Как изменяется КБМ после ДТП

Безаварийная езда может стать заслуженной наградой автолюбителю за аккуратность на дороге. Но кроме возможности обезопасить свое имущество и здоровье, он может рассчитывать и на бонус от страховщиков, которые поощряют дисциплинированность, предоставляя скидки при покупке полиса.

Виновникам же аварий предстоит раскошелиться, поскольку к ним будет применяться повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП.

Содержание

Влияние КБМ на цену ОСАГО

Решая проблему повышения общего уровня безопасности дорожного движения, государство предоставило страховым компаниям право использовать при определении стоимости автостраховки специальный коэффициент, способный скорректировать цену полиса в большую или меньшую сторону. Этот коэффициент, ставший обязательным при расчетах, получил название бонус-малус (КБМ) за возможность поощрить водителя приятным бонусом или понизить его класс в зависимости от качества езды в течение предыдущего года.

Смысл применения КБМ состоит в мотивации к езде без аварий. С его помощью страховая компания защищает риски собственных финансовых потерь в случае, когда имеет дело с неблагонадежным лихачом, регулярно игнорирующим правила движения. Или когда заключает договор страхования с новичком, только осваивающим азы вождения.

Если автолюбитель не допускает в течение года аварийных ситуаций, требующих от страховщика возмещения ущерба потерпевшей стороне, то в качестве поощрения он увеличивает ему класс водительского мастерства. В результате на следующий год полис ОСАГО для него будет стоить дешевле, поскольку при расчете стоимости страховки будет применяться бонусная часть коэффициента. Дисциплинированный водитель получит скидку и стимул к дальнейшей аккуратной езде.

А что же произойдет, если автолюбитель в течение страхового года попал хотя бы в одно дорожное происшествие? В этом случае, понеся расходы на компенсацию ущерба пострадавшей в ДТП стороне, страховщик накажет своего клиента за неблагонадежность и нарушение правил управления автомобилем. К лихачу за рулем будет применен принцип малусов, снижающий водительский класс. В результате стоимость полиса существенно увеличится.

Особенно относятся страховщики и к неопытным водителям, недавно севшим за руль автомобиля. Отсутствие информации за предыдущие периоды не позволяет оценить качество езды такого новичка. В подобном случае страховая компания, защищая собственные риски, присваивает ему 3-й класс мастерства. И только дальнейшая водительская практика покажет, сможет ли новоиспеченный автолюбитель повысить его, заработав приятные скидки, или попадет в аварию и будет платить за следующий полис гораздо дороже.

До 2013 года обнулить результаты аварийной езды за предыдущие годы, и получить 3-й класс мог любой водитель. Для этого ему достаточно было лишь прекратить сотрудничество с прежним страховщиком и заключить договор с новой страховой компанией. Однако в настоящее время, подобной возможности нерадивые автомобилисты лишены.

С 2013 года все данные об авариях, приведших к страховым выплатам, заносятся в единую базу данных РСА. Страховые агенты имеют к ней непосредственный доступ. Переход от одного страховщика к другому с целью скрыть допущенные на дороге нарушения потерял всякий смысл.

Как изменится после ДТП коэффициент бонус-малус

Как поведет себя повышающий коэффициент по ОСАГО при участии в ДТП, водитель может определить самостоятельно. Для этого ему достаточно использовать специальную таблицу, которая наглядно демонстрирует изменение стоимости ОСАГО после ДТП.

Несмотря на кажущуюся сложность, разобраться в ней не трудно. Согласно данным таблицы, на расчет КМБ оказывают влияние следующие факторы:

  • классовый показатель надежности, присвоенный автомобилисту на начало страхового периода;
  • число аварий, зафиксированных в истекшем году;
  • количество страховых лет.

Попробуем разобраться, как меняется значение КБМ после ДТП и в случае отсутствия аварий:

  1. При первоначальном заключении договора водителю присваивается 3-й класс, соответствующий значению коэффициента 1. Получается, что на этот момент лимит доверия страховщика к новому клиенту еще не исчерпан и коэффициент не влияет на стоимость полиса.
  2. При вождении автомобиля без аварий в течение страхового периода класс надежности воителя повышается на единицу, превращаясь из третьего в четвертый. КБМ снижается до 0.95, влияя на стоимость ОСАГО в меньшую сторону. Автомобилист становится обладателем скидки в размере 5%. Следующий год без участия в ДТП принесет увеличение класса до 5-го и снизит коэффициент до значения 0.9. И так на протяжении всех лет безаварийной езды. Аккуратного водителя ожидает постоянное повышение класса с соответствующим снижением стоимости страховки.

Что если были аварии?

Иначе обстоит дело, если автомобилисту не удалось избежать транспортных происшествий. Для него при последующей покупке полиса действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП. Из таблицы видно, на сколько в таком случае возрастает расчетная цена на автострахование:

  1. Даже одно зафиксированное дорожное происшествие может понизить уровень надежности виновника аварии сразу на несколько пунктов. Например, первоначальный 3-й класс изменяется до 1-го, что влечет изменение показателя КБМ до 1.55. При этом страховка на следующий период подорожает на 55%. Если же за несколько лет внимательного вождения автомобилист заработал 9 класс, то одним транспортным происшествием он может понизить его до 5-го, лишившись скидки в 30%.
  2. В результате двух и более инцидентов водительский класс новичка изменится до самого неблагонадежного значения М. В этом случае его ждет удорожание полиса на максимальное значение 145%. Что касается опытных водителей, то даже при двух ДТП наличие в истории вождения автомобилиста нескольких лет дисциплинированной езды, поможет ему сохранить часть заработанной ранее скидки.

На основании приведенных данных можно сделать простой вывод: при наличии ДТП в течение страхового периода значение бонуса-малуса увеличивается, заставляя автомобилиста покупать полис по более высокой цене.

Водитель не был виновником ДТП

Однако не всегда причиной инцидента становится собственное лихачество. Даже самый аккуратный автомобилист не застрахован от вовлечения в дорожный инцидент по вине другого участника движения. Как же быть в таком случае? Водители нередко задаются вопросом: если я не виноват в происшествии, почему мне предстоит распрощаться с трудом заработанной скидкой и смириться с тем, что автогражданская ответственность в следующем периоде будет застрахована по более высокому тарифу?

Ответ на этот вопрос успокоит осторожных автолюбителей: если ДТП было спровоцировано другим участником движения, выплаты будет осуществлять его страховая компания. При этом в базу РСА попадут сведения о виновнике аварии, и пострадавшая сторона отвечать за действия нарушителя ПДД не будет. Соответственно не станет увеличиваться и сумма расходов потерпевшего на покупку полиса страхования гражданской ответственности.

Длительность действия повышающего коэффициента

К счастью для неаккуратных водителей срок действия повышенного КБМ не долог. Значение коэффициента корректируется один раз в год при оформлении договора на следующий страховой период.

Законодательство дает водителям возможность в перспективе снизить финансовые расходы на автострахование, исправив свое поведение на дороге в лучшую сторону и получив соответствующие скидки. Благодаря тому, что каждый год значения КБМ меняются, осуществляемый страховщиками расчет стоимости нового полиса включает предусмотренную правилами поправку, отражающую степень дисциплинированности водителя.

Советы: как избежать повышения стоимости ОСАГО

Опасаясь, что страховщики повысят значение КБМ за допущенные на дороге ошибки, многие водители интересуются, существует ли способ избежать увеличения стоимости ОСАГО. Оказывается, подобная возможность есть. Если к управлению автомобилем допущены несколько водителей, и один из них спровоцировал наступление страхового случая, значение КБМ не будет меняться, если при покупке нового полиса исключить виновника аварии из списка лиц, которым доверено управление машиной. В этом случае страховщики, определяя, какой класс следует использовать при расчетах, будут исходить из истории вождения указанных в списке управляющих автомобилем лиц. При этом определяющим станет наименьший из всех присвоенных водителям класс.

Но лучшим способом не волноваться об изменившихся значениях бонуса-малуса остается аккуратная и внимательная езда. Не стоит искать обходных путей для снижения затрат на покупку ОСАГО. Предпочтение следует отдавать безопасности движения на дороге, стоящей выше экономии и обходящейся человеку гораздо дороже.

Как изменится КБМ после ДТП и как его проверить и рассчитать

Аккуратность и маневренность водителя на дороге отслеживается по его страховой истории. Страховщики ведут единую базу, в которую после каждого страхового периода заносятся новые данные о безаварийной езде автомобилиста. В зависимости от того, как прошёл год, класс водителя меняется и вместе с ним меняется и коэффициент бонус-малус. На чём это отражается и как меняется КБМ после ДТП вы узнаете далее.

Это интересно:  Адвокат

Зачем нужно знать, как меняется КБМ при ДТП

Автомобилист должен знать, как меняется его КБМ по нескольким причинам:

  • этот коэффициент можно назвать рейтингом водителя, на который обращает внимание страховая компания при заключении договора;
  • величина КБМ влияет на стоимость полиса ОСАГО, так как при расчёте его значение, как и значения других коэффициентов, умножаются на базовый тариф;
  • если автолюбителю ошибочно присвоили завышенный коэффициент аварийности или не внесли его значение в базу РСА, ему придётся заплатить за полис больше, несмотря на то, что он честно заработал скидку на следующий страховой период;
  • чем больше безаварийный стаж, тем ниже бонус-малус – минимальное его значение составляет 0,5, что снижает стоимость полиса вполовину, поэтому терять его не рекомендуется.

Как изменится КБМ после ДТП

Ни одна организация, работающая на рынке автострахования, не захочет иметь дело с неаккуратным ездоком, который то и дело подвергает опасности себя и других участников дорожного движения. Поэтому за каждую аварию страховщики наказывают таких автолюбителей рублём, рассчитывая сумму страховой премии с учётом повышенного бонус-малус.

Если виноват, как поменяется КБМ

Когда водитель становится виновником ДТП, его страховая компания выплачивает пострадавшему лицу компенсацию. Следовательно, она терпит убытки, а это для неё невыгодно. Чтобы как-то компенсировать страховую выплату по аварии, страховщик снижает класс автолюбителя в следующем страховом периоде. КБМ после ДТП увеличивается, и стоимость полиса после происшествия, соответственно, растёт.

Полезно знать! Большое количество аварий негативно отражается на водительской репутации водителя. Более 3-4 аварий в год понизят его класс до самого низкого – класса М. Не каждый страховщик захочет связываться с автомобилистом, имеющим негативную страховую историю.

Если не виноват

Если ДТП произошло по вине другого автомобилиста, то потерпевший:

  • получает компенсацию от страховой компании виновника;
  • не теряет положительную страховую историю – его водительский класс не понижается и КБМ не растёт.

А вот виновнику придётся восстанавливать повреждённый автомобиль за свой счёт и заплатить большую сумму за страховку в следующем периоде, так как его класс и бонус-малус изменяются.

Если виноват не хозяин ТС, а водитель

Коэффициент аварийности закреплен за конкретным водителем, поэтому, если зачинщиком ДТП выступает вписанное в полис лицо, а не владелец ТС, понижение коснется только того, кто был за рулем. Однако на цену страховки это всё равно повлияет, так при расчёте учитываются коэффициенты аварийности всех допущенных лиц.

Если же автолюбитель не был вписан в страховку, но сидел за рулём машины, страховая откажет в выплате по причине того, что правила страхования были нарушены, а хозяин и водитель заплатят штрафы в ГИБДД.

Как самостоятельно узнать и рассчитать КБМ

Узнать свой КБМ можно несколькими способами: рассчитать самостоятельно с помощью специальной таблицы или проверить его значение на интернет-ресурсах. Возможность проверки своей страховой истории есть на официальных сайтах некоторых страховщиков, на бесплатных интернет-сервисах в сети и на сайте РСА. Эта функция не требует регистрации, достаточно ввести свои данные и получить ответ. На сайте РСА узнать бонус-малус можно, заполнив в предложенную форму:

  • ФИО и дату рождения водителя;
  • серия и номер водительского удостоверения;
  • дата заключения договора ОСАГО.

После отправки предоставленных данных на экране появится коэффициент безаварийности автомобилиста. Самостоятельно рассчитать коэффициент и узнать, как увеличится КБМ после дорожно-транспортного происшествия, можно по нижеприведенной таблице также не составит труда.

Таблица КБМ

На сколько повышается КБМ

Какой КБМ получает водитель после ДТП? Например: Водитель управляет автомобилем и покупает ОСАГО уже 5 лет подряд. Новичкам присваивается 3 класс, КБМ при этом равняется единице. Первый год новоиспечённый автомобилист ездил без происшествий, и его класс повысился до 4-го. На второй год вождения по его вине произошло ДТП, страховая выплатила ущерб, и его класс снизился до 1-го. На следующий период его бонус-малус составил 2,3. В последующие три года водитель ездил без происшествий, поэтому каждый год его страховая история улучшалась. Таким образом, по истечении 5-ти лет автомобилист снова дошёл до 3-го класса. Все это время его коэффициент был повышенным. Если бы водитель ездил все 5 лет без происшествий, его КБМ составил бы 0,75.

Сколько действует повышающий коэффициент бонус-малус по ОСАГО после ДТП

Насчитывается 15 водительских классов, в соответствии с которыми определяется показатель бонус-малус. При условии безаварийной езды, класс ежегодно повышается. Если в предыдущем периоде были ДТП, и страховая история ухудшилась, через год класс водителя снова улучшится, если он не станет виновником ДТП снова.

Когда обнуляется повышенный КБМ по ОСАГО? Повышающий коэффициент будет действовать только год, и понижаться в каждом новом периоде, пока автомобилист не получит самый высокий класс и самый низкий показатель коэффициента аварийности.

Можно ли сделать пересчет

Пересчитать КБМ до следующего периода не получится. Придется дожидаться его постепенного снижения. Однако здесь есть несколько хитростей:

  • во-первых, можно оформить ОСАГО без ограничений. В этом случае КБМ будет равняться единице, и не упадет до 2,45 даже при наличии 4 аварий за год;
  • во-вторых, не вписывать виновника аварии в полис автогражданской ответственности ОСАГО после ДТП в грядущем страховом периоде – в этом случае стоимость страховки не повысится, так как в расчёт принимаются коэффиценты всех допущенных автомобилистов.

Если же бонус-малус рассчитан неправильно по вине СК, ошибку можно исправить, предоставив страховщику автогражданку за минувший год. В том случае, когда страховая компания прекратила свою деятельность, КБМ подлежит восстановлению по письменному обращению в РСА и в ЦБ РФ.

Как избежать повышения стоимости полиса в будущем

Когда страховщики не имели единой базы страховых историй, водитель мог скрыть факт наличия прошлых нарушений, обратившись в другую страховую компанию. Однако на данный момент это невозможно, так как при заключении договора сотрудник СК проверяет информацию об автомобилисте.

После нескольких аварий стоимость страховки может вырасти почти в 2,5 раза, что невыгодно для водителя. Это вынуждает его искать лазейки для снижения цены на ОСАГО. Существует 2 способа снизить стоимость автогражданки после повышения КБМ:

  • оформить страховку на другого автомобилиста. К примеру, когда в семье автомобилем пользуются оба супруга, можно убрать из полиса нарушителя, и записать страховку на более аккуратного водителя;
  • покупка ОСАГО без ограничений. В этом случае КБМ обнуляется и приравнивается к единице, он не понижается, и не увеличивается независимо от количества аварий.

На заметку! Цена на полис с неограниченным количеством допущенных к управлению лиц на порядок выше, чем на обычное ОСАГО. Поэтому, если этот вид полиса оформляется с целью уменьшить стоимость страховки из-за повышенного КБМ, нужно взвесить, будет ли такой шаг выгодным.

Заключение

Класс водителя рассчитывается с учётом водительского стажа и безаварийной езды. Опытные автомобилисты, проездившие за рулём 10 лет без аварий, получают 50% скидку на полис ОСАГО. Менее аккуратные автолюбители могут понизить свой класс до самого последнего – класса М, что приведет к подорожанию ОСАГО в следующем периоде в 2,5 раза.

Ждем ваших вопросов и напоминаем, что вы можете на нашем сайте записаться к автоюристу на бесплатную консультацию, чтобы персонально разобрать ваш вопрос. Запись у онлайн-консультанта в специальной форме.

Как изменяется КБМ после ДТП

Стать полноправным участником дорожного движения автомобилист может, оформив обязательную автостраховку. Такие требования утверждены действующим законодательством. Поэтому избежать покупки полиса невозможно, однако каждому автолюбителю под силу существенно уменьшить его стоимость.

Подобную возможность получает аккуратный и ответственный водитель, не допускающий изменения КБМ после ДТП.

Таблица КБМ

В том, что стоимость автостраховки может изменяться, никакого секрета нет. На его цену значительное влияние оказывает переменный коэффициент бонус-малус (КБМ), размер которого напрямую зависит от профессионализма водителя. Именно на этот коэффициент страховщики старательно умножают базовый тариф, чтобы определить сумму страховки.

Если в предыдущий страховой период автолюбитель не стал участником дорожно-транспортных происшествий, значение КБМ уменьшается, обеспечивая ему на следующий год соответствующую скидку. Если же избежать аварии не удалось, автомобилист должен быть готов к тому, что возросшее значение коэффициента ударит по его карману.

Чтобы понять, на сколько повышается или понижается показатель бонус-малус, водителю необязательно обращаться к страховщику. Он может узнать эту информацию самостоятельно. Для этого достаточно разобраться в специальной таблице, определяющей зависимость:

  • КБМ от присвоенного класса;
  • класса от количества допущенных в страховом периоде аварий.

На первый взгляд может показаться, что пользоваться таблицей непросто. На самом деле, это не так:

  1. Первый столбец обозначает уровень водительского мастерства, присвоенный страхователю на момент покупки нового полиса. Для новичка класс будет третьим.
  2. Второй столбец указывает на значение коэффициента, определяющего скидку или надбавку к стоимости страховки.
  3. Последний столбец, подразделенный на четыре составляющие, содержит информацию о том, как в динамике повышается или понижается класс в зависимости от наличия или отсутствия аварий в течение страхового периода.

Изменения после каждого ДТП

Чтобы предварительно рассчитать стоимость нового полиса, автомобилисту нужно определить размер коэффициента. Из данных таблицы видно, что значение бонус-малус формируется на основании следующих факторов:

  • обозначенный на начало страхового периода уровень водительского мастерства;
  • число аварий за предыдущий страховой период;
  • количество страховых лет.

Коэффициент бонус-малус является основным показателем, способным вызвать изменение стоимости полиса ОСАГО. Определяемая им скидка или надбавка напрямую зависит от наличия в водительском стаже страхователя дорожно-транспортных инцидентов.

Если автомобилист относится к категории новичков и впервые покупает страховку, ему присваивается 3 класс. В этом случае размер КБМ равен 1. То есть он не способен изменить цену ОСАГО ни в большую, ни в меньшую сторону. На этом этапе страховщик наделяет неопытного автомобилиста определенным кредитом доверия. Дальнейшая водительская история покажет, насколько это доверие оправдалось. С годами класс может либо повышаться, удешевляя стоимость страховки, либо уменьшаться, делая ОСАГО дороже.

Это интересно:  Описание предмета закупки по 223 ФЗ 2019 г.

Неопытному автолюбителю, только постигающему водительское мастерство, следует знать, как изменится КБМ в зависимости от аккуратности его поведения на дороге:

  1. Если новичок сможет проездить первый год без ДТП, классность его мастерства повысится на единицу и вырастет с 3-го до 4-го. Это означает, что значение КБМ снижается с 1 до 0,95, обеспечивая автовладельцу 5% скидки на стоимость ОСАГО.
  2. Если неопытному водителю не повезло, и он спровоцировал аварию, его класс будет автоматически понижен с 3-го до 1-го. Одновременно с этим размер КБМ увеличивается, достигая значения в 1,55. Это означает, что водителя ждет повышение стоимости полиса на 55%.
  3. Если дело не ограничилось одной аварией, и новичок стал участником двух или более ДТП, его класс опустится до значения М, означающий минимум доверия к нему со стороны страховщика. Переменный коэффициент в этом случае повысится до максимально возможного значения в 2,45. И при покупке полиса на следующий год неосторожному автомобилисту предстоит заплатить 145% от цены первоначального полиса.

Несколько иначе обстоит дело, если страховщик сотрудничает с водителем, имеющим внушительный стаж безаварийной езды, поскольку от аварии не застрахован ни один участник движения, и даже опытный автолюбитель может попасть в дорожный инцидент.

Но, в отличие от новичка, страховщик не будет к нему чрезмерно суров. Классовый показатель водителя, конечно, будет понижен, но заработанная ранее скидка обнуляться не будет. Она лишь уменьшится до определенного значения.

Например, за семь лет безукоризненной езды автомобилист заработал 10 класс, но не смог избежать неприятности на дороге и попал в аварию. На следующий страховой период его водительский уровень будет понижен с 10-го до 6-го. При этом значение коэффициента повысится с 0,65 до 0,85. То есть, в следующем году автолюбитель будет иметь:

  • вместо 11 класса, который бы он получил, если бы не стал участником ДТП, всего лишь 6-й;
  • вместо 40% скидки, на которую мог бы рассчитывать при 11 классе, только 15%, соответствующие 6-му.

Ранее автолюбители, не желавшие зарабатывать безаварийный стаж, просто переходили из года в год от одного страховщика к другому. Каждый раз при страховании им присваивался 3-й нейтральный уровень. Но с 2013 года все данные о страховых выплатах по дорожным инцидентам заносятся в единую базу РСА, поэтому смена страховщика уже не поможет водителю сэкономить деньги при покупке полиса.

Но, как и из любого правила, из порядка изменения КБМ тоже бывают исключения. Существуют ситуации, когда коэффициент не меняется при возникновении ДТП, если:

  • полис оформлен на автомобильный прицеп;
  • страховка оформлена на автомобиль, следующий транзитом;
  • период действия ОСАГО составляет менее года;
  • ОСАГО оформлено на автомобиль, зарегистрированный в иностранном государстве, а на территории России используемый в режиме временного ввоза.

Через какое время можно восстановить коэффициент

Столкнувшись с финансовыми последствиями неосторожной езды, автомобилисты стремятся узнать, как им действовать дальше, чтобы восстановить показатель бонус-малус. Согласно законодательству, значение коэффициента пересматривается страховщиками один раз в год при покупке нового полиса.

Однако автолюбителям следует помнить, что новая страховка не может обнулить результаты, заработанные в предыдущем страховом периоде. Если автолюбитель допустил столкновение, коэффициент уже не будет равен 3-м для новичка, и не останется на прежнем уровне для более опытного водителя. Чтобы восстановить потерянное значение КБМ водителю предстоит несколько лет ездить без аварий или, в случае мелких ДТП, не обращаться к страховщику за компенсационной выплатой.

Рассчитать количество лет, необходимых для того, чтобы вернуть заработанную ранее скидку, автомобилист может самостоятельно. Для расчета нужно лишь учесть, что за год безаварийной езды класс повышается на единицу.

Если не вы являетесь виновником аварии

Многие автомобилисты считают, что любое дорожно-транспортное происшествие грозит им понижением уровня водительского мастерства и потерей скидки на ОСАГО. Но это мнение ошибочно. Не все инциденты приводят к повышению стоимости полиса. Класс не будет понижен для того водителя, который по факту оказался не виноват в происшествии.

Поскольку компенсационные выплаты производит страховщик ответственной за аварию стороны, второму участнику инцидента беспокоиться не приходится. Его страховщик выплат не производит, значит, и основания для понижения класса своему клиенту у него нет. Распрощаться со скидкой в этом случае предстоит тому, кто, согласно официальным документам, был виновен в столкновении.

Коэффициент бонус-малус на сегодняшний день является достаточно эффективным инструментом в борьбе за безопасность на дорогах. Никто из водителей не желает переплачивать за полис автострахования из-за мелкой аварии. Но сохранить собственные финансы они могут, лишь соблюдая правила движения. Только в случае безаварийной езды их водительский класс будет неуклонно повышаться, а КБМ стремительно понижаться, радуя приятной скидкой на следующий страховой год.

Повышающий коэффициент ОСАГО после дорожной аварии

Полис ОСАГО – одно из обязательных условий, без которого не будет выдано разрешение на вождение. Стоимость его оформления зависит от тарифов, которые регулирует Центральный Банк России. Страховщики не могут влиять на итоговую цену оплаты полиса. Но она меняется в зависимости от целого ряда коэффициентов. Они способны сделать сумму, которую должен оплатить человек, оформляющий страховку, выше или ниже. В зависимости от этого условия рассчитывается окончательная стоимость полиса ОСАГО. При необходимости её можно рассчитать самостоятельно, внимательно разобравшись в коэффициентах.

Страховые коэффициенты при ДТП

Законодательными органами страны предусмотрен комплекс коэффициентов при ДТП. Они условно делятся на две группы:

К первой группе относятся коэффициенты, созданные для повышения ответственности среди неосторожных водителей, пренебрегающих правилами. Их задача – побудить человека к правильному вождению путем снятия с него дополнительных денежных средств.

Вторая группа включает коэффициенты, предназначенные водителям, которые, наоборот, соблюдают правила дорожного движения. За осторожную езду человек получает дополнительные бонусы.

Обе группы преследуют одну цель – снизить количество ДТП. Предусмотрено три основных повышающих коэффициента ОСАГО, используемых при возникновении аварий:

  • Кт – зависит от среднего показателя ДТП в населенном пункте, на территории которого проживает владелец транспортного средства (в большинстве случаев для жителей небольших городов он ниже, а значит и платить за страховой полис ОСАГО придется меньше);
  • Кн – определяется на основе соблюдения правил, предусмотренных страховым договором – если водитель их нарушил (в результате чего произошла авария, или было оставлено место происшествия), стоимость полиса увеличивается;
  • Квс – зависит от того, сколько лет автовладельцу, и какой он имеет опыт вождения (чем старше водитель, тем ниже для него будет цена за оформление страховки ОСАГО).
  • КБМ – зависит от количества ДТП совершенных водителем.
  • КН – коэффициент нарушений ПДД.
  • КМ – коэффициент мощности двигателя. Измеряется в лошадиных силах.

Также важное значение для оформления страхового полиса ОСАГО играет коэффициент Кбм. Он связан с показателем ДТП на трассах.

Как рассчитывается Кбм?

Кбм – коэффициент, известный под названием “бонус-малус”. Благодаря этому показателю страховыми компаниями начисляется премия водителям. Этот коэффициент бывает двух вариантов:

Кбм определяется на основе класса владельца авто. Класс фиксируется рядом значений, где “М” – минимальный, а “13” – максимальный. Затем в зависимости от количества страховых инцидентов определяется класс по ОСАГО. В зависимости от этого водитель может получить либо скидку, либо более высокие тарифы. Определить Кбм можно при помощи таблицы:

Надбавки и скидки Кбм Нач. класс Класс без страх. случаев Класс после 1 страх. случая Класс после 2 страх. случая Класс после 3 страх. случая Класс после 4 страх. случая
145% 2,45 м м м м м
130% 2,3 1 м м м м
55% 1,55 1 2 м м м м
40% 1,4 2 3 1 м м м
100% 1 3 4 1 м м м
-5% 0,95 4 5 2 1 м м
-10% 0,9 5 6 3 1 м м
-15% 0,85 6 7 4 2 м м
-20% 0,8 7 8 4 2 м м
-25% 0,75 8 9 5 2 м м
-30% 0,7 9 10 5 2 1 м
-35% 0,65 10 11 6 3 1 м
-40% 0,6 11 12 6 3 1 м
-45% 0,55 12 13 6 3 1 м

Для автовладельцев с показателем Кбм ниже единицы начисляются бонусы. Максимальный бонус присваивается водителям с коэффициентом 0,5. Если же Кбм выше единицы, то водителю придется оплачивать страховку по завышенным тарифам.

Как может изменяться коэффициент ОСАГО?

Коэффициент ОСАГО в зависимости от качества вождения владельца транспортного средства после ДТП может:

  • повышаться;
  • понижаться;
  • оставаться неизменным.
Это интересно:  Задачи совета безопасности рф

Если водитель не попадает в аварии, через определенный период коэффициент ОСАГО начет повышаться. Если же человеку приходится часто сталкиваться в ДТП, этот показатель, наоборот, будет уменьшаться. Эта схема достаточно проста, но бывают случаи, при которых коэффициент остается стабильным.

Повышающий коэффициент ОСАГО не изменяется после оформления ДТП если:

  • страховка была оформлена на прицеп, а не на авто;
  • машина попала в аварию, но полис был оформлен на период не более одного года;
  • страховкой был обеспечен транспорт транзитного типа.

Также система не распространяется на иностранцев. При других условиях коэффициент ОСАГО после ДТП меняется стандартным образом.

Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП

Независимо от квалификации при получении страхового полиса водителю выдается класс третьего уровня. Ежегодно при продлении страховки он постепенно повышается на одно значение. Так, чтобы получить класс тринадцатого уровня автовладелец должен продлевать полис ОСАГО в течение десяти лет.

Но подобное развитие возможно лишь в том случае, если за указанный период человек ни разу не попал в ДТП. Осторожные водители получают от страховщика скидку в размере 5% за каждый год без инцидентов. Соответственно после десятилетнего периода водители, не попадавшие в аварию, получают скидку на страховку в размере 50%.

Но она будет сразу же уменьшена, если водитель хотя бы раз попадет в ДТП. Также автоматически понижается рейтинг автовладельца. В зависимости от количества страховых случаев уровень снижается от двух до семи значений. Чем чаще человек попадает в аварию, тем ниже показатель доверия к нему у страховщика.

Когда класс ОСАГО после ДТП падает ниже третьего уровня, водителю начинают начисляться штрафные проценты в виде завышенных тарифов. Ниже класса “М” уровень не понижается. Чтобы восстановить нормальный показатель, потребуется не менее четырех лет езды без происшествий.

Как повышается коэффициент?

Повышение коэффициента ОСАГО после ДТП зависит от того, насколько человек пользуется услугами конкретной страховой компании. Для неопытных водителей стандартного класса, недавно оформивших страховку, предусмотрена жесткая система контроля:

  • после одной аварии водитель получает первый класс (повышающий коэффициент ОСАГО ниже стандартного);
  • Кбм автовладельца становится равным значению “1,55”;
  • оформление страхового полиса обходится дороже почти вполовину.

Если произошло два и более ДТП, класс водителя отмечается значением “М”. Коэффициент ОСАГО при таком классе становится “2,45”. При следующей оплате цена за страховку будет на 145% выше стандартной.

Схема для водителей, длительное время пользующихся услугами страховщика, менее жесткая. Если после ДТП возникнет страховой случай, повышение Кбм ОСАГО отразится только на скидке, начисленной за год безупречного вождения. Водителю с десятилетним стажем езды без ДТП придется попасть в аварию три раза подряд, чтобы достичь стандартного уровня.

Следует учитывать, что при изменении коэффициента берется во внимание количество аварий за весь период использования страхового полиса, а не один за год.

Таблица повышающий коэффициента ОСАГО после ДТП

В 2013 году было принято постановление о создании единой базы союза автостраховщиков. Независимо от того, в каком страховой компании был получен полис, данные вносятся в открытый доступ. Благодаря этому водитель не может повлиять на свой класс и повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП, изменив страховую компанию.

Вычисление повышающего коэффициента ОСАГО после ДТП проводится при помощи специальной таблицы:

Кбм Класс на начало срока страхования Количество страховых случаев в течение года
1 2 3 4
2,45 м м м м м
2,3 1 м м м м
1,55 1 2 м м м м
1,4 2 3 1 м м м
1 3 4 1 м м м
0,95 4 5 2 1 м м
0,9 5 6 3 1 м м
0,85 6 7 4 2 м м
0,8 7 8 4 2 м м
0,75 8 9 5 2 м м
0,7 9 10 5 2 1 м
0,65 10 11 6 3 1 м
0,6 11 12 6 3 1 м
0,55 12 13 6 3 1 м

Также узнать свой класс и Кбм можно при помощи онлайн-калькулятора, или сделав запрос в Единый реестр автостраховщиков. От человека потребуется указать свои данные, после чего ему будет показан результат.

Сколько действует повышающий коэффициент?

Действие повышающегося коэффициента ОСАГО после ДТП зависит от принципа заключения страхового полиса. В большинстве случаев он оформляется на один год. Длительность повышающего коэффициента ОСАГО всегда равна периоду действия полиса. Соответственно, Кбм в этом случае также будет действовать год. По истечению этого срока показатель меняется либо в положительную сторону, либо в отрицательную.

Однако это условие не всегда соблюдается. В данном случае важную роль играет страховая компания, предоставляющая услуги водителю. Довольно часто встречаются страховщики, пользующиеся неопытностью автовладельцев. Чтобы человек и дальше платил по более высоким тарифам, длительность Кбм намеренно не указывается. Кроме того, иногда этот показатель может быть завышен случайно.

Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, специалисты рекомендуют водителям вести собственный учет. Автовладельцу нужно точно знать, когда и на какой срок был оформлен полис, и от какой даты начал действовать новый повышающий коэффициент.

Повышающий Кбм ОСАГО если не виноват

Вопрос повышающегося Кбм ОСАГО после ДТП если не виноват возникает в двух случаях:

  • авария произошла не по вине автовладельца;
  • в момент ДТП за рулем находился не он.

Если водитель не является виновником дорожно-транспортного происшествия, показатель Кбм не изменяется. Однако для этого ему нужно доказать, что авария действительно случилась по вине другого человека.

Большинство страховых компаний не выплачивают возмещение ущерба без наличия неопровержимых доказательств отсутствия вины со стороны владельца авто. Для этого потребуется заключение правоохранительных органов, или, как минимум, запись с видеорегистратора. Поэтому эксперты советуют устанавливать записывающие приборы даже на старые автомобили, комплектация которых их не предусматривает.

В некоторых случаях на страховку записываются сразу несколько водителей. При ДТП, Кбм повысится только у того водителя, который в этот момент находился за рулем транспортного средства, при условии, что его вина будет доказана. Страховщик не имеет права повышать коэффициент ОСАГО водителю, вину которого не подтвердили сотрудники ГИБДД. Если автовладелец попал в ДТП не по своей вине, в его историю езды этот инцидент вписан не будет, и она останется безаварийной.

Как обойти повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП?

После принятия правок в законе “Об ОСАГО” самый надежный способ обойти повышающий коэффициент – не попадать в ДТП. Неопытным водителям следует учесть ряд вариантов, реализовать которые не получится:

  • смена страховой компании;
  • оформление страховки на другого человека;
  • скрытие информации об аварии при изменении страховой компании.

Наиболее распространенным был второй способ. Эта хитрость использовалась, если страховка транспортного средства была оформлена на нескольких водителей. Как уже отмечалось ранее, Кбм повышается после ДТП только у человека, находившегося за рулем авто в момент аварии. В этом случае при следующем продлении полиса он не вписывается в договор, и коэффициент ОСАГО не меняется. Проще всего этот способ реализовать семейным парам.

Попытки избежать изменения Кбм отслеживают. Несмотря на это многие автовладельцы утверждают, что им удалось очистить историю езды, не продлевая страховку в течение года. Но подобные случаи скорее случайность, чем закономерность. В течение 15 дней после ДТП, страховщик вносит данные об автовладельце в общую базу. Там же указывается и номер удостоверения.

Еще один способ избежать изменение повышающегося коэффициента ОСАГО – договориться с участником ДТП о личном возмещении ущерба без вызова государственных органов и страховщиков. Этот способ достаточно рискованный, поскольку на него согласится далеко не каждый водитель, в случае вашей вины. Если же авария случилась из-за другого человека, подобный условный договор не дает гарантий того, что он действительно возместит ущерб. Прибегать к этому способу следует в том случае, если сумма ущерба меньше процентного повышения стоимости продления страховки после увеличения Кбм.

Необходимо учитывать, что попытки избежать повышения коэффициента в случае собственной вины, могут привести административно-уголовной ответственности.

Нюансы

Неопытным автовладельцам следует знать, что, изменяя страховую компанию, их Кбм остается на том же уровне, что и был. Многие неблагонадежные страховщики используют незнание человека в свою пользу, присваивая ему третий класс после оформления полиса. Основной аргумент, который они предоставляют – отсутствие данных о водителе в общей базе страховщиков. Имеется несколько решений подобной ситуации:

  • обращение к страховщику, который обслуживал водителя ранее;
  • получение справки в Союзе Страховщиков;
  • личная проверка базы автострахования.

Страховщик не имеет права самостоятельно изменять базовые тарифы. Если водитель столкнется с такой ситуацией, ему необходимо обратиться с жалобой в правоохранительные органы. Но коэффициент ОСАГО может быть изменен, если:

  • водитель соврал об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия;
  • если авария произошла по его умышленной вине;
  • автовладелец находился в момент аварии под действием алкогольных веществ;
  • он сбежал с места инцидента;
  • водитель ранее ездил без страховки.

Если авария случилась не по вине водителя, но Кбм для него остается на прежнем уровне. Однако он должен получить скидку в размере 5% при продлении страхового полиса на следующий год.

Статья написана по материалам сайтов: strahovkaved.ru, strahovoy.online, prav-voditel.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий