Инвентаризация расчетов: порядок проведения и учет результатов

Бухгалтерский учет», 2007, N 4

Инвентаризация расчетов может быть не только составной частью обязательной полной инвентаризации имущества и обязательств, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но и действенным механизмом текущего контроля, способствующим повышению эффективности использования активов организации, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, улучшению взаиморасчетов по заключенным договорам и своевременности поставок товарно-материальных ценностей.

Основными целями инвентаризации расчетов являются выявление наличия дебиторской задолженности организации для сопоставления с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете кредиторской задолженности (в том числе кредитов и займов). Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Наиболее целесообразным и рациональным представляется ежеквартальное проведение инвентаризации расчетов в первую очередь с покупателями и поставщиками. Сроки и периодичность проведения инвентаризации нужно отразить в учетной политике.

Следует обратить внимание, что для организаций, создавших резерв по сомнительным долгам, проведение инвентаризации дебиторской задолженности является обязательным каждый отчетный период.

При инвентаризации проверяются расчеты с:

  • банками по кредитам;
  • бюджетом и внебюджетными фондами;
  • покупателями и поставщиками;
  • работниками, в том числе с подотчетными лицами;
  • другими дебиторами и кредиторами.

Содержание

Основные этапы проверки расчетов Проверка расчетов с банками по кредитам

При инвентаризации расчетов с банками инвентаризационная комиссия проверяет:

  1. наличие и содержание основных банковских документов (в том числе первичных): кредитный договор, в котором должна быть указана стоимость всех банковских услуг, связанных с предоставленным кредитом, банковские выписки по ссудному счету организации, платежные поручения, банковские справки по расчетам процентов за пользование кредитом;
  2. правильность сумм, списанных в оплату процентов и банковских услуг;
  3. данные счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», т.е. проверяется правильность отражения в бухгалтерском учете сумм полученных кредитов, процентов по ним, а также сумм, направленных на погашение кредитов.

Отражаемые в учете и отчетности суммы по расчетам с банками должны быть согласованы с соответствующими кредитными организациями и тождественны в обязательном порядке. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, далее — Положение).

Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по взносам

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами комиссия должна установить правильность расчетов с налоговыми органами. Для этого необходимо:

  1. сверить учетные данные счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленными в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов, в том числе:

по НДС — проверить соответствие данных деклараций соответствующим показателям книг продаж и покупок, по дебету и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», по дебету и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по объему оплаченной реализации (при проверке особое внимание следует уделить факту включения в книги покупок и продаж данных только по полностью заполненным и правильно оформленным счетам-фактурам);

по налогу на имущество — проверить соответствие данных, указанных в декларации, данным счетов 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;

по налогу на прибыль — проверить соответствие данных декларации показателям ф. N 2 «Отчет о прибылях и убытках», за исключением расходов (доходов), не учитываемых при налогообложении, по которым учет ведется нарастающим итогом;

по ЕСН — проверить соответствие налоговой базы, указанной в разд. 2 декларации по ЕСН, данным по расчетам с персоналом (счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»);

по НДФЛ — проверить наличие ф. N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», которые должны вестись на каждого сотрудника и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и ф. N 2-НДФЛ (Справка о доходах физического лица, составляемая на основании ф. N 1-НДФЛ);

  1. проверить наличие актов сверки расчетов организации с бюджетом и всеми внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ, Фондом обязательного медицинского страхования РФ и Фондом обязательного социального страхования РФ, а также соответствие содержания этих актов данным счетов 68 и 69.

Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ утверждены акты сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом: ф. N 23 (полная) и ф. N 23-а (краткая).

Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ утверждена справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.

Этими же Приказами утверждены Методические указания по заполнению соответствующих форм.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация должна получить в налоговой инспекции акт по ф. N 23-а (краткая). Ежеквартально этот акт получают крупнейшие налогоплательщики. Также в обязательном порядке он выдается по инициативе налогоплательщика и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если налогоплательщик не согласен с показателями акта по ф. N 23-а (краткая), то проводится повторная сверка с налоговым органом. В этом случае налоговый орган составляет акт по ф. N 23 (полная), в котором приводятся данные налогового органа (гр. 2), данные налогоплательщика (гр. 3) и расхождения между этими данными (гр. 4).

Следует обратить внимание, что отражаемые в бухгалтерском учете и отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть согласованы с налоговыми органами и тождественны в обязательном порядке. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается (п. 74 Положения).

Проверка расчетов с покупателями и поставщиками

При инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы, по которым истекли сроки исковой давности. Для этого необходимо сверить учетные данные счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с данными актов сверки взаиморасчетов с контрагентами (по согласованию сторон акт сверки составляется организацией или ее контрагентом: поставщиком, покупателем, арендодателем, арендатором и др.), т.е. с каждым дебитором и кредитором.

Форма акта сверки взаиморасчетов не является унифицированным первичным документом, поэтому организации должны их разрабатывать самостоятельно и утверждать в учетной политике. При разработке формы акта организация должна определить, будет ли каждый акт относиться к сверке взаимозачетов по одному договору или же в акте возможно объединить расчеты по нескольким договорам с контрагентом (дебитором или кредитором).

Форма акта сверки взаиморасчетов представлена ниже.

Акты сверок с контрагентами составляются в двух экземплярах, один из которых регистрируют в специальном журнале и хранят для контроля своевременности и полноты возврата задолженности. Второй экземпляр отправляется контрагенту для согласования. В момент получения ответа (подтверждения контрагентом акта сверки либо возражения к нему) в указанном журнале по строке регистрации акта сверки в соответствующей графе делается отметка о результатах согласования данных сверки с этим контрагентом (например, признание долга полностью, признание долга частично, отказ признать задолженность, отсутствие ответа).

Выявленные по итогам сверки расхождения рассматриваются, и по ним принимается соответствующее решение. Если требования кредитора (должника) обоснованны, то в бухгалтерском учете организации должны быть оформлены корректирующие записи, посредством которых суммы задолженности станут реальными.

Организациям, создающим резерв по сомнительным долгам, также необходимо проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Именно по ее результатам устанавливается задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, т.е. сомнительная задолженность.

Проверка расчетов с работниками, в том числе с подотчетными лицами

При инвентаризации расчетов с работниками комиссия должна установить правильность и обоснованность:

  1. расчетов с персоналом по оплате труда. Для этого проверяется правильность отражения задолженности перед работниками на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При этом следует выявить суммы заработной платы, не выплаченные работникам в срок (из-за их неявки) и незадепонированные, а также суммы и причины возникновения переплат работникам;
  2. остатка по субсчету «Расчеты по депонированным суммам» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Для этого проверяется соответствие остатка по этому счету суммам оплаты труда, не выплаченным в срок из-за неявки работников, по карточкам депонентов, кроме того, проверяется наличие депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  3. расчетов с подотчетными лицами. Комиссия проверяет правильность оформления авансовых отчетов работников (в том числе наличие оправдательных документов по израсходованным средствам, особенно при расчетах банковскими картами), производится сверка учетных данных счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и авансовых отчетов в части сумм выданных (как наличными деньгами, так и путем списания денежных средств со специального карточного счета, открытого банком для организации расчетов по банковской пластиковой карте, оформленной на имя подотчетного лица), израсходованных и возвращенных средств по каждому подотчетному лицу, а также целевое использование подотчетных сумм (кроме этого, комиссия должна установить остатки задолженности по подотчетным суммам).
Это интересно:  Новый закон об СНТ с 1 января 2019 года

Документальное оформление результатов инвентаризации расчетов

Результаты инвентаризации расчетов с контрагентами и персоналом организации сводятся в один акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. N ИНВ-17).

Он составляется на основании актов сверки и справки о дебиторской и кредиторской задолженности (Приложение к ф. N ИНВ-17) в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается в комиссии.

Образец ф. N ИНВ-17 приведен в Приложении 23 к Постановлению Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. В акте указывают:

  • в гр. 2 — счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
  • суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
  • суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности (общий срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности, при этом исковая давность по требованиям, связанным с имущественным страхованием, составляет два года, а по требованиям, связанным с перевозкой груза, — один год).

Указываются в графе 5 Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается в комиссии.

Учет инвентаризационных расхождений

Результаты инвентаризации расчетов рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. При этом в задачи комиссии входит выявление причин, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета; кроме этого, комиссия должна предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Ознакомившись с выводами и предложениями инвентаризационной комиссии, руководитель организации издает распорядительный документ, в котором утверждается предложенный инвентаризационной комиссией порядок урегулирования инвентаризационных разниц.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактической суммой задолженности (дебиторской и кредиторской) и соответствующими данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.

Отражение результатов инвентаризации с банками по кредитам

По итогам инвентаризации расчетов с банками по кредитам в бухгалтерском учете организации могут быть оформлены следующие записи (табл. 1).

Отражение результатов инвентаризации с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по взносам

По итогам инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по взносам в бухгалтерском учете организации могут быть оформлены следующие записи (табл. 2).

Отражение результатов инвентаризации с покупателями и поставщиками в учете

Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) при условии наличия правильно оформленных первичных учетных документов.

По итогам инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками в бухгалтерском учете организации могут быть оформлены следующие записи (табл. 3).

Отражение результатов инвентаризации с работниками, в том числе с подотчетными лицами

По итогам инвентаризации расчетов с работниками, в том числе с подотчетными лицами, в бухгалтерском учете организации могут быть оформлены следующие записи (табл. 4).

Инвентаризация расчетов

Образец приказа о проведении инвентаризации расчетов

Инвентаризация должна проводиться в любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В процессе инвентаризации необходимо сопоставить фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета, одним из обязательных этапов является инвентаризация расчетов.

Необходимость проведения инвентаризации

Порядок инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). Также определены ситуации, в которых инвентаризация обязательна (пункты 1.5, 1.6 Приказа № 49), в частности перед составлением годовой отчетности.

Кроме того, организация сама вправе определить, когда и как проводить инвентаризацию. Например, детально порядок инвентаризации расчетов может быть предусмотрен в локальном акте, положении по инвентаризации, с указанием сроков, процедуры и порядка оформления документов.

При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы, в частности акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17 и справку к акту, с указанием документа, подтверждающего задолженность.

Проведение инвентаризации расчетов

Инвентаризация расчетов регламентируется пунктами 3.44 — 3.48 Приказа № 49, согласно которым проверяются расчеты со всеми дебиторами и кредиторами. Необходимо проверить данные по счетам 60, 62, 68, 70, 71, 73, 76, а также расчеты с иными дебиторами и кредиторами.

Отдельно приказ о проведении инвентаризации расчетов можно не составлять, если этот этап проводится в рамках инвентаризации всех объектов и обязательств организации.

Скачать образец приказа о проведении инвентаризации расчетов

До проведения инвентаризации необходимо вести постоянную работу по контролю за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, формировать документальное подтверждение. Часто предприятия обращают пристальное внимание на получение задолженности, но своевременное перечисление платежей имеет не меньшее значение, так как повлечет штрафные санкции, особенно в отношении бюджетных платежей, поэтому надо особое внимание обратить на налоговую инвентаризацию.

В рамках инвентаризации:

  • проводится проверка наличия документов;
  • осуществляется сверка с отражением в учете числящейся задолженности;
  • выявляется просроченная задолженность.

При наличии большого объема операций и количества контрагентов в целях внутреннего контроля организацией может быть установлено проведение инвентаризация расчетов чаще одного раза в год.

Инвентаризация по налогам и сборам

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с налоговым органом по платежам в бюджет.

Согласно подп. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ предоставление справок по платежам и проведение сверок являются обязанностями налоговых органов. Результаты совместной сверки налоговых платежей оформляются актом. Порядок проведения сверки установлен п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ в редакции от 21.01.2013 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Для проведения в организации инвентаризации расчетов по налогам и сборам необходимо получить акт сверки расчетов. Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ в редакции от 23.01.2014 утверждена форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

В акт инвентаризации включаются данные, исходя из акта сверки с налоговым органом, которые сверяются с отражением в учете. По результатам инвентаризации при необходимости предпринимаются меры по возврату переплаты из бюджета и погашению недоимки.

Инвентаризация расчетов с контрагентами

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с контрагентами – поставщиками, покупателями и иными дебиторами и кредиторами. Это может быть установлено в локальном порядке проведения инвентаризации расчетов с указанием сроков ежегодной инвентаризации и сроков начала процедуры сверки с контрагентами в рамках подготовки к годовой инвентаризации.

Акт сверки составляется в двух экземплярах и направляется всем дебиторам и кредиторам. Установленной формы не существует, поэтому организация может разработать собственную форму акта. Рекомендуется указывать достаточно подробно информацию, а не только сальдо на дату сверки.

Надо учитывать, что акт сверки – это не просто формальность для инвентаризационных документов, а документ, подтверждающий взаиморасчеты с контрагентом, и в случае разногласий акт сверки может фигурировать в суде. Поэтому необходимо отнестись ответственно и к разработке формата документа, и к внесению данных. В первую очередь необходимо указать данные контрагента, данные договора, чтобы не было разногласий, в рамках какой сделки и с кем проводится сверка. Можно подробно указать платежи, особенно если были просрочки, а также общую сумму за период. Зависит от того, насколько удобно это организации и отражает расчеты. Обязательно подписание акта сверки уполномоченным лицом контрагента. Рекомендуется проверить полномочия на подписание, особенно в случае наличия задолженности.

Это интересно:  Можно ли выписаться из квартиры через «Госуслуги» дистанционно

Инвентаризация расчетов с контрагентами является серьёзным этапом инвентаризации, и может быть выделена рабочая комиссия для проведения только этого этапа.

В процессе инвентаризации проводится сверка всех документов с данными учета, может обнаружиться ненаправление актов контрагенту или подписание с разногласиями. Поэтому надо проверить договорные условия, указание на сроки исполнения обязательств. Затем сверить их с отражением в учете задолженности и сопоставить с условиями договора.

Помимо инвентаризации с покупателями, поставщиками, необходимо проверить расчеты с иными дебиторами и кредиторами, в частности, провести инвентаризацию расчетов с банками, особенно при наличии кредитных обязательств.

В случае выявления сумм с истекшим сроком давности акты инвентаризации будут одним из оснований для списания таких сумм на финансовые результаты организации.

Акты сверки инвентаризация расчетов для чего нужен

Инвентаризация расчетов проводится с целью документального подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки.

В пункте 3.44. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств указано, что инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

«а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности».

Итак, при инвентаризации проверяются расчеты:

— с банками по кредитам;

— с бюджетом по налогам и сборам и с внебюджетными фондами по взносам;

— с покупателями и поставщиками;

— с работниками, в том числе с подотчетными лицами;

— с другими дебиторами и кредиторами.

Для проведения такой проверки необходимы регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов, первичные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов, акты сверки.

«При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) пункт 3.47 Методических указаний».

Прежде всего, проверяется, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах по истечению срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным лицом.

«По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам» пункт 3.46 Методических указаний

В соответствии с пунктом 73 Положения по ведению бухгалтерского учета расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Таким образом, даже если в бухгалтерском учете обязательства у контрагентов будут отражены в различных суммах, при проведении сверки организация вправе настаивать на правильности своих записей и не обязательно приводить свои данные в соответствие с данными поставщика (подрядчика).

Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной, и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) с учетом наличия правильно оформленных первичных учетных документов. Без наличия таких документов организация не вправе, только лишь на основании одного акта сверки, производить дополнительные или сторнировочные записи.

Таким образом, инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетах учета.

Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.

Учитывая, что целью инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей является подтверждение данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, акты сверки составляются по состоянию на отчетную дату. Данные годовой бухгалтерской отчетности должны подтверждать остатки, выведенные по состоянию на 1 января следующего года, а потому фактически сверка расчетов в составе годовой обязательной инвентаризации может быть осуществлена только в январе следующего года.

Перед началом инвентаризации расчетов с дебиторами необходимо оформить акт сверки. Акт сверки оформляется по каждому дебитору и каждому кредитору в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии, а второй направляется дебитору (кредитору), с которым производилась сверка. Отметим, что обязательность оформления направленных актов сверки другой стороной законодательством не установлена. Кроме того, часть актов сверки организация вплоть до оформления бухгалтерской отчетности может и не получить от контрагента. Однако это и не требуется. Как отмечалось выше, согласно пункту 73 Положения по ведению бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно признавать свои расчеты правильными.

На конец года осуществляется сверка остатков на расчетном, валютном и иных счетах в банке. Банк представляет организации акт сверки остатков денежных средств на 1 января следующего года. Акт сверки составляется в двух экземплярах. В подтверждение указанного остатка денежных средств руководитель и главный бухгалтер организации подписывают оба экземпляра акта и заверяют печатью организации. Один экземпляр акта сверки возвращается в банк, а второй подшивается с инвентаризационными документами.

Таким образом, инвентаризация расчетов с банками заключается в проверке данных учета, числящихся на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках». По полученным кредитам проверяется наличие и содержание договоров банковского кредита, их целевое использование, своевременность и правильность отражения в учете получения и погашения, правильность отражения процентов за пользование заемными средствами.

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами происходит сверка данных бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в декларациях, а также с суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов. Кроме того, по неуплаченным в срок налогам необходимо проверить исчисление пеней и их уплату, а также штрафных санкций.

Для проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам и взносам Приказом ФНС Российской Федерации от 4 апреля 2005 года №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» утверждены формы документов, которыми оформляется результат сверки, и методические указания по заполнению этих форм. Налоговый инспектор формирует в двух экземплярах акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по формам №23 (полная), №23-а (краткая), а также справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме №39-1, №39-1ф на основе данных налогового органа. В случае отсутствия расхождений в форме №23-а (краткая) данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками, оформившим его. Кроме того, оба экземпляра документа визирует начальник отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр акта сверки вручается налогоплательщику или передается для отправки заказным отправлением с уведомлением. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа инспектор осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме №23 (полная). После исправления ошибок формируется акт сверки расчетов с бюджетом в двух экземплярах по форме №23-а (краткая) с учетом внесенных изменений, затем один из экземпляров с подписями налогоплательщика и инспектора передается налогоплательщику.

В случае снятия налогоплательщика с учета и постановки его на учет в другом налоговом органе акт сверки по форме №23-а (краткая) составляется в 3-х экземплярах:

1) передается налогоплательщику;

Это интересно:  Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

2) хранится в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов;

3) направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

До начала инвентаризации расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами стороны в двух экземплярах подписывают акт сверки задолженности между организациями.

«Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами» (пункт 3.45 Методических указаний).

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции.

В ходе инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете сумм займов, предоставленных работникам, а также выявление задолженности по оплате процентов и погашению займов. Также проверяются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и материальных ценностей.

Выявленные результаты инвентаризации расчетов отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17). Данная форма утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии.

В акте указывается:

1. наименование организации дебитора (кредитора);

2. счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

3. суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

4. суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

В отдельном порядке по графам 4, 5 и 6 данной формы приводятся сведения о задолженности, подтвержденной дебиторами (графа 4 формы), не подтвержденной дебиторами (графа 5 формы), а также о задолженности с истекшим сроком исковой давности (графа 6 формы).

Не подтвержденные контрагентами суммы задолженности по причине неполучения от них актов сверки заносятся в графу 5 акта по форме №ИНВ-17.

К акту инвентаризации расчетов по указанным видам задолженности должна быть приложена справка (Приложение к форме №ИНВ-17). Справка составляется в одном экземпляре в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта. В справке указывают:

— реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;

— дату и причину возникновения задолженности;

Оформление (составление) данной справки является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Сроки оформления и представления оформленных инвентаризационных документов в каждой конкретной организации определяются «Приказом (постановлением, распоряжением) о проведении инвентаризации» (форма №ИНВ-22) или утвержденным в установленном в организации порядке Планом проведения инвентаризации. В данном приказе (или в отдельном распоряжении) назначают инвентаризационную комиссию.

Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами. Если ответственный работник отсутствует, выверка сумм и документов проводится без него. На результаты инвентаризации это не влияет. В то же время отсутствие одного из членов комиссии в момент инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными. В данной ситуации рекомендуем назначить таким сотрудникам приказом руководителя замену.

При этом опять же следует учитывать, что реальными сроками для получения от контрагентов и согласования актов сверки являются конец января — февраль года, следующего за отчетным годом.

3.3 Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями

Информация об инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями содержится в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

Основными целями инвентаризации являются выявление наличия дебиторской задолженности организации для сопоставления с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями заключается в проверке обоснованности сумм на счетах бухгалтерского учета.

Наиболее целесообразным и рациональным представляется ежеквартальное проведения инвентаризации расчетов в первую очередь с поставщиками и покупателями. Сроки и периодичность проведения инвентаризации нужно отразить в учетной политике.

При инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы, по которым истек срок исковой давности. Для этого необходимо сверить учетные данные счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с данными актов сверки взаиморасчетов с контрагентами (по соглашению сторон акт Сверки составляется организацией или контрагентов: поставщиком, покупателем, арендатором и др.), т.е. с каждым дебитором и кредитором.

Форма акта сверки взаиморасчетов не является унифицированным первичным документом, поэтому организации должны их разрабатывать самостоятельно и утверждать в учетной политике. При разработке формы акта организация должна определить, будет ли каждый акт относиться к сверке взаиморасчетов по одному договору или же в акте, возможно, объединить расчеты по нескольким договорам с контрагентов.

Акты сверок с контрагентами составляют в двух экземплярах, один из которых регистрируют в специальном журнале и хранят для контроля своевременности и полноты возврата задолженностей. 2-й экземпляр отправляется контрагенту для соглашения. В момент получения ответа в указанном журнале по строке регистрации акта сверки в соответствующей графе делается отметка о результатах согласования данных сверки с этим контрагентом.

Выявленные по итогам расхождения рассматриваются и по ним принимается соответствующее решение. Если требования кредитора обоснованы, то в бухгалтерском учете организации должны быть оформлены корректирующие записи, посредством которых суммы задолженности станут реальными.

Организациям, создающим резерв по сомнительным долгам, также необходимо проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Именно по ее результатам устанавливается задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также дебиторская задолженность организации, которая не погашается в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, т.е. сомнительная задолженность.

Результаты инвентаризации расчетов с контрагентами и персоналом организации сводятся в один акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками. (ф. № ИНВ-17).

Он составляется на основании актов сверки и справки о дебиторской и кредиторской задолженности (приложение к ф. № ИНВ-17) в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.

Образец ф. № ИНВ-17 приведен в приложении 23 к постановлению Госкомстата России от 18.08.98 № 88. В акте указывают:

— в гр.2 — счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

— сумма задолженности, согласованные и несогласованные с дебиторами (кредиторами);

— сумма задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.

Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. При этом в задачи комиссии входит выявление причин, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, кроме этого комиссия должна предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Ознакомившись с выводами инвентаризационной комиссии, руководитель организации издает распорядительный документ, в котором утверждается предложенный комиссией порядок урегулирования инвентаризационных разниц.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом отчете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражается на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовый результат;

Недостача имущества и его порча в переделах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.

Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и призванных ею правильными.

Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствии с реально оказанными объемами услуг при условии наличия правильно оформленных первичных учетных документов.

По итогам инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками б бухгалтерском учете организации могут быть оформлены следующие записи.

Таблица 2 — Типовые бухгалтерские проводки по проведенной инвентаризации в ЗАО «ПТИЦЕФАБРИКА ВОСТОЧНАЯ»

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, studbooks.net, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий