Имеет ли муниципальный депутат неприкосновенность

Содержание

Депутатская неприкосновенность муниципального депутата

Добрый день, Леонид.Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность (парламентский иммунитет) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (статья 98), а также неприкосновенность Президента Российской Федерации (статья 91) и судей (статья 122). Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации и статуса депутата органа местного самоуправления, а также из положений ее статей 71 (пункты «в», «о»), 72 (пункт «л» части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что федеральный законодатель, закрепляя особые условия привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста и обыска депутатов органов местного самоуправления в качестве гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, был вправе осуществить соответствующее регулирование в специальном законе, каковым является Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данным Федеральным законом определяется статус депутата органа местного самоуправления, устанавливаются гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.К числу таких гарантий, обусловленных природой организации местного самоуправления и депутатского мандата, характером выполняемых ими задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности; вместе с тем неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия депутата, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные и административные правонарушения.тся гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.С уважением,Наталия Юрьевна Большакова

Какосуществляется неприкосновенность у депутатов сельского поселения

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Муниципальный управляющий

Поэтому в случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок обязан сообщить об этом Генеральному прокурору РФ. И, если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении начато в отношении депутата Государственной Думы в связи с осуществлением им своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в Государственную Думу представление о лишении такого депутата неприкосновенности.

О статусе депутата представительного органа местного самоуправления (с изменениями на 30 апреля 2010 года)

Депутат имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его личность и полномочия, а также может иметь нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.2.

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

Их статус определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 г.

«О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

. Депутат Государственной Думы, как представитель народа, избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов в нижнюю палату парламента, уполномочен осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не вправе: а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; б) находиться на государственной или муниципальной службе; в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением установленных законом случаев досрочного прекращения депутатских полномочий.

1. Работа с избирателями осуществляется главным образом в избирательном округе. Различный характер взаимоотношений депутатов с избирателями находит воплощение в принципах императивного или свободного мандата. Императивному мандату присущи следующие признаки. Депутат связан с избирателями наказами-поручениями, имеющими общественное значение и одобренными в установленном порядке. Кроме того, депутат подотчетен и ответствен перед избирателями.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивая нормы Конституции РФ, весьма удачно решил проблему политико-правового статуса депутата, других членов выборных органов. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 15). Действительно, этот орган состоит именно из депутатов, а не из муниципальных советников, что существенно отличает статус депутата от других избираемых членов коллегиальных органов.

Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления

В связи с этим депутат вправе быть принят должностными лицами государственной власти и местного самоуправления по вопросам своей деятельности. Депутату принадлежит право на получение информации и консультаций, обеспечение необходимыми официальными изданиями и справочными материалами. По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации.

Срочно подскажите Обладает ли депутатской неприкосновенностью депутат муниципального образования

N 154-ФЗ и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. По старому закону (пункт 7 статьи 18): «Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления). подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации».

По новому закону (часть 8 статьи 40):

«Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами»

. Под федеральным законом, к которому отсылает статья, понимаются УПК и т.

Информация о статусе депутата

Правовой статус депутата органа местного самоуправления — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями, а также гарантиями, ответственностью и ограничениями в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий. В энциклопедических изданиях депутат определяется как выборный представитель населения в органах власти, лицо, избранное членом представительного органа власти. Правовой статус депутата представительного органа закрепляет Конституция.

В связи с этим депутат вправе быть принят должностными лицами государственной власти и местного самоуправления по вопросам своей деятельности. Депутату принадлежит право на получение информации и консультаций, обеспечение необходимыми официальными изданиями и справочными материалами. По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации.

Правовой статус кандидата в депутаты, депутата представительного органа местного самоуправления.

Гарантии депутатской деятельности — неприкосновенность, права и обязанности. реферат [37.8 K], добавлена 19.04.2012 Особенности конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Изучение условий осуществления депутатом своих полномочий.

реферат, добавлен 02.06.2014 Основные парламентские фракции Государственной думы России, ее структура. Властные полномочия и функции Государственной думы. Полномочия Председателя и комитетов Думы. Процедуры рассмотрения и принятия Государственной Думой проекта федеральных законов. контрольная работа, добавлен 14.12.2011 Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления.

РАСПРОДАЖА старинных книг из фонда Библиотеки

Конституционно-правовые аспекты ответственности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (Вопросы теории и практики).

Автореф. дис. канд. юрид. наук → Правовой статус Кандидатов в выборные органы, на выборные органы, на выборные муниципальные и государственные должности в Российской Федерации. Автореф.

Распространяется ли депутатская неприкосновенность на депутатов муниципального уровня?

Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации). Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации и статуса депутата органа местного самоуправления, а также из положений ее статей 71 (пункты «в», «о»), 72 (пункт «л» части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что федеральный законодатель, закрепляя особые условия привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста и обыска депутатов органов местного самоуправления в качестве гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, был вправе осуществить соответствующее регулирование в специальном законе, каковым является Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Это интересно:  Как перевести накопительную часть пенсии в ВТБ 24?

Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления

Федеральное законодательство об основных гарантиях избирательных прав допускает к участию в местных выборах иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования. Причем речь идет о реализации как активного, так и пассивного избирательного права. Главное условие его осуществления – наличие международного договора РФ с государством, граждане которого могут участвовать в муниципальных выборах. Срок полномочий депутата не может быть менее 2 и более 5 лет.

Достаточно скачать шпаргалки по государственному и муниципальному управлению — и никакой экзамен вам не страшен! Если возникла проблема Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой .

Следующий вопрос » Местная администрацияпредставляет собой исполнительно—распорядительный орган муниципального об Гарантии депутатской деятельности Гарантии депутатской деятельности делятся на несколько групп: 1) организационные гарантии принято связывать с обязанностями органов власти создавать необходимые условия для осуществления депутатом своих полномочий.; 2) социальные гарантии призваны обеспечить защиту прав и интересов депутата, связанных с возможными материальными издержками при осуществлении им своих обязанностей.

курсовая работа, добавлен 18.11.2011 Правила выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления. Гарантии деятельности. курсовая работа, добавлен 13.08.2010 Общая характеристика, понятие и основные черты статуса депутата местного Совета депутатов.

Неприкосновенность депутата: гарантия деятельности или личные привилегии

В юридической литературе, а также в правовой практике и самими депутатами давно отмечается дисбаланс между дополнительными гарантиями неприкосновенности депутатов и юридическими гарантиями нарушенных депутатом интересов других лиц, общества и государства, который влечет за собой нарушение принципа равенства всех перед законом.

Неприкосновенность депутата муниципального образования

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ И ВЫБОРНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А.А. Новиков, Ю.В. Митягин

В статье рассматриваются правовые основы института неприкосновенности, в частности в отношении депутатов и выборных лиц местного самоуправления. Автор подробно анализирует российское законодательство, связанное с правовым регулированием вопросов института неприкосновенности.

Ключевые слова: депутат, неприкосновенность, управление.

Дискуссии о неприкосновенности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления никогда не потеряют своей актуальности. И повод тому дают не только кабинетные размышления теоретиков, но и правоприменительная практика. Неприкосновенность – одна из важнейших правовых гарантий, которая позволяет отстаивать выборным лицам интересы населения и государства. Неприкосновенность можно определить как пакт (соглашение) между населением и их представителями на участие в государственном и местном управлении, обеспеченное защищенностью от каких бы то ни было посягательств со стороны иных лиц.

Как известно особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления установлены главой 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г . Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления принимается руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (ст. 448 УПК РФ).

Согласно ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения; должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах [1] . Однако определение, данное законодателем, не раскрывает в полной мере функциональное назначение указанных лиц местного самоуправления.

Более того, следует признать, что правовое регулирование вопросов института неприкосновенности, да и самой организации местного самоуправления, заложенная в законе 131-ФЗ, в данном случае оказалась реализованной не совсем удачно. И не случайно сегодня в Государственной Думе находятся несколько законодательных инициатив, направленных на изменение регулирования статуса выборных лиц местного самоуправления.

А.Н. Кокотов и А.С. Саломаткин в своем учебнике [2] указывают, что депутат — это лицо, избранное в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченное представлять в нем интересы избирателей, населения муниципального образования. Член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Статус члена выборного органа местного самоуправления имеет глава муниципального образования, избираемый непосредственно гражданами, входящий в состав представительного органа местного самоуправления и являющийся его председателем. Данный статус — лишь одна из его служебных ролей. Глава муниципального образования не только работает в составе представительного органа, руководя им, но и является высшим должностным лицом своего муниципального образования в целом. Указанные авторы полагают, что законодатель говорит о членах выборного, а не представительного органа. Это означает, что в муниципальных образованиях могут формироваться путем выборов не только представительные, но и другие коллегиальные органы местного самоуправления. На таких условиях может, например, формироваться контрольный орган. Представляется, что Европейская хартия местного самоуправления допускает даже образование коллегиальных исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, вроде имевших место в советский период российской истории исполкомов местных Советов. Однако на практике распространен лишь вариант обладания особым выборным статусом в составе представительных органов местного самоуправления. Поэтому ниже речь будет идти о членах только представительных органов местного самоуправления, чей статус аналогичен статусу депутатов этих представительных органов.

Закрепление гарантий прав депутатов и выборных лиц местного самоуправления в отношениях с правоохранительными органами должно быть направлено на обеспечение неприкосновенности. Неприкосновенность — одна из важнейших правовых гарантий их деятельности, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

В юридической литературе обычно акцентируется внимание лишь на общих положениях института депутатской неприкосновенности как неотъемлемого элемента статуса депутата, на особом порядке привлечения депутата к ответственности [3] . Вопросы о целесообразности применения, о содержании (объеме) института депутатской неприкосновенности затрагиваются лишь косвенно [4] .

Следует отметить, что депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах многих стран. Она выступает как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как защита от попыток преследования депутатов за их убеждения. Одним из существенных элементов правового статуса депутата является неприкосновенность, как гарантия депутатской деятельности.

В дореволюционной России вопрос о неприкосновенности депутатов стал широко обсуждаться после учреждения Государственной Думы. Н.И. Лазаревский отмечал, что под неприкосновенностью депутатов разумеют тот принцип, в силу которого арест члена палаты или возбуждение против него судебного преследования по какому бы то ни было поводу в течение сессии возможны не иначе как с согласия палаты. Палатой не обсуждается вопрос о виновности или невиновности депутата или о том наказании, которому он должен быть подвергнут. Палата должна ограничиться вопросом, представляется ли обвинение настолько обоснованным, что не возбуждает сомнений в своей добросовестности. Во всяком случае это право палат является вполне дискреционным в том смысле, что ни в одной Конституции не указано тех условий, при наличности которых палаты должны были бы давать свое согласие, равно как не существует инстанции, в которую подобное постановление палаты, дающей свое согласие или отказывающей в нем, могло бы быть обжаловано [5] .

По мнению Н.И. Лазаревского, разновидности в постановке вопроса о неприкосновенности депутатов состоят в том, что в одних странах воспрещается возбуждение преследования без специального на то разрешения палаты, в других воспрещается лишь ограничение или лишение свободы без такового разрешения, возбуждение же преследования, поскольку им свобода депутата не ограничивается, не ставится в зависимость от разрешения палаты. В некоторых странах существует правило, согласно которому в случае ареста депутата на месте преступления он должен быть освобожден и возбужденное расследование должно быть приостановлено на все время сессии, если палата этого требует, а правило, гласящее, что депутат не может быть подвергнут личному задержанию во время сессии без специального постановления об этом палаты, в некоторых странах получает дальнейшее развитие; так, предусматривается, что, если депутат подвергся личному задержанию в промежутке между сессиями, по требованию палаты он должен быть освобожден на время сессии.

Политическая цель института неприкосновенности, по мнению С.А.Корфа заключается в ограждении депутата от внешних влияний и воздействий, что объяснялось недоверием парламента к судебной и административной власти и попыткой оградить депутатов от необоснованных обвинений со стороны судебного или административного органа. Согласно этому, лишение депутата свободы и судебное преследование его могло происходить только с разрешения палаты. Важно отметить, что здесь имеется в виду не защита личных интересов депутата, а соблюдение интересов и функций парламента, вследствие чего депутаты не могли отказаться от иммунитета [6] .

Как отмечает О.Е. Кутафин неприкосновенность — одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов [7] .

Из истории данного вопроса в отечественном парламентаризме нам известно, что партия конституционных демократов в свое время внесла в первую Государственную Думу законопроект о неприкосновенности депутатов, который предусматривал, что во время сессии уголовное преследование депутатов может быть возбуждено лишь с согласия Думы. Согласия не требовалось для задержания при совершении преступления или тотчас после него. При этом Дума немедленно уведомлялась о таком задержании и могла отменить его. Уголовное преследование и всякие постановления о лишении свободы, изданные между сессиями, приостанавливались после открытия сессии до решения вопроса Думой [8] . Таким образом, правовой основой неприкосновенности депутатов Государственной Думы являлось учреждение (Постановление) Государственной Думы от 20 февраля 1906 г . Однако на гласных уездных и губернских земских собраний институт депутатской неприкосновенности в этот период не распространялся.

Первая Конституция (Основной Закон) РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г ., не закрепляла гарантий неприкосновенности депутатов. Лишь в октябре 1925 г . на II сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета XII созыва было принято Положение о членах ВЦИК, в соответствии с которым члены ВЦИК наделялись неприкосновенностью и не могли быть привлечены к судебной ответственности, подвергнуты аресту, задержанию, обыску без специального постановления Президиума ВЦИК [9] .

Утвержденная VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР 5 декабря 1936 г . Конституция (Основной Закон) СССР (ст. 52), а затем утвержденная 21 января 1937 г . XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов новая Конституция РСФСР (ст. 36) закрепили гарантии неприкосновенности депутатов соответственно Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, которые не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия своего Верховного Совета, а в период между сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета. Аналогичные статьи появились и в Конституциях находящихся в составе РСФСР автономных республик.

Это интересно:  Налогообложение Подарков Сотрудникам В 2019 Году

12 сентября 1957 г ., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено Положение о сельском Совете депутатов трудящихся, в котором (ст. 31) впервые депутатская неприкосновенность (невозможность привлечения к судебной ответственности или ареста без согласия сельского Совета, а в период между сессиями сельского Совета — без согласия исполкома сельского Совета) относилась и к депутатам сельских Советов.

В Законе РСФСР от 19 июля 1968 г . «О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся РСФСР» [10] , гарантии депутатской деятельности были расширены. В ст. 68 Закона устанавливалось, что депутат сельского, поселкового совета не мог быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении, организации или исключен из колхоза, а также не мог быть на территории совета привлечен к уголовной ответственности либо арестован без согласия сельского, поселкового совета, а в период между сессиями совета — без согласия его исполнительного комитета.

В отношении депутатов районного Совета депутатов, городского, районного в городе Совета аналогичные гарантии были закреплены в принятых 29 июля 1971 г . Законах РСФСР «О районном Совете депутатов трудящихся РСФСР» [11] и «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР» [12] .

Более подробно институт депутатской неприкосновенности устанавливался Законом РСФСР от 30 октября 1990 г . «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР». В статье 30 данного закона было установлено, что на территории соответствующего местного Совета депутат не мог быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета. Уголовное дело, а также производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое налагалась в судебном порядке, в отношении депутата могло быть возбуждено только прокурором соответствующего уровня или вышестоящим прокурором с согласия Совета. Кроме этого, Закон установил, что на территории соответствующего Совета не допускался привод и иное в какой бы то ни было форме задержание или ограничение свободы народного депутата, а также досмотр, обыск, выемка и арест его личных вещей, багажа, личного и используемого им транспорта, жилого и служебного помещений. Неприкосновенность распространялась и на переписку, средства связи, используемые депутатом, а также на принадлежащие депутату документы. Если после истечения срока депутатских полномочий лицу предъявлялись обвинения в нарушении Закона, допущенном в период его депутатской деятельности, то в этом случае использовался тот же порядок, что и в отношении народного депутата.

Законом подробно была урегулирована и процедура получения согласия на привлечение депутата местного Совета к ответственности (ст. 31). Для получения согласия Совета на возбуждение уголовного дела в отношении депутата, привлечение его к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, соответствующий или вышестоящий прокурор перед возбуждением уголовного дела либо административного производства, предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест вносил в соответствующий Совет представление. Совет рассматривал представление не позднее чем в месячный срок. При необходимости от прокурора могли быть истребованы дополнительные материалы. Депутат вправе был участвовать в рассмотрении вопроса о привлечении его к ответственности. Совет принимал мотивированное решение и в трехдневный срок извещал о нем прокурора.

При несогласии с решением местного Совета вышестоящий прокурор вправе был войти в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения и даче согласия на привлечение депутата к ответственности или на арест. Вышестоящий Совет мог отменить решение местного Совета и принять по представлению свое решение.

Прокурор, вносивший в Совет представление, обязан был в трехдневный срок со дня окончания производства по делу сообщить Совету о результатах расследования или рассмотрения дела.

Однако Конституция Российской Федерации 1993 г . в статье 98 закрепила лишь неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. В Конституции РФ нет положений о неприкосновенности депутатов и выборных лиц представительных и иных выборных органов местного самоуправления.

8 мая 1994 г . был принят Федеральный закон N 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии со ст. 19 Закона депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации не могли быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность была распространена также на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, а также на принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Такое понимание неприкосновенности послужило основанием для обращения Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности ряда положений указанного Закона. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г . по итогам рассмотрения данного дела указывалось, что установления ст. 98 Конституции Российской Федерации являются определенным исключением из общего конституционного принципа о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19). Это обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. По мнению Конституционного Суда РФ, неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции Российской Федерации, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществления им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости [13] .

Вместе с тем в Постановлении отмечается, что неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в подобных случаях влечет искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В итоге это означало бы неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19) и нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52 Конституции РФ).

Следует отметить, что еще при подготовке Закона СССР о статусе депутатов ( 1972 г .) активно обсуждался именно этот аспект депутатской неприкосновенности. Важность учета тесной взаимосвязи характера депутатской деятельности и допущенного депутатом правонарушения неоднократно отмечал в своих трудах А.А. Безуглов [14] . Эта позиция в разные годы была поддержана и другими авторами, которые подчеркивали главную особенность депутатской неприкосновенности как государственно-правового института — она не является личной привилегией депутата и устанавливается в интересах Совета и избирателей [15] . К сожалению, и в советский период, и в постсоветское время эта идея не нашла своего воплощения в законодательстве.

Вместе с тем, остается совершенно не исследованным вопрос о том, какие правонарушения считаются совершенными при исполнении депутатских полномочий, а какие нет? Не дает ответа на этот вопрос и указанное Постановление Конституционного Суда РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г . указывается, что закрепленная в ст. 98 Конституции РФ неприкосновенность является одной из основных гарантий деятельности депутата. Неприкосновенность депутата есть определенное исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария. Депутат может отказаться от принадлежащего ему права неприкосновенности лишь путем отказа от своего мандата. На сегодняшний день данная гарантия действует только в отношении парламентариев федерального и регионального уровня.

Вопрос о неприкосновенности депутата и выборных лиц местного самоуправления остается открытым. Согласно п. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении их уголовной или административной ответственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата устанавливаются федеральными законами.

Сам Закон непосредственно не регламентирует эти вопросы, но перечисляет те составляющие депутатской неприкосновенности, которые должны быть обязательно отражены в федеральном законодательстве. В частности, Закон устанавливает, что гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Кроме того, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе после истечения срока его полномочий [16] . Данное положение не распространяется лишь на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Если исходить из сохранения и совершенствования института неприкосновенности на муниципальном уровне, как это вытекает из текущего законодательства, то следует признать, что указанными лицами местного самоуправления осуществляется муниципальная деятельность особого характера, такая же, как и государственная деятельность членов парламента Российской Федерации, что выборные органы местного самоуправления испытывают такую же потребность в беспрепятственной деятельности, самостоятельности и независимости, как и органы государственной власти, поскольку, как указал Конституционный Суд РФ, именно эти обстоятельства обусловливают предоставление депутатам и выборным лицам местного самоуправления неприкосновенности.

Сегодня практика применения института неприкосновенности к участникам муниципальных правоотношений, показывает, что уголовные дела возбуждаются по фактам: уклонения от уплаты налогов; сокрытия доходов; незаконного предпринимательства; злоупотребления полномочиями; мошенничества; кражи; получения взятки.

Полагаю необходимым обратить внимание на один пример. Так в Твери был оглашен приговор в отношении 14 депутатов Тверской городской Думы во главе с ее председателем, обвиняемых в получении взяток на сумму 4 млн. руб.

Можно также обратиться и к другому решению суда. Так Тверским областным судом с участием при сяжных заседателей 5 декабря 2007 г . Б. осужден по п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к шести годам лишения свободы с лише нием права занимать выборные должности в представительных органах местного самоуправ ления сроком на три года.

Он признан виновным в том, что, являясь депутатом Тверской городской Думы, т.е. должно стным лицом, получал взятки за совершение дей ствий, которые входят в круг его служебных пол­ номочий, группой лиц по предварительному сговору: 26 декабря 2005 г . — за голосование в пользу ООО «Лазурьстрой» о внесении измене ний в решение Тверской городской Думы по по­воду введения единого налога на вмененный до ход для отдельных видов деятельности; 27 января 2006 г . — за голосование в пользу решения о спи сании с бухгалтерского учета административного здания строительной фирмы «Квартал».

Это интересно:  Постановка авто на учет в ГИБДД 2019 — полная инструкция + онлайн проверка юридической чистоты

В кассационных жалобах осужденный Б. и ад вокат в защиту его интересов просили изменить приговор как вынесенный вследствие неправиль ного применения уголовного закона. Оспаривая квалификацию действий, осужденный указывал на то, что не являлся должностным лицом, и по этому его действия не могли квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. Просил снизить назначенное наказание, считая его несправедливым.

Судебная коллегия по уголовным делам Вер ховного Суда РФ 29 мая 2008 г . приговор остави ла без изменения, указав, что Б. по итогам выбо ров был избран депутатом Тверской городской Думы. Что как депутат этого избранного органа представитель ной власти осужденный был наделен властными полномочиями и осуществлял законодательную власть, так как обладал правом принимать реше ния, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной принадлежности на территории г. Тве ри. Следовательно, он являлся должностным лицом коллегиального органа местного само­управления, осуществляющего представитель ные функции.

Доводы кассационных жалоб о том, что осуж денный не являлся должностным лицом и субъ ектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, Верховный Суд РФ не признал обоснованными по сле дующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 130 и 132 Конституц ии Российской Федерации местное самоуправ ление в Российской Федерации обеспечивает са мостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и рас поряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется, в том числе, через местные органы самоуправления. Органы местного само­ управления самостоятельно управляют муници пальной собственностью, формируют, утвержда ют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ч. 3 ст. 15 Закона Российской Феде­ рации от 28 августа 1995 г . № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ ния в Российской Федерации», действовавшего до 1 октября 2006 г ., с изменениями от 6 октября 2003 г ., и ст. 26 Закона Тверской области от 27 июня 1996 г . № 30 «О местном самоуправле­ нии в Тверской области» в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находились: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образова ния; определение порядка управления и распоря­жения имуществом, находящимся в муниципаль ной собственности; определение порядка при нятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и уч реждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учрежде ний.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г . № 131-ФЗ депутат является членом представительного органа муниципальн ого района, а именно членом выборного органа местного самоуправления, т.е. выборным долж ностным лицом органа местного самоуправле­ ния, сформированного на муниципальных выбо рах. Анализ приведенного выше законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления позволил суду первой инстанции сделать правомерный вывод о том, что депутат Тверской городской Думы обладал правом при нимать и принимал в пределах своей компетен ции решения, обязательные для исполнения гра жданами и организациями, т.е. выполнял функ ции представителя власти, а потому в соответст вии с Примечанием к ст. 285 УК РФ он являлся должностным лицом.

Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ, в том числе и в ст. 290 УК РФ, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции предста­ вителя власти либо выполняющие организаци­ онно-распорядительные, административно-хо зяйственные функции в государственных орга нах, органах местного самоуправления, государ ственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Феде­ рации, других войсках и воинских формировани ях Российской Федерации.

Суд действиям Б. дал правильную юридиче­ скую оценку, и они квалифицированы по п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ по признаку совершения пре­ ступления группой лиц по предварительному сговору. Поэтому приговор в отношении осужденного Б. является законным, обоснованным и справед ливым. Вот такова позиция Верховного Суда РФ.

Как видно из приведенного примера это правонарушение было совершено депутатом непосредственно путем исполнения своих полномочий.

Автор полагает, что в условиях местного самоуправления институт неприкосновенности не теряет свое политико-правовое значение как в случае совершения правонарушения при исполнении депутатом своих полномочий, так и тем более во всех других случаях, когда совершенное правонарушение вообще не имеет отношения к депутатской деятельности.

Сохранение института неприкосновенности на муниципальном уровне в современных условиях не должно восприниматься как средство ухода от уголовной и административной ответственности.

Боле того избрание депутатом и выборным лицом местного самоуправления должно восприниматься как бескорыстное служение интересам населения, а не как средство улучшения своего материального положения.

Полагаем, что возбуждение уголовного дела в отношении депутата или члена выборного местного самоуправления без учета мнения представительного или иного выборного органа, депутатом или выборным лицом которого он является, не согласуется с положениями Конституции РФ. В федеральном законодательстве должна быть воспроизведена норма, согласно которой депутат и выборные лица местного самоуправления могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь с согласия соответствующего представительного или иного выборного органа. Более того, при привлечении указанных лиц местного самоуправления к административной ответственности гарантии на федеральном уровне вообще отсутствуют, поэтому такое положение необходимо исправлять.

[1] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г . N 131-ФЗ

[2] Кокотов А.Н., А.С. Саломаткин Муниципальное право России. М., 2005.

[3] Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004; Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации (правовые вопросы формирования компетенции и организации работы). М., 2001; Бекетова С.М., Скрынников Б.М. Правовое регулирование депутатской неприкосновенности на региональном уровне // Журнал российского права. 1998. N 10/11.

[5] Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. 1. С. 517, 519.

[7] Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве РФ. М., 2004. С. 16.

[9] СУ РСФСР. 1925. N 87. С. 643.

[10] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1968. N 30. Ст. 1148.

[11] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. N 31. Ст. 653.

[12] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. N 31. Ст. 654.

[13] Собрание законодательства РФ. 1996. N 9. Ст. 828.

[14] Безуглов А.А. Советский депутат. М.: Юрид. лит., 1971. С. 175 – 179.

[16] Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации. N 154-ФЗ и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. По старому закону (пункт 7 статьи 18): «Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления).

К сожалению, в системе местного самоуправления институту депутатской неприкосновенности законодателем уделяется самое незначительное на сегодняшний день внимание. В нормативно-правовых актах, регулирующих статус депутата Государственной Думы, смысл понятия «депутатская неприкосновенность» раскрывается более широко.

Так, согласно ч. 1 ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

В чем заключается неприкосновенность депутата

Проблема неприкосновенности весьма актуальна. Особенность статуса в том, что является представителем народа, представляет его интересы в парламенте и как должностное лицо должно быть защищено от неоправданного преследования по различным мотивам.

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцати летнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения. На должность может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет.

Депутаты местного самоуправления

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета. Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления

В частности, в соответствии со ст.

488 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении либо привлечение его в качестве обвиняемого принимается прокурором субъекта РФ. Без его согласия в отношении депутата местного самоуправления не могут быть избранны предусмотренные УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, а так же не может быть применена такая предусмотренная КоАП РФ мера административного наказания, как арест.

Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления

Страховые суммы выплачиваются в случаях гибели (смерти) депутата, причинения ему увечий или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий. 3. Гарантии трудовых прав направлены на защиту их интересов как субъектов трудовых отношений.

Трудовые гарантии распространяются на срок полномочий депутата, а также на последующую служебную деятельность по окончании выполнения лицом депутатских обязанностей.

Депутатская неприкосновенность муниципального депутата

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности.

его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Муниципальный управляющий

ч. по истечении срока их полномочий.

Данное положение не распространяется на случаи, когда, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Данную гарантию можно назвать «гарантией свободы слова», однако, поскольку она напрямую связана с освобождением депутата от юридической ответственности, ее также можно рассматривать как составную часть депутатской неприкосновенности.

Статья написана по материалам сайтов: urist-rostova.ru, thsp.ru, vash-yurist102.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий