+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Инклюзивное образование в России.

Инклюзивное образование и смежные понятия.

В современной образовательной политике США и Европы развиваются несколько подходов, близких к собственно инклюзии, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration).

Исследования эффективности инклюзивного образования[

Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования [2] :

· критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их задает;

· как идентифицировать инклюзию в школе;

· как зафиксировать изменения в развитии учащихся;

· как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и ограниченными возможностями.

Положительные следствия инклюзивного образования.

Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования:

· Психологические проблемы учителей:

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: «Смогу ли я сделать это?» Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. «»Выжившие» после проведения реформ рассказывают, что в течение нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Каждый человек помнит, что был испуган, но ни один не помнит, чего именно он боялся, однако страх прошел. Обычно на это уходит шесть недель – общая продолжительность выхода из любого кризиса. Слова «Не волнуйся. Не бойся» произносить бессмысленно. Включение – это перемена. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Понятно, что в такой кризисный период людям нужна поддержка. И все же урок, который был извлечен из первых опытов, таков: нужно посмотреть в лицо страху и отвести взгляд; назвать его по имени и идти дальше».

· Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Инклюзивное образование в странах бывшего СССР

Инклюзивное образование в России.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Когда появилась инклюзивная модель

Инклюзия (от inclusion — включение) — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.
Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность — это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид — человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Существенную разницу между биологической и социальной концепциями общество осознает лишь тогда, когда будет располагать доступной и полной информацией об инвалидах. Не болезнь создаёт ограничения деятельности, а условия жизни, которые может предложить общество (правительство) людям с ограниченными возможностями.
Условия равных возможностей достижимо лишь в том обществе, где инвалидность рассматривается через социальную концепцию, где отсутствует дискриминация инвалидов словами и действиями здоровых людей.
История развития инклюзии:
1975 г. — принята Декларация ООН о правах инвалидов.
1982 г. — принята Всемирная программа действий в защиту инвалидов.
1995 г. — принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ».
1996 г. — утверждено положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России (без разработки реального механизма выполнения государством обязательств перед инвалидами).
Сложилась парадоксальная ситуация: инвалиды стали иметь больше прав и одновременно меньше реальных возможностей для их реализации в масштабе страны. Поэтому бесценным примером оказалось общественное движение родителей детей-инвалидов в Санкт-Петербурге, которые самостоятельно начали отстаивать права детей и свои собственные. Затем к ним присоединились ведущие специалисты детской психологии, образования, здравоохранения и реабилитации Санкт-Петербурга.
Состав участников:
РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург), Университет им. Валленберга по проблемам детей (Санкт-Петербург),
ГАФК им. Лесгафта (Санкт-Петербург),
Институт раннего вмешательства (Санкт-Петербург),
ГОУ Школа-центр «Динамика» N616 (Санкт-Петербург).
Вместе с ними в рассмотрении имеющихся проблем и принятии конкретных механизмов реабилитации детей-инвалидов приняли участие специалисты Франции, Англии, США, Португалии. Экспериментальной площадкой для участников является Государственное Образовательное Учреждение школа-центр «Динамика» по абилитации детей-инвалидов с тяжёлыми и средней тяжести поражениями двигательных функций.

Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации

В нашей статье мы познакомим вас с моделью инклюзивного образования, организованной в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Школа №1540». Опыт работы с детьми с различными проблемами у нашей школы начинается с 2006 года. За последующие годы количество учащихся с ОВЗ и инвалидностью увеличивалось, и школа перешла от стихийной инклюзии к инклюзии, базирующейся на модели разноуровневого обучения в средней и старшей школе (5-11 классы). Выбор данной модели был сделан на основе анализа накопленного опыта и изучения опыта других стран. После вступления в силу нового закона РФ «Об образовании» в 2013 году, мы построили свою собственную эффективно работающую модель с учетом реальных финансовых и кадровых возможностей нашего образовательного учреждения и анализа ситуации в российском и московском образовании в целом. На различных ступенях образования реализация инклюзивного подхода строится по-разному. Чем ребенок младше, тем интенсивнее оказываемая ему помощь.

Преобладающее число инклюзивных учащихся в нашей школе (70%) – это учащиеся с РАС (в основном, синдром Аспергера). Так как изначально школа создавалась как школа с углубленным изучением информационных технологий, то наша инклюзия была направлена именно на помощь этой категории детей. Позже в наше, уже выстроенное инклюзивное пространство, родители стали приводить детей с другими проблемами. Всего на сегодняшний день 10% учащихся являются детьми с особыми потребностями.

Это интересно:  Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Кроме детей с РАС сейчас у нас учатся:

  • дети с инвалидностью по зрению и слуху;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с тяжелыми нарушениями речи и др.

В этой статье мы описываем и анализируем собственный опыт организации инклюзии детей с РАС, которые не могут получить цензового образования без создания для них специальных условий, но реально могут освоить общеобразовательную программу.

Наша модель не универсальна. Мы разделяем понятия «социальной инклюзии» и «образовательной инклюзии». Так как мы вынуждены рассматривать не идеальную, а реальную ситуацию в российском образовании, приходится признать, что не всем категориям детей с РАС в современных условиях подходит образовательная инклюзия в массовой школе с учетом имеющихся для этого ресурсов.

Итак, как же выстроена наша инклюзивная модель?

Все классы нашей школы, с 1 по 11, являются инклюзивными, отдельных классов для детей с ОВЗ мы не открываем. Все дети с ОВЗ являются учениками общеобразовательных классов, при необходимости их сопровождает тьютор.

Важным моментом является организация специального пространства, особой среды. У нас есть 5 ресурсных зон: игровая, сенсорная комната, открытая библиотека, игровые зоны для проведения перемены, комната психологической разгрузки. В каждом классе начальной школы предусмотрено соответствующее пространство для релаксации.

Как дети попадают в инклюзию?

Поместить неподготовленного ребенка с РАС в неподготовленную среду сверстников и их родителей – это лучший способ дискредитировать саму идею инклюзии. У нас сформировались два основных способа подготовки к инклюзивному обучению.

Первый способ – это занятия в малой группе подготовки к школе (не более 6 человек), которые ведет высококвалифицированный учитель-дефектолог, владеющий поведенческим подходом (АВА). Второй способ – занятия в большой инклюзивной группе подготовки к школе (не более 15 человек), которые ведет учитель начальной школы, владеющий арсеналом психолого-педагогических методов, необходимых для конструктивной работы в неравномерной группе учащихся.

В обоих вариантах основной целью занятий является формирование у детей учебного поведения, и только потом – формирование и развитие академических навыков.

В инклюзию в средней школе дети приходят либо из нашей инклюзивной начальной школы, либо это дети, прошедшие в начальной школе подготовку к инклюзивному обучению по другим моделям, например, в школе Федерального Ресурсного Центра проблем аутизма МГППУ.

Система работы в начальной школе строится на комплексном подходе, включающем в себя поведенческий, нейропсихологический и эмоционально-смысловой. Организована командная работа специалистов, в которую помимо учителей начальных классов входят педагоги-психологи, нейропсихологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, тьюторы и волонтеры.

Наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь оказывается именно на этапе начальной школы. Наша система предполагает, что все специалисты (нейропсихолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) прежде всего работают с целым классом, наблюдают, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику, ведут с учителями бинарные уроки, постепенно обучая их своим технологиям. Все специалисты применяют в своей работе принципы поведенческого анализа.

Сентябрь является диагностическим месяцем, когда специалисты службы ППС наблюдают за детьми на уроках и переменах, после этого проходят заседания консилиума и для каждого ребенка, который в этом нуждается, разрабатывается план коррекционных занятий, групповых или индивидуальных, индивидуальный образовательный маршрут. Такие же плановые консилиумы собираются в середине учебного года для обсуждения результатов и необходимой корректировки, а затем в конце года для выработки плана работы на следующий год. В течение года мы обычно ведем видеозаписи уроков, чтобы потом обсудить их на заседаниях консилиума.

В 5-7 классах модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) основана на технологии разноуровневого обучения. Вся параллель делится на группы по основным предметам, это создает возможность некоторой индивидуализации учебной траектории для каждого ребенка. Кроме больших групп в каждой параллели создается еще малая группа для тех детей, кому тяжело учиться в большой группе, кто нуждается в максимально индивидуализированном подходе.

В начале 5-го класса часть учащихся с ОВЗ попадает в малую группу для изучения основных предметов: математики, русского языка, литературы и иностранных языков, хотя часть детей успешно обучается и в больших предметных группах. По мере адаптации на ступени основной школы мы стараемся постепенно, по возможности переводить детей из малых групп в большие.

С 8 по 11 класс в школе осуществляется предпрофильное и профильное обучение. Там уже невозможна такая гибкая система, как на ступени с 5 по 7 класс. Возможна ситуация, когда ни один профиль в полной мере не подходит ребенку с ОВЗ. Тогда составляется индивидуальный учебный план, включающий в себя, в том числе, и обучение с использованием дистанционных технологий.

Мы используем разные педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ на этапах начальной, средней и старшей школы, однако важными элементами всей выстроенной модели являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей на протяжении всего времени обучения в школе, командный подход в работе службы сопровождения. Для полноценной инклюзии необходимо выстроить вертикаль психолого-педагогического сопровождения, когда ребенок «передается» от специалиста к специалисту на разных ступенях обучения.

Инклюзия принципиально отличается от коррекционной практики. Соответственно, система работы психолого-педагогической службы и школьного консилиума, а также сопровождающая эту работу документация, должны создаваться специально для инклюзивной образовательной среды. Эти отличия заключаются в следующем:

  • Инклюзивная среда требует поддержки ВСЕХ участников образовательного процесса, следовательно, кроме создания спецусловий для ребенка с ОВЗ, должны создаваться условия для других детей, учителей, родителей.
  • Наличие большого количества учащихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, требует использования методов экспресс-диагностики, вариативных способов поддержки ребенка и контроля результатов; минимальные по затратам рабочего времени способы ведения документации.
  • Нестабильное состояние учащихся и отсутствие индивидуальных тьюторов у каждого ребенка требуют наличия возможности мобильно подключать к работе с ребенком различных специалистов, в том числе в первой половине дня.

Отдельная работа – это формирование у всех детей принимающего отношения к особым детям с самого начала и на протяжении всей школьной жизни. Это целая система, включающая в себя тренинги, классные часы, выездные мероприятия, которые проводятся совместно сотрудниками психологической службы и классными руководителями. Если на этапе начальной школы для нас наиболее важным является формирование учебного поведения, то в основной школе на первый план выступает развитие социальной компетенции учащихся с ОВЗ, развитие у них более сложных коммуникативных навыков. Для решения этих задач работает вся школьная система проектной работы и дополнительного образования (все кружки, секции, факультативы являются инклюзивными).

Важным элементом развития социальной компетенции стали наши коммуникативные клубы. Есть разновозрастный клуб для подростков с РАС и есть несколько инклюзивных подростковых клубов. Там обсуждаются все события школьной жизни, создается пространство общения, в котором формируется умение слушать других и обсуждать свои проблемы, формируется умение понять мотивы другого, поставить себя на его место, ведется работа над развитием эмоционального интеллекта подростков с РАС.

Итак, что необходимо для создания настоящей, а не имитационной инклюзии, и что инклюзия может дать школе?

Необходимыми условиями успешной организации инклюзивной образовательной среды являются:

Административная поддержка. Понимание и принятие администрацией необходимости и смысла инклюзивного обучения детей с РАС. Экспертиза принимаемых административных решений психолого-педагогической службой (ППС) на соответствие принципам инклюзии.

Финансовое обеспечение. Финансовая возможность сформировать в школе команду психолого-педагогического сопровождения, включающую в себя специалистов различного профиля.

Кадровое обеспечение. Наличие в школе службы ППС, наличие у всех педагогов базовых знаний из смежных областей: психологии, дефектологии, нейропсихологии, а также специфике развития людей с РАС.

Командная работа всех специалистов школы. Общая система педагогических и этических ценностей. Постоянная поддержка и взаимозаменяемость. Коллегиальное решение стратегических и проблемных вопросов.

Выстроенная система психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса: детей, родителей, сотрудников школы. Формирование взаимного доверия.

Преемственность между всеми ступенями образования. Общие принципы работы, передача информации о каждой семье, совместные консилиумы при переходе ребенка со ступени на ступень и во время адаптации на новой ступени.

Работа с родителями всех учащихся, не только детей с ОВЗ. Родительские клубы, индивидуальные консультации, консилиумы, обучение родителей, реализация совместных проектов.

Вариативность методов работы и образовательной среды. Различные формы проведения уроков, использование широкого диапазона методов и дополнительных учебных материалов, в том числе поведенческого подхода и логопедических, дефектологических, нейропсихологических методик, учебников по программам различного вида; зонирование образовательного пространства школы и кабинетов, наличие ресурсных зон.

Непрерывное профессиональное развитие педагогов. Систематические внутренние семинары, взаимообучение, участие педагогов в широком профессиональном сообществе, анализ и обобщение собственного опыта, представление его на психолого-педагогических конференциях, семинарах, круглых столах.

В свою очередь, инклюзия является мощным ресурсом для самой школы.

Анализируя наш опыт, можно сказать, что качественно выстроенная модель инклюзии создает психологически комфортную и безопасную среду для всех учеников школы. Возрастает профессионализм учителей в работе с разными группами детей, что позволяет поддерживать достаточно высокий уровень образования без проведения процедур предварительного отбора и селекции учащихся. Инклюзивная школа предполагает наличие сильной высокопрофессиональной службы психолого-педагогического сопровождения, которая должна обеспечивать поддержку всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, администрацию школы. В этом случае и ученики, и учителя чувствуют себя комфортно и защищенно, не стремятся уйти, чувствуя, что потребности сильных учителей и учеников не менее значимы для школы.

Никакая настоящая инклюзия невозможна без работы с родителями особых и обычных детей. У нас активно работают родительские клубы, один из которых проводит совместные встречи всех родителей, где мы обсуждаем вопросы, важные для всех. Кроме этого в школе существует клуб, ведущими которого являются родители РОО «Контакт», там обсуждаются проблемы особых детей и оказывается консультативная и поддерживающая помощь другим родителям.

Это интересно:  Принцип запрета принудительного труда

Итак, какие же преимущества получает школа с введением инклюзивного образования?

По наблюдениям многих педагогов и специалистов, детская популяция сейчас в школах неоднородна, очень много детей с трудностями в обучении. Для них очень важна максимально индивидуализированная среда, которая может отвечать образовательным потребностям каждого ребенка. Наличие в школе особых детей создает ситуацию необходимости участия в составе школьной команды специалистов различных направлений коррекционно-развивающей работы. Эти специалисты являются мощным ресурсом помощи учителям в работе со всеми детьми.

Инклюзивная образовательная среда делает необходимым формирование у учителя класса новых компетенций: необходимо уметь применять в своей работе различные педагогические технологии, структурированное обучение, дифференцированный подход, разноуровневое обучение и многое другое. Специалисты психолого-педагогической поддержки – психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды помогают сформировать эти важные компетенции у учителей инклюзивных классов.

Воспитательное значение инклюзии для всех детей трудно переоценить.

Если рассматривать школьную жизнь не как подготовку к будущему, а как самостоятельный самоценный этап жизни, то возможность для особого ребенка прожить этот этап так же ярко и эмоционально насыщенно не менее значима, чем у любого другого ученика. И реальная, настоящая инклюзия может это обеспечить.

Если для особого ребенка ситуация обучения в сообществе нормативных сверстников является мощным фактором формирования социальных компетенций, то для остальных детей ситуация совместного обучения с особыми детьми также у них принимающее отношение к людям, отличающимся от них, учит цивилизованно жить в ситуации человеческого разнообразия и многообразия.

Но все это возможно только в том случае, когда мы имеем дело не с «дикой» инклюзией, а с выстроенной моделью, предполагающей формирование на уровне школы инклюзивной образовательной среды. Такая среда подразумевает проникновение принципов инклюзии во все стороны школьной жизни, включая принятие любых управленческих решений.

Эта модель показала свою устойчивость и эффективность при объединении двух школ в единый образовательный комплекс. Удалось распространить инклюзивную модель на все уровни образования и сделать весь комплекс инклюзивным.

Инклюзия – это испытание на прочность и профессионализм всей образовательной среды школы. Но это, одновременно, и значительный ресурс, который может дать хороший импульс развитию всей школы.

Контрольная работа по педагогике
«Инклюзивное образование»

Оглавление

  1. Понятие инклюзивного образования
  2. Реализация инклюзивного образования в детском саду

Введение

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым.

Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Цель работы – рассмотреть особенности инклюзивного образования.

  1. Определить понятие инклюзивного образования.
  2. Рассмотреть инклюзивное образование в детском саду.

1. Понятие инклюзивного образования

Инклюзия – это включение, добавление, приспособление, то есть:

— вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

— удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения.

Для определения сущности включенного образования значимо уточнение понятийного аппарата следующих терминов: инклюзивное образование, интеграция, лица с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности.

В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям. Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально — образовательной интеграции детей с проблемами в развитии [3].

Интеграция представляет, по мнению многих авторов, процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Традиционно, в специальной педагогике, человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуют как индивида, имеющего физический и (или) психический недостатки, требующие создания специальных условий для получения образования при освоении учебных программ. В инклюзивной среде создаются условия, учитывающие особые образовательные потребности (ООП) людей данной категории, то есть нужды, которые по той или иной причине затрудняют получение образования.

Инклюзивная образовательная модель рассматривается многими исследователями не как статичное обучение детей, с трудом поддающееся каким — либо изменениям, а как динамическое действие, направленное на постоянное вариативное изменение условий воспитательно – образовательного процесса, нацеленного на учет индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Подлинная инклюзия, по мнению авторов научных публикаций, не противопоставляет, а сближает две образовательные системы — общую и специальную.

Обучение в общеобразовательном дошкольном учреждении совместно со здоровыми сверстниками признано во всем мире гуманной альтернативой учреждениям специального образования.

Приоритетами в построении модели инклюзивного образования являются:

— принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;

— приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

— основополагающее развитие коммуникативных и практических компетенций;

— профилактика и преодоление искусственной изоляции семьи особого ребенка.

К основным принципам инклюзии исследователи относят [1]:

  1. Эволюционность и поэтапность развития инклюзивной практики;
  2. Системный характер изменений ценностных, организационных и содержательных компонентов включенного образования и их непрерывность.

Так же существует классическая категория принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  1. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  2. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  3. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, можно определить приоритетность инклюзивного подхода в качестве оптимального, повышающего образовательные шансы личности.

2. Реализация инклюзивного образования в детском саду

Рассмотрим принципы дошкольного инклюзивного образования.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах [2]:

— Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

— Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

— Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

— Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Это интересно:  Аванс - это сколько процентов от зарплаты?

— Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

— Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

— Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. Должны быть продуманы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия между общеобразовательными и специализированными учреждениями. В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования [3].

В программе интегрированного образования, реализация которой началась в 90-х годах прошлого века, были созданы новые виды дошкольных образовательных учреждений для интеграции детей с ОВЗ в образовательную систему: ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. В целях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в округах г. Москвы были созданы Центры медико- психолого-педагогической поддержки, накопившие за последние годы большой опыт работы с детьми с ОВЗ. С 2002 года Министерством образования РФ было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.

В рамках этой программы были созданы положения об организации Консультативного пункта, Службы ранней помощи, Лекотеки, группы «Особый ребенок», также предусматривающих образовательную интеграцию детей с ОВЗ. Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия. На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия [1]:

— Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

— Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда. Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ран ней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда. Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты. Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании. Для реализации инклюзивной практики в ДОУ компенсирующего вида возможны разные формы инклюзии.

Для категорий детей со сложной структурой дефекта разработка форм социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организация мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города (посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.).

В ДОУ комбинированного вида (по типовому положению № 666) создаются комбинированные группы, являющиеся аналогом инклюзивной группы, для которой необходимо законодательно определить штаты, финансирование, образовательные программы. Все остальные действия по реализации инклюзии можно проводить по аналогии с ДОУ компенсирующего вида.

В ДОУ, в которых созданы службы, можно реализовывать модель на основе организации вариативных условий для разных детей. В зависимости от образовательных потребностей такой детский сад предлагает семьям различные условия: индивидуальные формы работы с детьми, детско-родительские группы, консультации родителей, группы для родителей, детские группы, как кратковременного пребывания, так и 10, 12, 14-часового пребывания. Такая модель изначально предполагает учет индивидуальных потребностей детей и создание разнообразных условий в соответствии с ними. В таком саду за счет привлеченных в службы специалистов обеспечено медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей.

ДОУ с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок» и др. приближены по модели к ДОУ со службами, поскольку также предлагают разные образовательные услуги в зависимости от образовательных потребностей детей с ОВЗ. Главное, что для таких групп предусматриваются специалисты, способные обеспечить образовательные потребности особых детей. Инклюзия в таких ДОУ происходит за счет участия детей в общих мероприятиях сада, взаимных посещений групп детей друг другом, объединения детей на занятиях по дополнительному образованию в подгруппах. Детские сады, в которых открываются инклюзивные группы, могут взять в штат специалистов, которые будут обеспечивать образовательные потребности детей с ОВЗ.

Сама инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей. Детские сады, где есть по 2–3 ребенка с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, которые могут обеспечить консультирование этих ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

— Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.

— Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

— Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого- педагогического развития и коррекции ППМС центров.

— Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

— Возможность повышения квалификации педагогов.

Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности. Деятельность отличается от функционирования тем, что предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели, оценку результатов и коррекцию деятельности.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи инклюзивного сада:

– создание уютного, комфортного пространства для всех;

– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.

Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.

Заключение

В процессе работы было выяснено, что инклюзия рзначает включение, добавление, приспособление, то есть вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения.

В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям.

В детском саду инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей. Детские сады, где есть по 2–3 ребенка с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, которые могут обеспечить консультирование этих ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.

Педагогическая деятельность отличается от функционирования тем, что предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели, оценку результатов и коррекцию деятельности.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Литература

  1. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. — № 1(16), 2013. – С. 17-20.
  2. Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО – 2007. – №11. – С.20-34.
  3. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40). – С.15-26.

Статья написана по материалам сайтов: www.russika.ru, alldef.ru, help-stud.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector