Экологическое право

Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:

• производность права пользования природными ресурсами от права собственности на них;

• экосистемный подход к регулированию природопользования;

• целевой характер пользования природными ресурсами;

• устойчивость права пользования природными ресурсами;

• платность специального природопользования.

О принципе производности прав пользования природными ресурсами от права собственности на них имеет смысл говорить в том случае, когда пользователь и собственник – разные лица. Наличие права собственности у государства и иных собственников на природные ресурсы предполагает такую организацию использования природных ресурсов, когда право пользования ими (ресурсами) предоставляется ими другим субъектам – юридическим и физическим лицам на определенных условиях. В числе таких условий – соблюдение требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. При этом государство (в рамках осуществления экологической функции) преимущественно устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и условия пользования природными объектами, предоставляет конкретные объекты в пользование и т.д. Кроме того, дополнительные условия пользования природными ресурсами могут быть определены собственником или от его имени в лицензии на природопользование и/или соответствующем договоре.

Это означает, что наряду с институтом права собственности и соответствующим субъективным правом собственника возникают и существуют институт и субъективное право природопользования, производные от права собственности, так как создаются по воле собственника. Содержание правового института и субъективных прав природопользования зависит от воли государства, которое вправе по основаниям, указанным в законе, предоставлять и изымать природные объекты из пользования для государственных или общественных нужд.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, – традиционный принцип природоресурсного права России. Однако до недавнего времени он исследовался в науке и регулировался в праве в контексте потребительского отношения общества к природным богатствам. Рациональное природопользование рассматривалось лишь как экономическая категория. Наиболее ярко такое понимание было выражено в науке земельного права, где понятие рационального использования земли раскрывалось как достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве. При этом отмечалось, что оно направлено на обслуживание определенных экономических интересов.*

* Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР. М., 1969. С. 19, 30-31.

Экологическая ущербность такого понимания рационального природопользования была отмечена позднее, и рациональное природопользование трактовалось уже как достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом*.

* Право природопользования в СССР. С. 14.

Обратим внимание на то, что и здесь рациональное природопользование связывается лишь с достижением необходимого экономического эффекта. Но ведь природа удовлетворяет не только наши экономические потребности, но и физиологические, рекреационные, эстетические и др. Разве соблюдение экологически обоснованных требований пребывания туристов в национальном парке не есть реализация принципа рационального природопользования?

Содержание рассматриваемого принципа в формируемом праве окружающей среды существенно меняется. По существу, оно определяется главным образом теми функциями, которые природа выполняет по отношению к человеку и обществу, – экологической, экономической, рекреационной и др. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс РФ выделяет три группы лесов, а в первой группе лесов, кроме того, могут быть установлены категории защитности.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (ст. 23 Федерального закона «О недрах»).

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса служит соблюдение требований по обеспечению его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста*.

* Наше общее будущее. М., 1989. С. 52.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Это интересно:  Отмена депортации из России

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам (ст. 92 Водного кодекса РФ). На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (ст. 83 Лесного кодекса РФ).

Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР), либо на длительный срок (ст. 31, 37 Лесного кодекса РФ – аренда или концессия участка лесного фонда на срок до 49 лет), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ (ст. 123) система платежей, связанных с использованием водных объектов, включает:

• плату за пользование водными объектами (водный налог);

• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Лесной кодекс РФ (ст. 103) устанавливает следующую систему платежей за пользование лесным фондом:

• лесные подати (плата за пользование лесным фондом);

Согласно ст. 39 3акона «О недрах», система платежей включает:

• платежи за право пользования недрами;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• сбор за выдачу лицензий;

• платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматривается в разд. XIV «Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды».

Правила (принципы) рационального природопользования.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Рациональное природопользование и охрана природы должны основываться на следующих принципах (правилах):

1) правило прогнозирования — использование и охрана природных ресурсов должно производиться на основе предотвращения негативных последствий природопользования;

2) правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов -природные ресурсы должны использоваться более полно, т.е. необходимо уменьшать потери полезных ископаемых при их добыче, транспортировке, обогащении и переработке;

3) правило множественного значения объектов и явлений природы -использование и охрана ресурсов природы должны осуществляться с учётом интересов разных отраслей хозяйства;

4) правило комплексности — природные ресурсы должны использоваться комплексно, разными отраслями хозяйства;

5) правило региональности — при использовании ресурсов должны учитываться местные условия;

6) правило косвенного использования и охраны — использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране и других объектов, тесно с ним связанных.

В развитии цивилизации и научно-технического прогресса все возрастающую роль играет энергетика. При этом быстро развивающееся энергетическое хозяйство сложно и многогранно, а основными видами топлива остаются такие невозобновляемые источники, как уголь, сланцы, газ и нефтепродукты. До недавнего времени считали, что этих запасов хватит на долгие годы. Лишь в последние десятилетия выяснилось, что запасы этих ресурсов ограничены. Известно, что однажды использованная энергия не может быть применена повторно, и в любой замкнутой системе, к какой относится и наша планета, энтропия непрерывно возрастает и даже с помощью механизма цен, к которому, как правило, прибегает человечество, нехватку невозможно превратить в изобилие.

Это интересно:  Статья 151 ТК РФ. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

Мировое сообщество живет в настоящее время в эпоху прогрессирующего энергетического кризиса. Вместе с тем в результате интенсивного использования невозобновляемых источников энергии для отопления, транспортных средств, строительно-дорожных машин, сельскохозяйственных агрегатов и различных бытовых устройств, образуется огромное количество оксидов углерода, серы и азота. Все это способствует повышению температуры земной и водной поверхности, вызывает загрязнение окружающей среды, выпадение кислотных дождей, а также стимулирует интенсивное таяние льдов, повышение уровня океанов, затопление огромных территорий суши, зарождение циклонов и ураганов, охватывающих целые континенты. Эти явления ведут к широкомасштабному разрушению сельскохозяйственных угодий, исчезновению лесов и животного мира, повышенному размножению вредных насекомых, возрастанию частоты засух, лесных пожаров, проливных дождей, наводнений и т.п.

Поэтому актуальна разработка альтернативных решений использования энергии на основе нетрадиционных подходов, а также с использованием возобновляемых источников. Исследования в области использования возобновляемых источников энергии связаны с созданием и практическим применением гелио — и ветроустановок, гидроэлектростанций и различного рода преобразователей. Вырабатываемые при этом энергоресурсы, кроме использования по прямому назначению, могут также накапливаться различными аккумулирующими системами. Среди перечисленных видов возобновляемых источников прежде всего необходимо остановиться на энергии солнечного излучения. Наряду с солнечным излучением, перспективно использование и энергии ветра.

Согласно данным, последняя классифицируется как солнечная», поскольку возникает в результате нагрева атмосферного воздуха солнечными лучами. Ветровая энергия давно используется в мореплавании, а также для приведения в движение мельничных колёс. С недавних пор она находит применение и для выработки электроэнергии.

30. Понятие и принципы права природопользования.

Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

К основным принципам права природопользования относятся:

Принцип рационального природопользования

Рациональное природопользование — система природопользования, при которой:

— достаточно полно используются добываемые природные ресурсы и соответственно уменьшается количество потребляемых ресурсов;

— обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов;

— полно и многократно используются отходы производства.

Система рационального природопользования позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования

Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир.

Принцип целевого использования природных ресурсов

Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования

Заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.

Принцип платности природопользования

Заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.

31. Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Лимиты на природопользование — это система экол. ограничений по территориям, представляющая собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями — и утверждаются Мин-вом природных ресурсов и экологии РФ (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Мин. промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экол. обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами ИВ субъектов РФ, органами МСУ совместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и исп-ния природных ресурсов. необходимо запросить у природопользователей следующие документы: 1. заявление на установление лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ с расшифровкой лимита по каждому веществу; 2. проект нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также на сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, согласованный и утвержденный в установленном порядке; 3. материалы инвентаризации источников негативного воздействия и объемов выбросов (сбросов) за предыдущий год; 4. планы и результаты выполнения природоохранных мероприятий и внедрения природоохранного оборудования (акты выполненных работ, акты о вводе основных средств в эксплуатацию) за период с 2002 года с расшифровкой этапов выполнения и стоимости работ с указанием причин невыполнения отдельных мероприятий; 5. график внедрения природоохранного оборудования, выполнения природоохранных мероприятий на следующий год, согласованный в установленном порядке, с указанием стоимости оборудования и стоимости работ по каждому этапу; 6. этапы достижения предельно допустимых выбросов (сбросов) отдельно по каждому веществу, по которому организация заявила необходимость на установление лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Заключение общественной экол. экспертизы приобретает юр. силу после утверждения его фед. органом ИВ в области экол. экспертизы или органом гос. власти субъекта РФ. Оно учитывается при проведении гос. экол. экспертизы в случае, если общественная экол. экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения гос. экол. экспертизы.

Это интересно:  Понятие и основания прекращения трудового договора

Основные принципы рационального природопользования

Понятие, виды и формы природопользования. Рационального природопользования.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды — экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Следовательно, содержание природопользования включает три её формы: экономическую ( ведущая ), экологическую и культурно-оздоровительную.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов.

В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Природопользование может быть нерациональным и рациональным. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведёт к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

Рациональное природопользование означает комплексное научно обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

Природопользование в любой отрасли производства строится на ряде общих принципов.

Основные из них:

— Принцип системного подхода, предусматривающий комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и её ответных реакций. С позиции системного подхода ни один природный ресурс не может использоваться или охраняться независимо от других. Так, например, повышение плодородия почв за счёт орошения с помощью оросительных систем может привести к истощению водных ресурсов, которое необходимо предвидеть и предупредить. Сбросы отходов в реку должны оцениваться не только по их воздействию на рыбу, но и на биохимию данного водного объекта, и на всю систему водообеспечения района, где протекает эта река, включая тот водоём или водоток, куда эта река впадает.

— Принцип оптимизации природопользования, заключающийся в принятии наиболее целесообразных решений в использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременно экологического и экономического подходов, прогноза развития различных отраслей и географических регионов. В соответствии с этим принципом целесообразно перемещение некоторых лесоперерабатывающих предприятий в восточные районы страны, ближе к запасам сырья, что снижает нагрузку на истощённые ресурсы древесины в европейской части РФ.

— Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья темпами полезной продукции, основанный на снижении количества образующихся отходов в процессе производства, т.е. на более полном использовании одного и того же количества исходного сырья. Он предполагает прирост продукции не за счёт вовлечения в использование новых масс природных ресурсов, а за счёт более полного их использования путём ресурсосбережения и совершенствования технологических процессов.

— Принцип гармонизации отношений природы и производства решается путём создания и эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических систем, представляющих собой совокупность какого-либо производства и взаимодействующих с ними элементов природной среды, обеспечивающих, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой — поддержание в зоне своего влияния благоприятной экологической обстановки, максимально возможное сохранение и воспроизводство естественных ресурсов.

В таких системах предусматривается прогнозирование нежелательных и опасных ситуаций, а также реализация мер по их предотвращению. Система имеет службу управления, задача которой — своевременное выявление возможных вредных воздействий и внесение необходимых коррективов в тот или иной компонент системы (производство или окружающую среду). Если обнаружено ухудшение состояния окружающей предприятие природной среды, служба управления принимает решение о необходимости остановить производственный процесс, уменьшив при этом объёмы выбросов и сбросов.

— Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства, заключающийся в том, что на базе имеющихся в данном экономическом районе сырьевых и энергетических ресурсов создаются территориально-производственные комплексы, которые позволяют более полно использовать указанные ресурсы и тем самым снизить вредную нагрузку на окружающую среду.

Такие территориально-производственные комплексы имеют специализацию, сконцентрированы на определённой территории, обладают единой производственной и социальной инфраструктурой (коммуникациями, потоками вещества и энергии, системой здравоохранения, сферой культуры) и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: students-library.com, studfiles.net, studopedia.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий