Как сдать сессию

Автор: Андрей Нестеров ✔ 17.11.2016

Нестеров А.К. Как сдать сессию // Энциклопедия Нестеровых

Зимняя экзаменационная сессия – страдная пора у всех студентов России. Сессия особенно напряженная, как всегда, для первокурсников. Для них то зимняя сессия – первая в жизни. В статье я разберу 7 отличных советов, как сдать сессию.

Сдам ли сессию – вопрос, который волнует каждого студента, особенно, первокурсников. После каждой сессии в каждом вузе найдется десток-другой ребят и девушек, которые обескуражены своими результатами на экзаменах.

Почему так вообще происходит? Это касается и отличников. Часто бывает, что в школе был отличником, экзамены сдал без особых усилий, а на первой сессии в вузе неуд на экзамене и даже не на одном, пара незачетов. И как жить теперь дальше.

В 9 случаях из 10 – во всем этом виновно не отсутствие способностей, а неправильный подход к организации своего труда. Да, готовиться к экзаменам это тоже труд.

Я приведу 7 отличных советов как сдать сессию.

1. Не разбазаривайте время

Итак, наступила сессия, и студенты сдают экзамен, как рационально подойти к своему времени?

Сложности у студентов возникают потому, что организация учебного процесса в вузах значительно отличается от того подхода, который был в школе. Ежедневные задания на дом отсутствуют, промежуточный контроль заданий проводится в виде семинаров, лабораторных и т.п., но они проходят не каждый день и не всегда регулярно на протяжении семестра.

Следовательно, свое время и учебу студенты должны организовать сами. Нужно планировать время, когда учиться, когда отдыхать – это сложно и не каждому дается легко.

Результат недостаточной организации своего времени: ночные бдения во время сессии, нервотрепка с «хвостами», нервное напряжение. Все это снижает умственную работоспособность и только усложняет сессию.

Вообще подготовка к экзаменам и сам по себе учебный процесс в вузе несовместим со штурмом.

Гранит науки нужно грызть зубами, а не пытаться расшибить его лбом.

Учебник или конспект лекций можно, конечно, прочитать за сутки, однако усвоить его вы не сможете, так как утомленный мозг плохо воспринимает материал. Перед экзаменом же вы будете похожи на лунатика.

Мозг – это главный орган нервной системы. Нервные клетки не имеют безграничной работоспособности. Следовательно, попытка повысить ее за счет ночных бдений перед экзаменами даст обратный результат.

Если учесть, что еще так бывает, что на сессии нужно сдать реферат, а то и не один, очевидно, что нагрузка очень большая.

Единственно верный путь – планомерная работа с учебными материалами каждый день в течение семестра.

Если бы для человеческого организма и мозга было бы нормальным в течение 2-3 дней осилить учебный курс, то образование бы все получали за 3-4 месяца. На практике же на это отводится семестр.

Чтобы сдать сессию – к экзаменам нужно готовиться заранее.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова неоднократно проводит исследования проблем учебного процесса, и по их результатам публикуют рекомендации по организации труда студентов, как упростить себе жизнь и сдать сессию без троек.

Для повышения эффективности использования своего времени при обучении нужно:

  • Тренировать память, внимание, силу воли.
  • Продумать режим дня: спать 8 часов, есть 3-4 раза в день, в одно и то же время, ежедневно бывать на свежем воздухе не менее 2 часов, из них хотя бы 20 минут перед сном. Вообще здоровый образ жизни хорошо помогает в учебе.
  • Дорожить своим временем. Как студенты похищают свое время: соцсети, видеоролики, эльфы 80 уровня и т.п. Помимо траты времени, в режиме постоянного «дерганья» мозгу сложнее усваивать информацию из учебника или курса лекций. И вот сначала пропали 1,5-2 часа, потом еще часа два и плюс голова квадратная от потока информации вперемешку. Распределяйте время в соответствии с расставленными приоритетами.
  • Делайте конспект на лекциях. Конспектируя за преподавателем, вы намного лучше усвоите материал лекции, чем просто будете слушать. Потом будет достаточно просмотреть конспект, чтобы освежить материал лекции. Переписывать чужой конспект гораздо менее эффективно: сначала надо потратить время на переписывание, потом на разбор материала лекции, так как он будет восприниматься как совершенно новый и незнакомый.
  • Контролируйте себя. В вузе контроля меньше, чем в школе, но это не значит, что на лекциях можно рассматривать картинки в соцсетях или чатиться в телефоне. В конце концов, сильный человек имеет силу воли. Вы сильный человек? Или хотите стать слабовольным неудачником?

2. Конспектируйте лекции

Ни в коем случае не развлекайтесь на лекциях! Для этого есть свободное время.

Вести конспект тоже надо правильно.

  1. Механически фиксировать лекцию преподавателя не стоит, от этого пользы мало. Старайтесь записывать своими словами, быстро, четко и сразу набело.
  2. Используйте условные обозначения: общепринятые сокращения, придуманные для конкретной дисциплины и аббревиатуры. Только не забудьте их где-нибудь записать с расшифровкой. Примеры: ЦНС – центральная нервная система, АСУ – автоматизированная система управления, – растет, ↓ – падает и т.п.
  3. Запись основного смысла лекции помогает сосредоточить внимание. При конспектировании участвуют слух, зрение, рука. Это значит, что мобилизуются и тренируются разные виды памяти. Записывая лекции, вы не только усваиваете данный предмет, но и повышается умственную работоспособность. В свою очередь, это поможет при подготовке к экзаменам и сдаче сессии.
  4. Конспектировать учебник тоже полезно. Человек лучше запоминает прочитанный текст, если параллельно с чтением делает выписки.
  5. Тезисы. Приучите себя записывать материал в форме простых и сложных тезисов. Простой тезис – это законченные предложения, формулировки авторской мысли, т.е. осмысление прочитанного в учебном пособии материала. Сложный тезис – это логические выводы, умозаключения и анализ причинно-следственных связей. Такая работа требует серьезного обдумывания текста и потому способствует более прочному усвоению материала.

Примерно половина времени на подготовку к сессии, которым располагает студент, используется на усвоение программы курса в рамках самостоятельной работы.

Тогда и проблем как сдать сессию у студента уже не возникает.

Это интересно:  Как получить сведения из ЕГРН

На работу с учебными пособиями и конспектами лекций нужно тратить около 4 часов в день. В субботу и воскресенье меньше времени, либо вообще исключить их из учебного распорядка собственной работы. Воскресенье лучше всего посвятить отдыху, прогулкам, кино, театру, спортивным тренировкам или играм на свежем воздухе, зимой лыжи, каток.

3. На последний день надежды нет

Оставлять все на последний день – гиблое дело.

Здесь логика простая. Готовиться надо заранее, тогда и проблемы как сдать сессию не возникнет.

Однообразная работа утомляет быстрее, чем разнообразная, поэтому в последний день перед экзаменом при попытке все выучить – устанешь очень быстро. Опять же помним, что работоспособность мозга небезгранична.

Чтобы самостоятельные занятия оказались продуктивными, надо рационально их планировать. С учетом того, что мозг устает от однообразной работы – используйте рекомендованные 4 часа в день для подготовки по двум-трем дисциплинам.

Не лишним будет повторить очевидный факт. За последний день перед экзаменом все не успеешь.

4. К разным предметам нужен свой подход

Дисциплинам, которые требуют запоминания, например, иностранный язык, нужно уделять внимание каждый день. С такими предметами выгоднее работать каждый по полчаса, чем раз в неделю три часа.

Дробные порции материала и частые повторения способствуют более эффективному запоминанию, позволяя лучше использовать физиологические особенности памяти.

Дисциплинам, материал которых требует обдумывания, анализа, осмысливания, расчетов, нужно уделять 1-1,5 часа и более. Продуктивность умственного труда неодинакова: вначале она повышается, так называемый, период врабатываемости, затем достигается максимум, потом эффективность падает. В период врабатываемости человек втягивается в работу постепенно, а период максимальной эффективности – это самый производительный период умственного труда, тогда имеет место самая устойчивая работоспособность. Данный период может длиться от двух до четырех часов без перерыва.

Продуктивный умственный труд способствует эффективному усвоению учебного материала, аналитической работе и расчетам.

5. Условия занятий

Чтобы ускорить наступление состояния устойчивой работоспособности нужно подавить воздействующие на мозг посторонние раздражители, еще лучше самоустраниться от них.

  1. Не болтать по телефону и в мессенджере.
  2. Не поглядывать на экран телевизора.
  3. Не заглядывать в социальные сети (даже «на пару сек просто глянуть»)!
  4. В интернет-магазины тоже заглядывать не стоит!
  5. Паладин 80 уровня подождет, и танки тоже подождут.
  6. Не думать ни о чем постороннем.
  7. Не отвлекаться.

Концентрации внимания способствует привычная обстановка занятий, начало работы в одно и то же время.

Если дома или в общежитии нет подходящих условий – занимайтесь в библиотеке, в читальном зале. Дома – отдыхайте. Прогулка до библиотеки и обратно – отличная возможность подышать свежим воздухом.

Мозг очень чувствителен к недостатку кислорода, а сидячее положение ограничивает его поступление в легкие. Если человек долго сидит, в нижних отделах легких, органах брюшной полости и ногах застаивается кровь, что также снижает работоспособность организма, прежде всего, головного мозга.

Каждый час устраивайте перерыв минут на 5: встаньте, походите, разомнитесь, сделайте несколько простых упражнений на растяжку мышц. Будет просто замечательно, если на это время откроете окно! Позанимались в совокупности 4 часа – перерыв на 1 час. Вперед на свежий воздух!

6. План работы

К условиям занятий также нужно отнести планирование работы на семестр. Так вы воспитаете в себе силу воли и организованность.

Как составить план работы на семестр:

  1. Возьмите календарь с возможностью делать в нем краткие записи (клетки должны быть достаточно крупные). Календарь можно сделать и самому на компьютере.
  2. В клетках отмечаете дисциплины, которыми будете заниматься. Делайте это по аналогии, как составляется расписание занятий в вузе. Используйте четные и нечетные недели для удобства.
  3. По мере выполнения запланированной работы делаете пометки об успешно сделанных заданиях в календаре.
  4. По итогам недели контролируете себя – все сделали или нет. По итогам месяца аналогично.
  5. Если есть возможность, установите себе небольшие награды за выполнение недельных планов: поход в кино, в кафе, в общем, дарите себе то, от чего у вас радуется душа.

В качестве альтернативы можно завести ежедневник с органайзером, в котором записывайте каждый день, что было сделано. Сопоставляя с запланированными работами, вы сможете объективно оценивать свою результативность.

Не беда, если план потом нужно будет корректировать, все равно – это вам сильно поможет сдать сессию.

7. Рациональное поведение во время сессии

Чтобы успешно сдать сессию нужно немного перестроить свой режим:

  • Спать по-прежнему нужно 8 или минимум 7 часов.
  • Рабочие периоды распределите на весь день таким образом: от завтрака до обеда, от обеда до ужина, от ужина до сна. Каждый период примерно 3-4 часа. Каждый рабочий период заканчивайте короткой прогулкой на свежем воздухе.
  • Нельзя засиживаться допоздна, пытаясь взбодриться крепким кофе или чаем. От этого быстро падает работоспособность, а от ночных бдений расстраивается сон. В результате, ваша продуктивность будет стремиться к нулю.

Схематично, режим показан на рисунке. При этом учитывайте еще небольшой запас на перерывы. Таким образом, за три рабочих периода вы будете успевать готовиться к сессии.

Непосредственно в день экзамена не нужно слишком рано приезжать в вуз. Во-первых, знания свои не сможете пополнить за несколько часов перед экзаменом. Во-вторых, за это время вы просто устанете и перенервничаете. В-третьих, когда придет ваш черед сдавать экзамен, как физическое и умственное перенапряжение неизбежно скажется на ответе. Лучше используйте те же несколько часов для сна или подготовки дома перед экзаменом. В вуз приезжайте с небольшим запасом времени.

И еще пара слов о кофе. Крепкий кофе хорошо бодрит, но в период сессии его потребление лучше ограничить, так как стимулирующее воздействие на мозг имеет обратное влияние при употреблении во время длительных умственных нагрузок. Употребляйте не более 1 максимум 2 чашек кофе в день в утренние часы.

Это интересно:  Замена паспорта в МФЦ в 20 и 45 лет: пошаговая инструкция

Вывод

Хотя экзамены это существенная трата сил и нервов – обойтись без них нельзя.

Сессия – это не только проверка знаний и способности к самостоятельной работе.

За время обучения в вузе студент сдает несколько десятков экзаменов и зачетов – столько же раз он готовит ответ, связно излагает материал, отвечает на вопросы экзаменатора. В совокупности это все прививает искусство владеть собой, учит рационально мыслить, тренирует речь – это качества, необходимые любому квалифицированному специалисту.

Надеюсь, советы как сдать сессию, помогут вам это нелегком деле.

Что такое сессия в вузе

Что такое сессия

Сессией называется период сдачи экзаменов по дисциплинам, которые преподавались на протяжении учебного семестра. Главной целью является промежуточная проверка уровня знаний, умений и способностей учащихся. Если экзамены сданы успешно, студент получает право продолжить обучение.

Учебный год студента-очника включает две сессии – зимнюю и летнюю. Число экзаменов определяется планом обучения: обычно аттестационных испытаний бывает не более шести. Перед каждым из них должно быть не менее трех дней на подготовку.

Сколько длится сессия

Продолжительность в среднем составляет порядка 20 дней, она зависит от регламента и учебной программы заведения. Когда начинается и заканчивается летняя сессия у студентов, каждый институт и университет определяет самостоятельно, но обычно ее начало приходится на вторую неделю июня. Так же вариативно дела обстоят и зимой: очники начинают сдавать экзамены с середины декабря и заканчивают к Новому году или со второй недели января.

Экзаменационному периоду обычно предшествует зачетная неделя, включающая сдачу рефератов, лабораторных работ, зачетов, отчетов по практике, курсовых проектов. К экзаменам допускаются только те студенты, которые не имеют долгов.

Если все экзамены не сданы в сроки, отведенные для летней или зимней сессии, вуз предоставляет время на пересдачу (в общей сложности не более трех раз для одного предмета – первая неудачная попытка учитывается). После сдачи всех зачетов и экзаменов студент уходит на каникулы. Те учащиеся, которые не закрыли сессию, подлежат отчислению из вуза.

Сессия заочников

Сроки сдачи экзаменов у заочников отличаются от регламента, установленного для студентов стационара. Начало сессии также зависит от учебной программы вуза и определяется образовательными заведениями самостоятельно. В большинстве вузов зимой оно приходится на январь-февраль, весной – на апрель. Сессия заочников первого курса начинается, как правило, немного раньше – в конце ноября или начале декабря.

Сроки сдачи экзаменов у студентов заочной формы обучения строго не определены, все зависит от особенностей учебной программы, курса, нагрузки преподавателей, количества учащихся.

Установочная и зачетно-экзаменационная сессия

У студентов-заочников сессия бывает двух видов:

  • установочная (одна-две недели) – за это время учащиеся знакомятся с особенностями предмета, получают базовые знания о дисциплинах текущего курса, список литературы, методические пособия и задания;
  • зачетно- или лабораторно-экзаменационная: в этот период студенты должны подготовить и сдать все задания, полученные на установочной сессии.

Длительность перерыва между установочным и экзаменационным периодом составляет от двух до шести месяцев. Если сессия не закрыта, то с разрешения деканата факультета назначается повторная сдача, которая должна быть завершена до следующего зачетно-экзаменационного периода.

Часто установочная сессия на новый семестр начинается сразу после сдачи экзаменов.

Актуальная терминология

Чаще всего продолжительность зачетной недели и экзаменационного периода определяется каждым вузом самостоятельно. Ознакомиться с планом обучения можно на сайте учебного заведения или в деканате. Чтобы полностью разобраться в официальных расписаниях, необходимо учесть, что понятий «предсессионная зачетная неделя» и даже «сессия» в действующем законодательстве РФ, регулирующем вузовский образовательный процесс, не существует. Сдача или пересдача зачетов и экзаменов, а также другие контрольные испытания в официальном учебном плане обычно объединены под понятием «промежуточной аттестации».

Успешное обучение в вузе невозможно без своевременной сдачи зачетов и экзаменов. Но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что студент не может уложиться в отведенные вузом для промежуточных аттестаций временные рамки. В таких случаях может помочь продление сессии или академический отпуск.

Как проходит сессия в учебных заведениях?

Для первокурсника, впервые переступающего порог ВУЗа или колледжа, многое в правилах учебного заведения может показаться малопонятным и загадочным. Некоторые студенты-новички не знают самых элементарных вещей – например, того, как проходит сессия в их учебном заведении. Список дисциплин по выбору вывешивается на доске объявлений Учебного управления и на всех факультетах, там же указывается, на какой кафедре можно записаться для их прослушивания. По итогам посещения дисциплин по выбору и выполнения заданий преподавателя студенты получают зачет, от которого зависит возможность получения стипендии и перевод на следующий год обучения. Список экзаменов и зачетов на предстоящий семестр обычно доводится деканатом до сведения студентов и фиксируется в зачетных книжках в первом месяце семестра.

Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии у очников. Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.

Поэтому ценность диплома, полученного таким образом, часто подвергается сомнению. Особенно с учетом того, что в некоторых учебных заведениях (особенно негосударственных) требования к заочникам сводят к минимуму, делая учебу формальной. Проверяющие органы в последнее время особенно бдительно следят за «псевдовузами», делающими акцент именно на заочной форме обучения, и лишение их лицензии — не редкость. Так что выбирать вуз по принципу «минимум усилий» становится рискованно: можно потерять деньги, внесенные за учебу и при этом в итоге не получить вожделенной «корочки» государственного образца.

Это интересно:  Льготы ветеранам отечественной войны ст 20

Установочная сессия проводится для студентов-первокурсников в самом начале обучения (как правило, в сентябре или октябре). Ее можно назвать «ознакомительной» — никаких экзаменов или зачетов в это время не сдается, студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями, с предметами, которые будут изучать в первом семестре. Существует только одно ограничение – не более 10 экзаменов и 12 зачетов в год. Списки экзаменов и зачетов можно узнать из учебного плана на учебном сервере университета. В случае успешной сдачи этих экзаменов (зачетов) данное лицо восстанавливается на том курсе, с которого оно было отчислено и переводится на следующий курс для обученияна платной основе. Одна или две задолженности могут быть ликвидированы в сроки, которые устанавливаются деканом, до начала занятий в очередном семестре.

Устав университета и Федеральный государственный образовательный стандарт не ограничивают количество экзаменов в семестре. Список экзаменов и зачетов на предстоящий семестр обычно доводится деканатом до сведения студентов и фиксируется в зачетных книжках в первом месяце семестра. Учебные планы и графики вывешиваются на досках объявлений Ректората (второй этаж третьего корпуса) и деканатов. В начале каждого семестра на всех курсах проводятся собрания, на которых старшие преподаватели и представители межфакультетских кафедр знакомят студентов со всеми организационными вопросами. В конце сессии были установочные лекции на следующий семестр.

Как правило, уровень подготовки абитуриентов, поступающих в университет, существенно выше среднего, что позволяет им без большого напряжения усваивать знания и, соответственно, не бояться сессии. Нужно вовремя сдавать контрольные и зачеты, активно участвовать в семинарах, по возможности — вести научную деятельность, и тогда сессия вам не страшна. А это необходимо, так как без зачетов не получится на собственной шкуре узнать, что такое сессия, ведь к ней студента просто не допустят. Новый срок пересдачи экзамена или зачета устанавливается приказом ректора.

Как проходит сессия в учебных заведениях?

Для первокурсника, впервые переступающего порог ВУЗа или колледжа, многое в правилах учебного заведения может показаться малопонятным и загадочным.

Некоторые студенты-новички не знают самых элементарных вещей – например, того, как проходит сессия в их учебном заведении. Понятно, что в каждом ВУЗе имеются свои особенности и традиции, но общие правила должны соблюдать все.

В ВУЗах и колледжах сессия, т.е. период проверки полученных студентами знаний, проводится два раза в год – зимой и в начале лета. Допускаются к сессии не все студенты, а только те, кто не имеет «хвостов» — несданных зачетов, лабораторных или контрольных работ за прошедший семестр.

Впрочем, особо выдающиеся студенты могу тащить «хвосты» и с предыдущих семестров, но это скорее исключение, чем правило. Зачеты сдаются, как правило, в последнюю неделю перед началом сессии: старательные студенты могут получить зачет «автоматом», для тех же, кто пропускал занятия и относился к учебе легкомысленно, сдача зачетов может быть затруднительной.

На подготовку к каждому экзамену дается 2-3 дня. Количество экзаменов для одной сессии не превышает пяти и зависит от учебного плана вуза.

Если результат экзамена не устраивает студента, он по договоренности с преподавателем может пересдать его в более позднее время – на каникулах или во время следующего семестра.

Если в зачетке появляются три неудовлетворительных оценки, студент, скорее всего, будет отчислен из учебного заведения.

Многие первокурсники особенно опасаются сессий в университете, считая, что сдавать их чересчур сложно. Однако порядок проведения университетских сессий практически ничем не отличается от других ВУЗов, и добросовестные студенты сдают их без особых затруднений.

Как правило, уровень подготовки абитуриентов, поступающих в университет, существенно выше среднего, что позволяет им без большого напряжения усваивать знания и, соответственно, не бояться сессии. Нужно вовремя сдавать контрольные и зачеты, активно участвовать в семинарах, по возможности — вести научную деятельность, и тогда сессия вам не страшна.

Учеба в колледже представляет собой нечто среднее между школьным распорядком и учебным процессом в университете. Занятия проходят парами, а не уроками, кроме того, присутствуют новые формы учебного контроля – семинары и зачеты, не говоря уже о сессиях.

Тем не менее, на учебных парах ведется опрос студентов, как на школьных уроках, что дает возможность плотно контролировать успеваемость вчерашних школьников.

К сессиям, как и в ВУЗах, допускаются только студенты, у которых сданы все зачеты и полагающиеся по учебной программе работы. По результатам сессии назначается стипендия, что тоже немаловажно для юных студентов.

Зимняя сессия для студентов дневной формы обучения («очников») может начинаться, в зависимости от традиций учебного заведения, либо в декабре, либо после новогодних праздников, и продолжается около двух недель.

Ей предшествует зачетная неделя, в течение которой выставляются зачеты по предметам, не вошедшим в экзаменационную программу. Летом сессия, как правило, приходится на первую половину июня.

Чтобы не создавать чрезмерной нагрузки для преподавателей, сессии для студентов-заочников проводятся либо раньше, либо позже сессионного периода для студентов дневного обучения.

Нередко экзаменам предшествует начитка, или установочная сессия, во время которой заочники прослушивают курс самых необходимых лекций и имеют возможность пообщаться с преподавателями.

В течение месяца, предшествующего началу сессии, заочники сдают в учебную часть все положенные контрольные работы. Перед каждым экзаменом проводятся консультации, во время которых студенты могут задать преподавателям вопросы по изучаемому материалу, попросить разъяснения непонятных тем и т.д.

Если студент заочной формы обучения не сдал один или несколько экзаменов, он может попросить пересдачу в течение следующего семестра, но до начала следующей сессии.

Статья написана по материалам сайтов: edunews.ru, callbollonez.ru, www.mnogo-otvetov.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий