекомендуем исключительно в качестве методических рекомендаций использовать ранее действовавшие правила 10 . Хотя этот акт не имеет самостоятельной юридической силы, многие его положения встречаются в действующем законодательстве, а в судебной практике встречаются отсылки к этим нормам 11 .

Примечания:

1. Применяемый на практике Перечень утвержден Решением Комиссии Таможенного союзаот 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»

2. См., например: http://www.agrobook.ru/blog/user/inga/rosselhoznadzor-razyasnil-agrariyam-kak-proshche-oformlyat-karantinnye-sertifikaty-na

3. Пункт 7 Приказа Минсельхоза РФ от 13.02.2008 № 43 «Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина»

6. Пункт 6 раздела I приказа Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата»

8. Приказ Минсельхоза России от 29.12.2010 №456 «Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании» (далее – Приказ №456)

9. Приказ Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований»

10. «Правила по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков» (утв. Минсельхозпродом РФ 19.02.1996)

Карантинные фитосанитарные зоны рф в 2019 году

Распоряжение от 10 мая 2019 года №902-р. В соответствии с Федеральным законом «О карантине растений» Национальный доклад готовится ежегодно и содержит информацию о распространении карантинных объектов на территории России, об установлении и упразднении карантинных фитосанитарных зон по каждому виду карантинного объекта.

Документ

Распоряжение от 10 мая 2019 года №902-р

Подготовлено Минсельхозом России и Россельхознадзором в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года №206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Федеральный закон).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Россельхознадзор ежегодно до 15 мая на основании данных мониторинга подготавливает и публикует национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории России. Утвержденный Правительством национальный доклад направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации.

Национальный доклад содержит информацию о распространении карантинных объектов на территории России, об установлении и упразднении карантинных фитосанитарных зон по каждому виду карантинного объекта в 2018 году.

Статья написана по материалам сайтов: www.agbz.ru, government.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий