Электронная библиотека

Операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также по возложению исполнения обязательств в иностранной валюте на третье лицо являются валютными операциями. Валютные операции могут совершаться как гражданами России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии с этим производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.

1) физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

4) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

5) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных во втором и третьем пунктах.

1) физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

4) находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

5) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных во втором и третьем пунктах.

Для резидентов и нерезидентов порядки открытия и ведения счетов в иностранной валюте различаются, что регламентируется Центральным банком РФ в рамках валютного регулирования. В системе валютного регулирования понятия «резидент» и «нерезидент» определяют субъектов, осуществляющих операции с местной (национальной) и иностранной валютой.

Операции с иностранной валютой подразделяются на текущие и связанные с движением капитала, причем осуществление последних требует специального разрешения Банка России.

Принципы валютного регулирования определены в федеральном законе от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

· приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

· исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

· единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

· обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и не резидентов при осуществлении валютных операций.

В России действует двухуровневая система валютного регулирования и валютного контроля. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органами валютного контроля являются Банк России, Правительство РФ (в лице специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти).

Агентами валютного контроля выступают:

· уполномоченные банки, подотчетные Банку России;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся уполномоченными банками), в том числе держатели реестра;

· территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Банк России как орган валютного регулирования обладает следующими полномочиями:

· определяет порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

· проводит все виды валютных операций;

· устанавливает правила проведения в РФ:

— нерезидентами – операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;

— нерезидентами – операций с валютой РФ и ценными бумагами РФ;

· устанавливает порядок перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за границей в пределах полномочий, установленных законом;

· выдает и приостанавливает действие или отзывает лицензии на право осуществления валютных операций;

· готовит и публикует статистику валютных операций по международным стандартам.

Коммерческие банки как агенты валютного контроля обладают следующими полномочиями:

· участвуют в оформлении паспортов сделок по экспорту и импорту, проводят платежи клиентам в соответствии с этими паспортами;

· определяют категорию конкретной сделки (текущие операции или связанные с движением капитала) и в зависимости от этого осуществляют и приостанавливает операции;

· требуют от клиентов предоставления документов, подтверждающих соответствие операций требованиям валютного законодательства, при непредоставлении документов имеют право приостанавливать операции по счетам клиентов;

· несут ответственность за нарушения в ходе осуществления процедур валютного контроля.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллек

· туальной деятельности, а также кредитование экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

· предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

· переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

· переводы неторгового характера, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

· прямые инвестиции в уставный капитал предприятий с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

· переводы в оплату зданий, сооружений, иного имущества, включая землю и ее недра, относимого законодательством по его местонахождению к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

· предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

· предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

· операции по возложению исполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо;

· все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, возможно только по лицензии (разрешению) Банка России. Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции: генеральная, расширенная, внутренняя.

Генеральная лицензия разрешает проведение валютных операций как на территории РФ, так и за ее пределами. При наличии генеральной лицензии банки могут вести расчеты на территории РФ и устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Генеральная лицензия дает право на совершение коммерческим банком всех банковских операций в иностранной валюте, позволяет выполнять все сделки на международных валютных биржах, арбитражные сделки и другие валютные операции, заключать любые корреспондентские отношения.

Расширенная лицензия дает возможность проводить валютные операции на территории РФ без ограничений, а за границей – устанавливать корреспондентские отношения не более чем с шестью иностранными банками.

Внутренняя лицензия разрешает проведение валютных операций в пределах РФ и установление корреспондентских отношений без специального разрешения ЦБ РФ с иностранными банками, в уставном капитале которых ведущая роль принадлежит Центральному банку РФ и другим уполномоченным банкам. К ним относятся:

1) Московский Народный банк (Лондон);

2) Московский Народный банк (Сингапур);

3) Эйробанк (Париж);

4) Ост-Нест-Хандельсбанк (Франкфурт);

5) Донау-Банк (Вена);

6) Ист-Вест-Юнайтед Банк (Люксембург).

Банк, обладающий расширенной лицензией, может устанавливать корреспондентские отношения с другими банками, не входящими в квоту шести банков-корреспондентов. Наличие внутренней лицензии позволяет банку осуществлять только валютные операции с клиентами, а корреспондентские отношения устанавливать через

уполномоченные банки. Однако в порядке исключения при наличии обоснованных причин ЦБ РФ может разрешить банку, имеющему внутреннюю лицензию, открыть счет в иностранном банке.

Валютная лицензия выдается не раньше чем через один год работы банка с ведением рублевых операций. Для получения валютной лицензии банк должен иметь лицензию на ведение рублевых операций. Такая лицензия дает право банкам вести операции с рублями на территории РФ.

Согласно федеральному закону от 30 октября 2007 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты (в том числе российские граждане и российские юридические лица) обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета не только об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), как это установлено сейчас, но и об изменении реквизитов этих счетов (вкладов).

От обязанности представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории России освобождены:

· консульские учреждения РФ, иные официальные представительства России за пределами ее территории, а также

· постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

Вместе с тем с физических лиц – резидентов сняли обязанность представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории России по состоянию на начало каждого календарного года.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль охватывают все сферы обращения валютных ценностей и экономических взаимоотношений резидентов с нерезидентами. Дополнительные затраты на реализацию валютного регулирования и валютного контроля, которые несут все участники этого процесса, достаточно велики.

Валютное регулирование и валютный контроль

Валютное регулирование и валютный контроль основываются на Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03, который определяет основные понятия: валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки; валютные операции, специальный счет, валютные биржи.

В рамках осуществления внешнеэкономической деятельности возникают валютные отношения. Эти отношения устанавливаются между определенными субъектами по поводу определенных объектов, и эти отношения должны подчиняться определенным правилам.
Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты.

Резидентами РФ признаются:
1) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
2) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
4) находящиеся за пределами РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — юридических лиц;
5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
6) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных отношениях.

Нерезидентами РФ признаются:
1) физические лица, не являющиеся резидентами РФ;
2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами РФ;
3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами РФ;
4) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
6) находящиеся в РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
7) иные лица, не указанные в перечне резидентов.
Объекты валютных отношений: 1) валюта РФ:
а) денежные знаки в виде банкнот и монет Центрального банка РФ находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;
4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

Формой осуществления валютных отношений между резидентами и нерезидентами выступают валютные операции, к числу которых относятся:
• приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
• приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
• приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
• ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
• перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами РФ, на счет того же лица, открытый в РФ, и со счета, открытого в РФ, на счет того же лица, открытый за пределами РФ;
• перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого в РФ, на счет того же лица, открытый в РФ. Перечисленные операции участники валютных отношений осуществляют, как правило, через посредников, основными из которых являются уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие в РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Валютные операции с ценными бумагами проводятся, как правило, через специальный счет — банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». В случае установления в соответствии с этим законом требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного счета.

Еще одним посредником при осуществлении валютных операций выступает валютная биржа — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которого является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены ЦБ РФ.

Валютное регулирование и валютный контроль основывается на следующих принципах:
1) приоритете экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключении неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единстве внешней и внутренней валютной политики;
4) единстве системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечении государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Проводя целенаправленное валютное регулирование, государство делегирует соответствующие права органам валютного регулирования, которыми являются ЦБ РФ и Правительство РФ. В пределах установленной компетенции они издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Важно при этом отметить, что если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены названными органами, эти операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Не допускается установление требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Это интересно:  Нужно ли заполнять 6-НДФЛ с нарастающим итогом

ЦБ РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.

Процессы либерализации рынка затронули и внешнеэкономические отношения. В настоящее время большинство валютных операций между резидентами и нерезидентами осуществляется без ограничений. Ограничения устанавливаются на валютные операции движения капитала, а также на куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Ограничения устанавливаются в целях:
• предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов;
• недопущения резких колебаний курса рубля;
• поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном капитале) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ и может предусматривать только:
• установление требования об использовании специального счета резидентом;
• установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 дней.
Следует подчеркнуть, что приведенный порядок регулирования Правительством РФ валютных операций движения капитала не распространяется на операции, осуществляемые между кредитными организациями — резидентами и нерезидентами.

ЦБ РФ регулирует валютные операции движения капитала только в части, относящейся только к требованию об использовании специального счета и требованию о резервировании. При этом сразу следует оговориться: не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Требование об использовании специального счета различаются у резидентов и нерезидентов.
1. Требование об использовании спецсчета резидентом может быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
1.1. расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
1.2. расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;
1.3. операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
1.4. исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
1.5. операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

2. Требование об использовании спецсчета нерезидентом может быть установлено ЦБ РФ при регулировании:
2.1. расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в рублях резидентами нерезидентам;
2.2. расчетов и переводов при получении кредитов и займов в рублях резидентами от нерезидентов;
2.3. операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
2.4. исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
2.5. операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);
2.6. операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Расчеты и переводы при предоставлении рублевых кредитов и займов резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления соответствующей суммы на рублевый банковский счет нерезидента, открытый в уполномоченном банке.

ЦБ РФ по согласованию с Правительством РФ может устанавливать требование о резервировании определенных сумм на определенный срок при осуществлении клиентами уполномоченных банков валютных операций, отражаемых на спецсчетах, открытых в этих банках. Требование о резервировании предъявляется в одних случаях к резидентам, в других — к нерезидентам. Величина резерва зависит от статуса клиента (резидент или нерезидент), а также от вида валютной операции (в таблице на с. 498 обозначены значками «плюс»):
Например, если резидент получает через спецсчет в уполномоченном банке валютный кредит или заем от нерезидента, то резидент обязан зарезервировать в банке средства до 20% от суммы осуществляемой операции. Срок резервирования — до года.

Впрочем, следует иметь в виду, что ЦБ РФ может устанавливать применительно к одному виду валютных операций требования либо первого, либо второго вида. Например, если нерезиденты проводят операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), то ЦБ РФ может потребовать от нерезидентов зарезервировать средства по какому-либо одному виду (до 100% на срок до 60 дней или до 20% на срок до года). Равным образом этот порядок распространяется и на резидентов, осуществляющих ту же операцию.

Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются:
• в рублях — по операциям с внутренними ценными бумагами, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг;
• в рублях и инвалюте — по операциям с внешними ценными бумагами при том же условии.
Валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. в течение календарного года осуществляются без ограничений.

Валютные операции между нерезидентами осуществляются по более либеральным правилам. Они вправе без ограничений осуществлять между собой переводы инвалюты со счетов (с вкладов) в банках за рубежом на банковские счета (во вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за рубежом или в уполномоченных банках.

Они также могут осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами в РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством РФ о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании спецсчета при совершении указанных валютных операций.

Валютные операции между нерезидентами в РФ в рублях осуществляются через банковские счета (вклады), открытые в РФ.

В России сложился и функционирует внутренний валютный рынок. Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, производится только через уполномоченные банки. Правила купли-продажи инвалюты регламентируются ЦБ РФ, который устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в валюте.

Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной валюты и чеков не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами.

ЦБ РФ устанавливает порядок купли-продажи инвалюты и номинированных в валюте чеков организациями — резидентами и нерезидентами (включая физических лиц — нерезидентов), который может предусматривать:
1) установление требования об использовании спецсчета резидентами и нерезидентами;
2) установление требования о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой валюты, на срок до 60 дней до даты осуществления покупки валюты;
3) установление требования о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продаваемой валюты, на срок до года.

ЦБ РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 2 и 3.

Однако следует учесть, что названные требования не распространяются на резидентов — физических лиц. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной инвалюты и чеков, номинированных в валюте, за рубли и инвалюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства, приемом для направления на инкассо в банки за рубежом наличной инвалюты и чеков, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.

Названные требования не применяются также при совершении купли-продажи инвалюты и номинированных в валюте чеков уполномоченными банками, а также при совершении купли-продажи инвалюты и чеков физическими лицами не для предпринимательской деятельности. Эти требования не применяются также, если требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа инвалюты и чеков.

Резиденты могут открывать счета не только в российских банках, но и счета в банках, расположенных за пределами РФ. Однако и при этом существуют некоторые условия.
Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в инвалюте лишь в банках, расположенных в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада).

Резиденты открывают счета в банках и других стран, но ЦБ РФ может потребовать предварительную регистрацию таких счетов. Уполномоченным банкам резиденты предъявляют при первом переводе средств за рубеж со счетов в этих банках соответствующего регистрационного документа.

Резиденты вправе переводить на свои счета в банках за рубежом средства со своих счетов в уполномоченных банках или с других своих счетов в зарубежных банках.

Их переводы в зарубежные банки со счетов в уполномоченных банках сопровождаются резервированием суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой операции, на срок до 60 дней до дня операции. При этом клиент уполномоченного банка при первом переводе должен предъявить российскому банку уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов.

Наряду с вышеперечисленными случаями на счета резидентов, открытые в зарубежных банках, могут быть зачислены средства, полученные в следующих случаях:
• при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в зарубежных банках — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам (займа), заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
• при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов за рубежом, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов в уполномоченных банках;
• при использовании инвалюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за рубежом, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения мероприятий.

Резиденты-организации представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств в зарубежных банках. Физические лица — резиденты обязаны представлять в российские налоговые органы только отчет об остатках средств в зарубежных банках по состоянию на начало года.

Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в зарубежных банках, проведения по ним операций, а также представления отчетов о движении средств не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в зарубежных банках, проводят по ним операции и представляют отчеты в ином порядке.

Установлен особый режим счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых в РФ. Нерезиденты в РФ вправе открывать счета (вклады) в валюте и рублях только в уполномоченных банках.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять валюту и рубли со своих счетов (вкладов) в зарубежных банках на свои счета (вклады) в уполномоченных банках, а валюту — со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (вклады) в зарубежных банках.

Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со спецсчета и на спецсчет нерезидента осуществляются в порядке, который может предусматривать (если это установлено ЦБ РФ) только установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте:
1) 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со счета нерезидента, на срок до 60 дней;
2) 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на счет нерезидента, на срок до года.

ЦБ РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду операций требования, предусмотренные п. 1 и 2.

При осуществлении валютных операций резиденты наделены правами и принимают на себя некоторые обязанности. Так, резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках счета (вклады) в инвалюте, если иное не установлено законом.
Если иное не предусмотрено законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся организациями-резидентами через счета в уполномоченных банках. Их расчеты через счета, открытые в зарубежных банках (это относится и к расчетам физических лиц — резидентов), могут производиться за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
Физические лица — резиденты также осуществляют расчеты по валютным операциям через счета в уполномоченных банках, за исключением операций, приведенных под номером 14 в таблице на с. 499—500.

Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со спецсчета и на спецсчет резидента осуществляются в порядке, который может предусматривать только установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте:
1) 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых с его спецсчета, на срок до 60 дней до дня осуществления операции;
2) 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на его спецсчет, на срок до года.

ЦБ РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду операций обоих этих требований.

Важно, что резиденты могут осуществлять расчеты через свои счета в любой инвалюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой инвалюте был открыт счет.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.

Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов.

Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается ЦБ РФ и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корсчете в ЦБ РФ, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.

Законом определен особый порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг.

Так, ввоз инвалюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

Физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, могут вывозить из РФ валюту, а также внешние ценные бумаги, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Они имеют право единовременно вывозить из РФ наличную инвалюту в сумме в эквиваленте не более 10 тыс. долл. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

Это интересно:  Какое должно быть зрение для работы на высоте

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной инвалюты в сумме в эквиваленте:
• до 3 тыс. долл. — не подлежит декларированию;
• свыше 3 тыс. долл. — подлежит декларированию на всю сумму вывоза.

Единовременный вывоз из РФ физическими лицами наличной инвалюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл., не допускается, за исключением случаев вывоза валюты, ранее ввезенной, пересланной или переведенной в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации.

Ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ и может предусматривать требование о предварительной регистрации.

В настоящем параграфе не раз говорилось о процедуре резервирования. Требование о резервировании может выдвигать любой орган валютного регулирования, но общий порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается лишь
ЦБ РФ.

Предусматриваются разные условия резервирования. Однако применительно к одной операции нельзя устанавливать более одного требования о резервировании.

Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования в размере и на срок, которые определены органом валютного регулирования, на отдельный счет в уполномоченном банке. Резервирование осуществляется в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на день внесения суммы резервирования.

Для расчета суммы резервирования по операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения резерва их стоимость равная:
• их рыночной цене — для бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
• фактической цене их реализации — для бумаг, не обращающихся на организованном рынке. Рыночной ценой бумаг, обращающихся на организованном рынке, признается фактическая цена реализации или иного выбытия бумаг, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке на дату совершения сделки. Если по одной и той же бумаге сделки на эту дату совершались через двух и более организаторов, то резервирующее лицо вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которого будут использованы им для расчета суммы резервирования.

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на дату совершения сделки резервирующее лицо принимает интервал цен при реализации этих бумаг по данным организаторов торговли на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

При реализации бумаг, обращающихся на организованном рынке, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке при определении суммы резервирования принимается минимальная цена сделки на организованном рынке.

В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, для целей резервирования принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
1) если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим бумагам проводились у организатора хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;
2) если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20% в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной бумаги, рассчитанной организатором торговли в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов (в течение последних 12 месяцев).

При отсутствии информации о результатах торгов по аналогичным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей резервирования, если она отличается не более чем на 20% от расчетной цены этой бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. В частности, для определения расчетной цены акции может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована рыночная величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте.

Валютное регулирование и валютный контроль

Так, большинство стран обязывает своих экспортеров сдавать вырученные суммы в валюте или депонировать ее в определенных банках. Валютное законодательство многих европейских государств регламентирует национальные валютные рынки. Банки этих государств обязаны испрашивать специальные разрешения на предоставление иностранным заемщикам долго- и среднесрочных кредитов в национальных деньгах. Во многих странах валютное законодательство устанавливает режимы валютных счетов, лимиты вывоза валюты.

Естественно, валютное регулирование — это также применение соответствующих правовых норм к конкретным экономическим обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений конкретных субъектов хозяйствования — участников валютных операций.

Практически повсеместно применяются валютные ограничения — законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения преследуют различные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных стратегических и текущих задач.

Основные вопросы валютного регулирования в РФ решаются в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. 2).

В РФ органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство РФ. Как известно, за Банком России законодательно закреплены три цели деятельности, включая такую, как защита и обеспечение стабильности рубля. В соответствии с этим он, в частности: 1) определяет сферу и порядок обращения в РФ валюты; 2) в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами; 3) проводит все виды валютных операций; 4) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ валютных операций; 5) устанавливает порядок перевода, ввоза и пересылки в РФ и из РФ валюты и рублей, а также открытия резидентами счетов в банках за пределами РФ; 6) устанавливает общие правила выдачи банкам и иным кредитным организациям лицензий на валютные операции и выдает такие лицензии; 7) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, а также порядок и сроки их представления; 8) готовит и публикует статистику валютных операций.

Кроме того, Банк России организует и непосредственно ведет валютный контроль.

Валютное регулирование дополняется валютным контролем — деятельностью, имеющей целью обеспечение соблюдения участниками валютных операций соответствующего законодательства и разработанных на его основе нормативных правовых актов (для Банка России это часть его надзорной деятельности). Сюда относится:

определение соответствия проводимых валютных операций законодательству и нормативным правовым актам и наличия у участников валютных операций необходимых лицензий (разрешений);

проверка выполнения резидентами их обязательств в валюте перед государством и обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

проверка обоснованности платежей в валюте;

проверка полноты и качества учета и отчетности по валютным операциям.

Органы и организации, на которых законом возложены функции валютного контроля, обладают разным статусом: имеются органы валютного контроля и агенты валютного контроля (агенты органов валютного контроля). Органы валютного контроля — это государственные органы, отвечающие за организацию такого контроля и непосредственно участвующие в нем. Имеются в виду Центральный банк, Правительство РФ (п. 1 ст. 22 Закона), федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ (п. 2 ст. 22).

Основным органом валютного контроля в РФ считается Банк России, действующий в этом качестве как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Центральный банк как валютный контролер использует разные методы. Например, при валютном контроле за экспортно-импортными операциями применяются лицензирование, паспортизация операций, декларирование товаров (процедура заполнения и представления таможенному органу грузовой таможенной декларации при таможенном оформлении товаров), инспектирование. Кроме того, Центральный банк взаимодействует с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органами валютного контроля, уполномоченными на эту роль Правительством, являются, в частности: Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ; федеральный орган по налогам и сборам; федеральный орган по РЦБ.

Правительство РФ обеспечивает: координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ; взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Агентами валютного контроля являются органы и организации, которые в соответствии с законом привлекаются к участию в валютном контроле и подотчетны одному из органов валютного контроля. Уполномоченные банки и валютные биржи независимо от своего желания являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку.

Другие агенты валютного контроля: профессиональные участники РЦБ, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по РЦБ; таможенные органы, подотчетные ГТК; финансовые и налоговые органы, подотчетные Министерству финансов; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции соответствующих органов и организаций обладают значительными правами.

Укрупненно основными направлениями валютного регулирования и валютного контроля можно считать регулирование и контроль:

валютных счетов юридических и физических лиц, операций по ним;

рублевых счетов нерезидентов и операций по ним;

экспортных операций, в том числе экспорта капитала;

импортных операций, в том числе импорта капитала;

ввоза и вывоза ценных бумаг и операций с ними;

ввоза и вывоза платежных документов в валюте и операций с ними;

ввоза и вывоза наличной валюты, ее купли и продажи;

кредитования в валюте.

Отдельным объектом контроля следует считать валютные риски, связанные со всеми вышеперечисленными объектами. Для банков в этом последнем случае валютный контроль означает установление и проверку выполнения ими лимитов открытой валютной позиции.

Реферат: Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р A Б O Т A

По предмету: Финансы и кредит

На тему: Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

1. Понятие валютного регулирования. 3

2. Элементы валютного регулирования. 4

3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля. 5

4. Валютное законодательство и его источники. 6

5. Органы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. 11

6. Виды валютного регулирования. 12

7. Правовые основы валютного контроля. 13

Список использованной литературы. 16

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика – это составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Цель работы – выявить аспекты валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— рассмотрены понятия, элементы и принципы валютного регулирования;

— рассмотрено валютное законодательство и его источники;

— рассмотрены органы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;

— проанализированы виды валютного регулирования;

— рассмотрены правовые основы валютного контроля;

  1. Понятие валютного регулирования

Государственное регулирование – это одна из форм управления обществом. Оно осуществляется с помощью совокупности имеющихся в арсенале данного государства мер с целью создания определенного правопорядка.

Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:

— создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного регулирования и валютного контроля;

— установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;

— установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

— обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности;

— регламентацию международных расчетов;

— поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

— обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

  1. Элементы валютного регулирования

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

1. Установление порядка проведения валютных операций;

2. Определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов;

3. Валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле».

3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

4. Валютное законодательство и его источники

Реализация валютной политики любого государства опосредуется валютным законодательством – совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных сделок и валютных операций резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, межгосударственных двух и многосторонних валютных и инвестиционных соглашений.

Актами валютного законодательства могут служить лишь те акты государственных органов, которые являются нормативными и правовыми, т.е. представляют собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, которые определяются как общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение.

В настоящее время все акты валютного законодательства могут быть классифицированы по юридической силе следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации, Конституция и Уставы субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 содержит лишь две нормы, касающиеся валютно-правовой сферы. Прежде всего, это положение о том, что валютное регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «ж» ст.71). Это означает, что в ведении компетентных федеральных органов находится как установление порядка совершения валютных операций, так и формирование систем валютного регулирования и контроля. Представляется, что данное положение исключает возможность участия субъектов Российской Федерации в процессе осуществления валютного регулирования.

Вторая норма Конституции Российской Федерации, входящая в валютное законодательство, устанавливает обязательность рассмотрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации всех законопроектов по вопросам валютного регулирования (п. «в» ст.106 Конституции Российской Федерации).

2. Международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Сюда можно отнести три группы актов.

1). Межгосударственные договоры и соглашения, касающиеся наиболее существенных вопросов валютного регулирования:

— участия РФ в международных финансовых организациях

— установления особого валютно-правового режима в отношениях с отдельными странами (Соглашение стран СНГ от 09.09.94 «О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам»).

2). Межправительственные соглашения об особенностях осуществления отдельных видов валютных операций в отношениях между договаривающимися странами:

— п.1.2. ст.2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.95 г. «О Таможенном союзе»;

— Протокол об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств – участников Таможенного союза от 22.01.98 г.;

— ст.1, 7-9 Соглашения об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств – участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты, утвержденного Решением Совета глав правительств при Межгосударственном совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24.11.98 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана от 02.06.93 г. «О неторговых платежах».

3) Межведомственные соглашения о порядке осуществления отдельных видов операций:

— Соглашение между Минфином России и Минфином Эстонской Республики от 13.05.93 г. «О неторговых платежах»;

— Соглашение между Банком России и Национальным Банком Грузии от 10.01.97 г. «Об организации расчетов».

4) Кодексы Российской Федерации.

В условиях отсутствия специального Валютного кодекса, действующие кодексы содержат лишь отдельные нормы, регулирующие валютные правоотношения преимущественно в части вопросов юридической ответственности за нарушение правил совершения валютных операций. В их числе необходимо назвать:

А) Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ устанавливает уголовную ответственность:

— за контрабанду (ст.188);

— незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);

— за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);

— за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193);

Б) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12. 2001 №195-ФЗ

В) Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05. 2003 № 61-ФЗ

Г) Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ и (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ, который:

— содержит лишь отсылочные нормы, предполагающие использование иностранной валюты при осуществлении гражданско-правовых сделок, равно как и совершение сделок с валютными ценностями, лишь в случаях и порядке, предусмотренных специальным законодательством (п.2 ст.140, ч.1 ст.141, п.3 ст.317);

— провозглашает равную защиту права собственности на валютные ценности(ч.2 ст.141).

Главным же образом Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет общие условия совершения сделок, распространяющиеся и на сделки, осложненные валютным элементом, предусматривая специальный режим их осуществления только при совершении сделок купли-продажи (п.2 ст.454, п.4 ст.498), займа (п.2 ст.807) и хранения (п.1 ст.921, п.1,2 ст.925);

Д) Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №145-ФЗ, который:

— определяет понятие внешнего долга (ст.6);

— устанавливает возможность пополнения государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней исключительно за счет средств федерального бюджета (ст.84);

— определяет понятия государственных внешних заимствований Российской Федерации и ее субъектов;

— запрещает осуществлять муниципальные заимствования в иностранной валюте;

— определяет в качестве внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета кредиты и займы в иностранной валюте;

осуществления государственных внешних заимствований;

установления предельных объемов государственного внешнего долга и государственных внешних заимствований;

предоставления государственных валютных гарантий Российской Федерации и государственных кредитов;

— устанавливает пределы парламентского контроля за осуществлением государственных внешних заимствований;

— определяет полномочия Минфина России по ведению Государственной долговой книги Российской Федерации;

Е) Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №146-ФЗ.

Ж) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 №81-ФЗ, который определяет пределы ответственности сторон правоотношений по морской перевозке и порядок взыскания денежных сумм исходя из расчетной единицы, в качестве которой принята единица специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом (ст.11).

5) Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в основе системы правового регулирования всех валютных операций лежит специальный базовый (отраслевой) законодательный акт – Закон Российской Федерации от 10.12. 2003 №173-ФЗ г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Этот закон в целом носит рамочный характер, поскольку большинство его норм являются отсылочными. Это же послужило основанием для того, чтобы в самом законе определить «основной орган валютного регулирования», призванный издавать специальные подзаконные нормативные акты в целях конкретизации и разъяснения норм закона и оказывающий таким образом ключевое воздействие на его применимость и действенность.

Таким органом был признан Банк России (п.9 ст.9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Именно нормативные правовые акты Банка России в настоящее время регламентируют подавляющее большинство вопросов, связанных с осуществлением валютного обращения.

Вторым специальным отраслевым законом в валютной сфере является Федеральный закон от 26.03.98 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», непосредственно урегулировавший множество валютных правоотношений в области обращения соответствующих видов валютных ценностей.

Деятельность Банка России в качестве органа валютного регулирования осуществляется в соответствии с положениями Закона о Банке России, а деятельность уполномоченных банков в соответствии с Законом о банках.

Важное значение для регулирования валютных операций имеют отдельные нормы:

— Федерального закона от 08.12. 2003 №164-ФЗ г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;

— Закона о рынке ценных бумаг от 22.04.96 №39-ФЗ;

— Закона об экспортном контроле от 18.07.99 №183-ФЗ.

6) Указы Президента Российской Федерации.

В настоящее время указами Президента Российской Федерации урегулированы наиболее важные вопросы, касающиеся валютных операций либо:

1) не нашедшие отражения в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле»;

2) прямо отнесенные им к компетенции Президента Российской Федерации.

К первой группе относятся указы:

— от 15.11.91 г. №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»;

— от 21.11.95 г. №1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации»;

-от 23.07.97 г. №767 «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффилированного золота и серебра».

Ко второй группе относятся указы:

— от 14.06.92 г. №629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»;

— от 15.03.99 г. №334 «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки».

7) Постановления Правительства РФ.

Правительство РФ на данном этапе не оказывает существенного влияния на развитие валютного законодательства, ограничиваясь нормативным решением отдельных проблем, связанных главным образом с регулированием рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Это, например, постановления: от 30.06.94 г. №756 «Об утверждении Положения «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» (с последующими изменениями); от 28.02.96 г. №206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации».

8) Нормативные правовые акты Банка России, министерств и ведомств РФ.

Ведущее значение в данной группе, как и во всей системе источников валютного законодательства, имеют инструкции, положения, указания и письма Банка России, подробно регламентирующие все наиболее важные вопросы валютного контроля и валютного обращения на территории Российской Федерации.

К ним можно отнести, например:

— Инструкцию от 29.06.92 г. №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;

— Инструкция от 22.05.96 г. №41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации», утвержденная Приказом Банка России от 22.05.96 г. №02-171.

5. Органы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных Законом N 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 Закона N 173-ФЗ.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

6. Виды валютного регулирования

Межгосударственное валютное регулирование осуществляется в целях создания рамочного механизма, который способствует обмену товарами и услугами и движению капиталов между сторонами и обеспечивает устойчивый экономический рост путем:

— координации валютной политики отдельных стран и общеэкономической интеграции;

— принятия совместных мер по преодолению кризисных ситуаций;

— согласования валютной политики стран – участниц соглашения в отношении третьих стран.

Проведение международной валютной политики представляет собой чрезвычайно трудную задачу, что объясняется столкновением национальных интересов стран, имеющих различный уровень экономического развития и зачастую преследующих совершенно противоположные экономические и политические цели.

Внутренне валютное регулирование по своей природе направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними (межрегиональными) валютными потоками, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государства и устойчивости национальной валюты. Особенно важную роль играет валютное регулирование в странах, где национальная валюта является частично конвертируемой или неконвертируемой (замкнутой).

Валютное регулирование на любом уровне его осуществления может быть прямым (когда осуществляется путем издания нормативных правовых актов и совершения конкретных административных действий органами государственной власти) и косвенным (когда используются экономические, в частности кредитно-финансовые, рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, например изменение учетной ставки центрального банка страны).

7. Правовые основы валютного контроля

Валютный контроль – один из видов финансового контроля, осуществляемый при проведении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1. Определение соответствия проводимых операций законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений

2. Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке

3. Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте

4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К числу органов валютного контроля закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» относит центральный банк РФ, а также Правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы.

Особую роль в осуществлении валютного контроля играет Министерство финансов РФ, которое контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 198 и 199 ТК, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу валюты и ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на совершение валютных операций.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов валютного контроля.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию о валютных операциях, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц – резидентов и нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Отток капитала из России влечет негативные экономические и политические последствия, является одной из причин отказа зарубежных стран предоставить внешние валютные займы России, а также не позволяет финансовой системе государства аккумулировать достаточные инвестиционные ресурсы для модернизации экономики в целом. Поэтому создание эффективного механизма контроля за репатриацией выручки от экспорта услуг имеет решающее значение. Он должен быть направлен на то, чтобы заработанные валютные средства экономически выгоднее было бы вкладывать в развитие российской экономики. Данную задачу можно решить только путем комплексных мер экономического и политического характера, внесение изменений в законодательство.

1. Конституция Российской Федерации. — М.: «Проспект», 1999.

2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Российская газета №173-ФЗ от 10.12.2003 г.

3. Дорофеев Б.Ю., Земцов И.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебное пособие/ Под общ. Ред. к.ю.н. б. ю. Дорофеева Б.Ю. – М.: Изд-во НОРМА, 2006.

4. Мандрица В.М. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия». — 2-е изд., перераб. — Ростов н/Д: «Феникс», 2007.

5. Финансовое право: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. / Отв. Редактор О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2009.

Статья написана по материалам сайтов: psyera.ru, knigi.news, www.bestreferat.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Название: Валютное регулирование и валютный контроль в РФ
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат Добавлен 10:02:51 27 августа 2011 Похожие работы
Просмотров: 3592 Комментариев: 9 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать