+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании

Результаты оперативно-розыскной деятельности — сведения, по­лученные в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности» о признаках подготавливаемого, совершае­мого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ).

Между тем специального механизма проверки оперативных дан­ных уголовно-процессуальный закон не содержит.

Этот вывод обусловлен тем, что уголовно-процессуальный закон указал лишь на недопустимость использования в процессе доказы­вания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК РФ).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Этот запрет носит практически абсолютный характер, поскольку уголовно-процессуальный закон России, в отличие от процессуаль­ного законодательства ряда зарубежных государств, не предусматри­вает порядка легализации (или трансформации, интерпретации) опе­ративно-розыскных данных в уголовно-процессуальные доказательства.

Некоторые авторы утверждают, что результаты оперативной дея­тельности следует рассматривать как основу формирования доказа­тельств по уголовному делу .

Другие специалисты в области уголовного судопроизводства со­вершенно справедливо возражают против этого тезиса, поскольку уголовно-процессуальный закон не разрешает собирать доказатель­ства в ходе оперативно-розыскной деятельности .

В настоящее время в материалах уголовного дела обычно нахо­дится справка (сообщение), в которой должностное лицо органа дознания сообщает, что проведенными оперативными мероприя­тиями установлен определенный факт.

Наличие или отсутствие этого факта в действительности прове­рить невозможно, он, в зависимости от правосознания должност­ных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, принимает­ся ими «на веру».

Использование в доказывании результатов ОРД

В соответствии со ст. 89 УПК в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК. Иными словами, результаты ОРД допускаются в процесс доказывания при условии получения их в порядке, установленном федеральным законодательством, и возможности удостоверения одним из источников, перечисленных в ч. 2 ст. 74 УПК. Методологической основой для данного вывода является законодательное положение, согласно которому в качестве доказательств могут выступать любые сведения.

В отличие от сугубо официальной и чаще всего публичной уголовно-процессуальной деятельности, ОРД включает в себя негласную составляющую. Вместе с тем ОРД во многом обеспечивает эффективность уголовного судопроизводства, носит вспомогательный, сопроводительный характер, способствуя поиску и сохранению доказательств. При этом самостоятельного доказательственного значения результаты ОРД не имеют (как и любые иные сведения) и получают статус доказательств после процессуального оформления.

«Уголовный процесс без оперативно-розыскной деятельности в большинстве случаев производства по серьезным делам бессилен, оперативно-розыскная деятельность без выхода через уголовный процесс — бесплодна» (В. Т. Томин).

Результаты ОРД могут использоваться в уголовном судопроизводстве:

  • 1) в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями УПК;
  • 2) для принятия уголовно-процессуальных решений (в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела; фактического основания для производства отдельных следственных действий; розыска подозреваемых (обвиняемых) и т.п.);
  • 3) для предварительной оценки доказательств;
  • 4) для построения версий и поиска источников доказательств. Практика правоприменения для введения результатов ОРД в доказывание чаще всего использует из перечня источников доказательств, приведенных в ч. 2 ст. 74 УПК, вещественные доказательства (предметы, фотографии, аудио- и видеопленки и т.п.) и иные документы (объяснения, рапорты и справки о результатах ОРД). Должностное лицо, осуществляющее ОРД, может быть допрошено в качестве свидетеля о содержании и характере полученной информации. При этом единственным ограничением предмета показаний может выступать конфиденциальный характер источника полученных сведений.
  • 11роцедурный режим реализации ст. 89 УПК уточняет Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная межведомственным (МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН России) приказом от 27.09.2013 № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68. Данная Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД, результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: 1) выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-разыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве; 2) выполнения указания прокурора о проведении оперативно-разыскных мероприятий; исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве.

Дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным данной Инструкцией требованиям и могут: а) служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; б) быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; в) использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Преюдиция

В соответствии со ст. 90 УПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного, административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.

Преюдиция (от лат. «предрешение») в традиционном понимании означает юридическое правило, согласно которому вступивший в законную силу приговор (а по смыслу современной редакции ст. 90 УПК, и иное судебное решение (определение, постановление суда — ч. 1 ст. 392 УПК)) обязателен для всех, в том числе и для другого суда, и устанавливает запрет на повторное производство по одному и тому же уголовному делу (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК).

Это интересно:  22 Мая 2018 Ошибки в СЗВ-М: пенсию заплатит работодатель?

Вместе с тем ст. 90 УПК впервые в отечественном уголовном судопроизводстве установила положение, согласно которому преюдиция рассматривается в узком смысле, лишь как основание, освобождающее правоприменителя от повторного доказывания обстоятельств, уже установленных вступившим в законную силу приговором суда, при производстве по другому уголовному делу.

Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 89

1. В комментируемой статье об использовании в процессе доказывания результатов ОРД упомянуто лишь в негативной форме: «Запрещается использовать названные материалы, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Согласно ст. 11 ФЗ от 5 июля 1995 г. (в последующих редакциях) «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания, следователю и в суд, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

2. Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам — объективная необходимость. Оно имеет важное значение в защите прав и законных интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств. Практика свидетельствует, что такие опасные преступления, как террористические акты, так называемые заказные убийства, наркобизнес и т.п., «чисто» следственным путем раскрыть зачастую не удается. Опыт государств, которые столкнулись с организованными формами преступности раньше нас, и российская практика последних лет показывают, что успех борьбы с подобными преступлениями обеспечивается только совокупным использованием как процессуальных средств, которые остаются основными и составляют содержание предварительного расследования и судебного разбирательства, так и результатов ОРД. С помощью различных ОРМ, таких, в частности, как наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение в преступные группировки посредством применения при этом необходимых технических средств, появляется возможность проникать в преступную среду, более или менее продолжительное время поддерживать контакты с заподозренными, отслеживать и в определенной мере контролировать их деятельность. Таким образом может быть получена информация о составе преступной группы, ее связях, планах и т.п. И даже если не удастся предотвратить преступление, будет собрана важная оперативная информация ориентирующего характера о возможных источниках доказательств, а также некоторые надлежащим образом зафиксированные сведения, которые могут быть впоследствии в соответствии с законом введены в процесс в качестве доказательств.

3. При этом нельзя не учитывать известного риска отрицательных побочных последствий этой деятельности. Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, по своим особенностям (негласность большинства ОРМ, ограниченность прав лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся, отсутствие гарантий, имеющихся в уголовно-процессуальной сфере, и т.п.) чревата опасными нарушениями прав и свобод граждан. Поэтому нельзя допустить вытеснения, подмены результатами ОРД легальных доказательств, некритического восприятия оперативных данных и принятия на их основе процессуальных решений.

4. Исходя из приведенного выше положения ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», доказательствами в уголовном процессе следует признавать не сами по себе данные, полученные в результате ОРД (они и не упомянуты в перечне доказательств, допускаемых в уголовном процессе, — см. ч. 2 ст. 74 УПК), а сформированные с их помощью в установленном законом порядке процессуальные доказательства.

5. Для использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам необходимо прежде всего: а) обеспечить точное исполнение предусмотренных законом и подзаконными актами правил представления этих результатов органам дознания, следователям и судам. Согласно ч. 3 ст. 11 названного выше Закона порядок представления результатов ОРД определяется ведомственными нормативными актами (таким актом является Инструкция о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, которая согласована с Генеральным прокурором РФ, 13 мая 1998 г. утверждена совместным Приказом федеральных органов, осуществляющих ОРД, и зарегистрирована Министерством юстиции РФ); б) тщательно проверять законность получения представленных оперативных данных; в) установить порядок введения этих данных в уголовный процесс путем формирования на их основе процессуальных доказательств.

6. Упомянутая Инструкция содержит важное положение, позволяющее на основе полученных оперативных данных формировать соответствующие закону процессуальные доказательства: «Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе». Соблюдение указанных требований дает возможность сформировать (разумеется, при условии тщательной их проверки) доказательства, отвечающие требованиям допустимости, относимости и достоверности.

7. При проверке законности получения представленных дознанию, следствию или суду результатов ОРД необходимо прежде всего установить: а) проведены ли ОРМ правомочным государственным органом (эти органы перечислены в ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»); б) предусмотрены ли законом ОРМ, в результате которых получена представленная информация (ст. 6 Закона); в) имелись ли предусмотренные законом основания и условия для производства проведенных ОРМ (ст. ст. 7 и 8 Закона), в частности, соблюден ли установленный законом порядок получения судебного решения на проведение мероприятий, которые связаны с ограничением конституционных прав граждан.

8. Как уже упоминалось, данные, полученные в результате ОРД, сами по себе доказательствами не являются. Чтобы получить статус одного или нескольких доказательств, предусмотренных ст. 74 УПК, они должны быть введены в уголовный процесс в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Анализ относящихся к этому вопросу положений закона, а также изучение складывающейся практики приводят к выводу, что на основе полученных оперативным путем данных могут формироваться такие виды доказательств, как показания свидетеля (значительно реже — подозреваемого или обвиняемого), вещественные доказательства, иные документы.

Это интересно:  Землеустроительные (земельные) экспертизы

9. В ходе ОРМ оперативный работник или лицо, оказывающее ему содействие, может лично наблюдать те ли иные события, действия, оказаться очевидцем обстоятельств, имеющих значение для дела. Это происходит, например, в процессе наблюдения за поведением лиц, заподозренных в совершении преступления, при оперативном внедрении в преступные группировки и т.п. Полученные таким образом сведения могут быть введены в процесс посредством допроса лица, которому они стали известны, в качестве свидетеля, а также подозреваемого или обвиняемого, когда речь идет об участниках преступных групп, согласившихся оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД. Если в материалах, представляемых оперативными службами, полученная указанными лицами информация сообщается обезличенно, без указания источника, она не может использоваться в доказывании. Когда интересы сохранения тайны, обеспечения безопасности указанных выше лиц не позволяют назвать их, полученная ими информация вообще не должна представляться для использования в доказывании.

10. Другой вариант формирования доказательств на основе результатов ОРД заключается в том, что оперативный сотрудник или лицо, оказывающее ему содействие, при проведении ОРМ обнаруживает те или иные предметы либо документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Например, в результате обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности или транспортных средств обнаружены похищенное имущество, оружие, боеприпасы; при контроле почтовых отправлений задержано письмо, в котором участники преступной группы делятся планами предполагаемого преступления, и т.п. При обнаружении таких предметов и документов на практике возникают трудности. Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при проведении ОРМ изъятие предметов, материалов и сообщений допускается лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы безопасности страны. Если такой угрозы нет, законные основания для изъятия отсутствуют. На практике лица, осуществляющие ОРД, при невозможности изъятия найденных материалов фотографируют их на месте обнаружения, производят видеозапись или киносъемку. Если к моменту начала официального расследования обнаружить и изъять подлинные материалы не удается, полученное их отображение, введенное в уголовный процесс по правилам, предусмотренным УПК, может рассматриваться как производное вещественное доказательство .

11. Часть 3 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускает использование в ходе ОРМ информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не причиняющих вреда как жизни и здоровью людей, так и окружающей среде. Полученные в результате этого материалы, например, аудиозапись телефонных переговоров, видеозаписи или фотографии, сделанные в ходе наблюдения, и т.п., после приобщения их к делу и проверки (скажем, путем производства экспертизы, которая установит, принадлежит ли голос на аудиозаписи определенному лицу и не смонтирована ли сама запись) приобретают статус доказательств.

1 Шейфер С.А. Собирание доказательств в советском уголовном процессе. — Са­ратов: Изд-во Саратов, госуд. ун-та, 1986. — С. 7—20.

1 Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельно­сти» / Под ред. А.Ю.Шумилова. — М.: Вердикт-1М, 1997. — С. 113.

1 См.: Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений (утверждена Приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334); Инструкция о порядке представления резуль­татов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокуро­ру или в суд (утверждена приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56, согласована с Генеральной Прокуратурой Рос­сийской Федерации 25 декабря 1997 г. и зарегистрирована в Министерстве юс­тиции Российской Федерации 3 сентября 1998 г. за № 1603).

я*

1 См.: Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности) / Под ред. Б.П.Смагоринского. — М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994. — С. 70-71.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Уголовно-процессуальное право

Закажите разработку сайта по форме и получите скидку на услугу

Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

Уголовно-процессуальный кодекс запрещает использовать в процессе доказывания результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам (ст. 89 УПК РФ).

Результатами ОРД , согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ, являются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливаемых, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Термин «использование в процессе доказывания» в законе не определен. Возникает вопрос, допустимо ли использование результатов ОРД в качестве доказательств по уголовному делу или они должны быть использованы в каком-либо ином качестве?

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Более подробно на этот вопрос отвечает Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд 1 Утверждена приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСНП России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68. , согласно которой результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждении уголовного дела; могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; в доказывании по уголовным делам.

Это интересно:  Взыскание задолженности по неисполнению договора аренды

Причем результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, регламентирующим собирание, проверку и оценку доказательств.

Полагаем, что приемлемы следующие правила использовании в процессе доказывания результатов ОРД:

  1. устная, вербальная информация, полученная от конфиденциальных сотрудников в ходе ОРД, по общему правилу доказательством не является. Однако если конфиденциальный сотрудник, получив определенные гарантии безопасности, согласится дать показания, то они будут являться доказательством. Вместе с тем в данном случае речь уже не идет о результатах ОРД, поскольку его показания получены по правилам, предусмотренным УПК РФ, и, следовательно, в доказывании будут использоваться не результаты ОРД, а свидетельские показания;
  2. в холе ОРД могут быть получены предметы, документы, составлены соответствующие акты (проверочной закупки, обследования помещения, участка местности и др.).

Согласно ч. 1 ст. 81 УПК РФ, помимо предметов, служивших орудиями преступления или сохранивших на себе следы преступления, вещественными доказательствами признаются иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Иными словами, перечень предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, не является исчерпывающим, закрытым.

Следовательно, все материальные объекты, полученные в ходе ОРД (аудиозапись, видеозапись, изъятые предметы, документы) и содержащие сведения, имеющие значение для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела, в конечном итоге при соблюдении правил их приобщения к материалам уголовного дела могут получить статус вещественных доказательств.

Перечень иных документов, являющихся доказательствами согласно ст. 84 УПК РФ, законом также не ограничен, поэтому акты проверочной закупки, контролируемой поставки, акты обследования зданий, сооружений, иные письменные материалы, имеющиеся в деле оперативного учета, могут войти в уголовный процесс в качестве иного документа.

Проблема проверяемости результатов ОРД

Неясность обстоятельств получения результатов ОРД, невозможность исследования этих вопросов путем производства следственных и судебных действий порождают сомнения в достоверности такой информации и по общему правилу лишают ее доказательственного значения.

Однако существуют ситуации, когда для оценки доказательственного значения, относимости и достоверности сведений, которые несет определенный предмет или документ, вопросы о том, где, когда, кем и при каких обстоятельствах он получен, не имеют решающего значения (так, представленная следователю для приобщения к уголовному делу фотография или видеозапись, на которой запечатлено совершение преступления (например, встреча взяткодателя и взяткополучателя), сами по себе, независимо от того, при каких обстоятельствах они получены, обладают всеми признаками вещественных доказательств).

Источником сведений, имеющих значение для дела, в данном случае будет являться сама фотография, видеозапись, полученные с помощью технических средств изображения фрагмента объективной реальности. Следовательно, исследование и проверка достоверности этого вещественного доказательства (в частности, экспертным путем) касается исключительно самого фотоизображения, видеозаписи, а все обстоятельства, связанные с его получением, не нуждаются в уголовно-процессуальном исследовании, находятся за его рамками. Доказательственная ценность этих объектов будет зависеть исключительно оттого, насколько достоверно само изображение.

Если же отвергать допустимость их использования в уголовно-процессуальном доказывании, то необходимо признать, что эти источники не являются доказательствами и во всех других случаях, когда по каким-либо причинам остался неизвестным их изготовитель (например, если фотография поступила следователю по почте, а отправитель не указал своего имени и адреса, и даже когда подобная вещь обнаружена при осмотре места происшествия или в ходе обыска, но никто не признался в ее авторстве). Это означало бы неоправданное сужение возможностей доказывания в уголовном судопроизводстве.

Вместе с тем если аудиовидеозапись произведена в жилище, куда входить без соответствующего разрешения запрещено, то данная аудиовидеозапись не будет иметь доказательственного значения, если не установлено, каким образом был получен доступ в жилище. Но если аудиовидеозапись произведена в общедоступном месте, то отсутствие сведений о порядке ее получения не должно влиять на признание ее в качестве вещественного доказательства.

Вовлечение результатов ОРД в уголовный процесс

Согласно ч. 1 ст. 86 УПК РФ собирание доказательств в ходе уголовного судопроизводства осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.

К иным процессуальным действиям относятся истребование и представление предметов и документов. Истребование и представление являются «каналами» вхождения в уголовный процесс не только предметов и документов, полученных подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим и др., но и результатов ОРД.

Если следователь располагает информацией о наличии у органа, осуществляющего ОРД, предметов и документов, имеющих отношение к делу, он вправе их истребовать. В свою очередь, орган, осуществляющий ОРД, может по собственной инициативе предоставить следователю предметы и документы, полученные в ходе ОРД, для приобщения к материалам уголовного дела.

В соответствии с указанной выше Инструкцией представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

При представлении результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки или оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД.

В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении оперативно-розыскного мероприятия.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, studopedia.ru, isfic.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector