+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Градостроительный кодекс РФ действующий в 2019

Градостроительный кодекс РФ №190-ФЗ с изменениями в последней редакции от 3 августа 2018 года.

Изменения от 03.08.2018 №312-ФЗ, №321-ФЗ, №330-ФЗ, №340-ФЗ, №341-ФЗ, №342-ФЗ вступают в действие с 1 января 2019 года.

Данные изменения в градостроительном кодексе будут актуальны до 1 июля 2019 года, когда вступят в действие изменения от 27.12.2018 N 538-ФЗ.

Общие положения:

Градостроительный кодекс — это Федеральный закон 190-ФЗ, который регулирует вопросы касающиеся градостроительной деятельности.

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий

Смотреть и распечатать актуальный в 2019 году Градкодекс РФ

Новые изменения в Градостроительный Кодекс 2019

С 4 августа 2018 вступили в действие нормы нового Федерального закона от 3 августа 2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенно упростившие процедуру оформления прав на объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Какой объект относится к категории ИЖС?

Это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенном для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Новый порядок существенно упрощает процедуру строительства. Для ИЖС теперь не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод.

Застройщик направляет в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта. При этом установлено, что право устанавливающие документы на земельный участок, являющиеся приложением к такому уведомлению, могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия.

В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган проводит проверку указанных в уведомлении параметров ИЖС установленным требованиям и выдает заявителю уведомление о соответствии и допустимости размещения ИЖС (либо о несоответствии и (или) недопустимости размещения).

Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для выдачи уведомления о несоответствии объекта, а также определены требования к содержанию такого уведомления (п.п. 10, 11 ГрК РФ). Данное уведомление уполномоченный орган обязан направить также в орган государственного строительного надзора, в орган государственного земельного надзора или орган муниципального земельного контроля, орган охраны объектов культурного наследия (если строительство объекта планировалось в границах территории исторического поселения).

Получив уведомление уполномоченного органа, застройщик вправе осуществлять строительство или реконструкцию ИЖС в течение 10 лет со дня направления уведомления о планируемом строительстве.

Нормами закона предусмотрена обязанность застройщика в течение одного месяца со дня окончания строительства ИЖС подать (направить) в уполномоченный орган уведомление об окончании строительства или реконструкции такого объекта.

В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган проводит проверку соблюдения при строительстве установленных законом требований и направляет застройщику уведомление о соответствии/несоответствии построенного или реконструированного ИЖС требованиям законодательства.

Важно отметить, что теперь лицо, построившее ИЖС, не должно обращаться в орган регистрации прав: объект будет поставлен на кадастровый учет и права на него зарегистрированы при обращении органа местного самоуправления в орган регистрации прав (в срок не позднее 7 рабочих дней). Единственное требование к будущему собственнику ИЖС – это подготовить пакет документов и оплатить государственную пошлину.

Обращаем внимание лиц, которые уже построили дом!

До 1 марта 2019 года допускается осуществление учета и регистрации на ИЖС без направления уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.

В случае, если до 04 августа 2018 года подано заявление о выдаче разрешения на строительство ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со ст. 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 04.08.2018) и направление уведомления о планируемых строительстве или реконструкции ИЖС не требуется.

Если разрешение на строительство ИЖС получено до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Сведения об ИЖС, за исключением сведений о местоположении ИЖС на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч. 11 ст. 24 Закона о регистрации (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Ключевые изменения Градостроительного и Земельного кодексов

Документ направлен на правовое регулирование вопросов, связанных с градостроительной деятельностью, а также с установлением зон с особыми условиями использования территорий, определением их режима и установлением их границ.

Федеральный закон в значительной степени затрагивает деятельность Главгосэкспертизы России. Так, в документе предусматривается оптимизация состава проектной документации, Минстрой России наделяется полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению, предусматривается включение в предмет экспертизы проектной документации проверки достоверности определения сметной стоимости. Указанные изменения будут способствовать оптимизации данных процедур и снижению затрат на их проведение.

Целый ряд изменений вносится в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

1. Уточняется понятие «объект капитального строительства» и вводится понятие «некапитальное строение» (статья 1 Кодекса).

К объекту капитального строительства будут отнесены здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

К некапитальным строениям, сооружениям — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Это интересно:  Брачный договор может быть признан недействительным: все «Если»

Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

2. Уточняются полномочия Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 5.1 статьи 6 Кодекса) в части указания на то, что такая экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями). Указанные изменения обусловлены необходимостью приведения норм, касающихся полномочий Российской Федерации в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими полномочия Российской Федерации по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

3. Уточняются требования к составу и содержанию разделов проектной документации.

Изменения, направленные на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации (части 12 и 13 статьи 48 Кодекса излагаются в новой редакции), определяют объем проектной документации, но не вводят строгих ограничений по составу и содержанию ее разделов, фактически предусматривают расширение компетенции Правительства Российской Федерации в данной области, путем указания в части 13 статьи 48 Кодекса на то, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции с учетом отдельных особенностей.

Изменения частей 12 и 13 статьи 48 Кодекса вступают в силу с 1 июля 2019 года.

При этом следует учитывать, что пунктом 53 статьи 26 Федерального закона установлено, что в случае, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством Российской Федерации требований к составу и содержанию разделов проектной документации в соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона), но не ранее чем 1 января 2016 года, внесение изменений в такую проектную документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы такой проектной документации, не требуется.

4. Исключается необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проведения капитального ремонта за счет бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в объеме сметы на строительство).

В данном случае застройщику предоставляется возможность разработки иных разделов проектной документации в инициативном порядке.

Норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

5. Минстрой России наделяется полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства).

Также, статья 48 Кодекса дополняется новой частью 12.3, устанавливающей необходимость указания в проектной документации и задании на проектирование сведений об объекте в соответствии с классификатором объектов капитального строительства.

Норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона требование об указании в задании на проектирование и в проектной документации сведений об объекте капитального строительства в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого реестра), установленное частью 12.3 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона), не подлежит применению до утверждения такого классификатора.

6. Изменяется предмет экспертизы проектной документации, установленный частью 5 статьи 49 Кодекса.

Согласно новой редакции данной нормы предмет экспертизы дополняется оценкой соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование (с учетом установленных статьей 49 Кодекса исключений в отношении проектной документации отдельных объектов).

Кроме того, в предмет экспертизы также включается проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Кодекса (строительство за счет бюджетных средств и средств государственных компаний и корпораций, капитальный ремонт за счет указанных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации).

Данные нормы вступают в силу с 1 января 2019 года.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона проведение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в отношении проектной документации, представленной на государственную экспертизу или проверку достоверности определения сметной стоимости строительства до 1 января 2019 года, и выдача соответствующих заключений осуществляются в порядке, установленном Кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона).

Кроме того, пунктом 4 указанной статьи Федерального закона определено, что до 1 января 2020 года государственная экспертиза на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводится экспертами, имеющими в соответствии с Кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона) право на осуществление проверки достоверности определения указанной сметной стоимости. В этом случае при проведении государственной экспертизы проектной документации на указанный предмет положение части 4.6 статьи 49 Кодекса не применяется.

7. Отменяется обязательность проведения экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Из части 3 статьи 49 Кодекса исключаются положения, регламентирующие устанавливающее специальное предписание по проведению экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Это интересно:  Изменения в законе об оружии в 2019 году

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

Одновременно нормой пункта 1 части 3.3 статьи 49 Кодекса в редакции Федерального закона устанавливается, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

Изменения в часть 3.3 статьи 49 Кодекса вступают в силу с 1 января 2019 года.

8. Изменяется режим конфиденциальности для сведений и документов, представленных на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Норма, введенная частью 5.4 статьи 49 Кодекса, вводит исключение в режиме обеспечения конфиденциальности сведений проектной документации, представленной на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, устанавливающее, что указанный режим не распространяется случаи включения таких сведений (информации) в государственные информационные системы, в том числе единый реестр.

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

9. Уточняется порядок признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией (статья 48.2 Кодекса).

Предусматриваются конкретные условия, при соблюдении которых проектная документация может быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

Также устанавливается, что органы, осуществляющие строительство за счет бюджетных средств, с момента размещения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в едином реестре получают право безвозмездного использования такой документации, а также обязанность ее использования для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту.

При этом Минстрой России наделяется полномочием по утверждению критериев «аналогичности» (критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования).

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

10. Одновременно упраздняется институт модифицированной проектной документации (признается утратившей силу часть 5 статьи 48.2 Кодекса, соответствующие правки внесены в статью 49 Кодекса).

Все изменения, которые вносятся в статью 48.2 Кодекса, вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

11. Корректируются положения, регулирующие создание и ведение единого реестра (статья 50.1 Кодекса).

Уточнена редакция части 1 статьи 50.1 Кодекса в целях исключения правовой неопределенности в части установления состава документов и сведений, подлежащих включению в единый реестр.

Новая часть 1.1 данной статьи предусматривает, что в единый реестр не подлежат включению сведения и документы, предусмотренные частью 1 указанной статьи, в случаях, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Часть 2 статьи 50.1 Кодекса дополняется положением об обязательности ведения единого реестра с использованием соответствующей федеральной государственной информационной системы.

Часть 4 статьи 50.1 Кодекса дополняется возможностью взимания платы за предоставление документов и сведений, включенных в единый реестр и не являющихся общедоступными. При этом указывается, что размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Минстроем России.

Положения Федерального закона, связанные с внесением изменений в статью 50.1 Кодекса вступают в силу с момента опубликования Федерального закона.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 57 статьи 26 Федерального закона положения части 7.1 статьи 49 Кодекса о запрете выдачи заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в единый реестр не применяются к заключениям экспертизы, подготовленным в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных для проведения такой экспертизы до начала ведения единого реестра.

Данная норма также вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

12. Уточняется статья 60 Кодекса, регулирующая вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

В пункт 4 части 5 статьи 60 Кодекса, определяющий возможность предъявления регрессных требований к организации, которая провела экспертизу проектной документации, вносится изменение, ограничивающее объем оснований причинения вреда несоответствием проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса (предмет экспертизы), то есть требованиям безопасности, без учета требований по определению сметной стоимости объекта капитального строительства. Норма вступает в силу 1 января 2019 года.

Из указанных оснований также исключается причинение вреда в результате применения обоснования безопасности опасного производственного объекта при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности такого обоснования.

Новым пунктом 4.3 статьи 60 Кодекса установлено, что ответственность за вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, связанный с применением экономически эффективной проектной документации повторного использования, несет экспертная организация, выдавшая соответствующее заключение.

Нормы вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон также вносит ряд изменений в другие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так документ предусматривает признание утратившими силу норм, касающихся создания и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий (изменения в статье 47 Кодекса). Указанный фонд не был создан, при этом в соответствии с вносимыми в Кодекс изменениями в порядок формирования и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) сведения о результатах инженерных изысканий и материалах инженерных изысканий будут содержаться в ГИСОГД (статья 57 Кодекса).

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019 года.

Помимо указанного Федеральный закон также предусматривает значительные изменения в порядке ведения ГИСОГД (статьи 56 и 57 Кодекса). Указанные изменения также вступают в силу с 1 января 2019 года.

Это интересно:  Прощение долга одаряемого

Федеральный закон также вносит изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем дополнения его статьями 32 и 33, аналогичными статьям 110.1 и 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях установления единообразных требований при закупке товаров, работ, услуг в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства, а также установления особенностей заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, как для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так и для обеспечения нужд отдельных юридических лиц (государственных компаний и корпораций).

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019 года.

В целях установления единых подходов к правовому регулированию установления зон с особыми условиями использования территории и ограничений использования земельных участков, расположенных в таких зонах, Земельный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Зоны с особыми условиями использования территории».

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Может быть установлено 28 видов зон с особыми условиями использования территорий.

Положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий утверждает Правительство Российской Федерации (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

Также Земельный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, регламентирующими особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий (статья 57.1).

Данные положения вступают в силу с момента опубликования Федерального закона.

Федеральный закон разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с В.В. Путиным» от 15 июня 2017 г. № Пр-1180, по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 22 июня 2017 г. от 9 июля 2017 г. № Пр-1329, а также ряда поручений Правительства Российской Федерации.

Новая редакция Градостроительного Кодекса РФ с изменениями на 2019 год

Градостроительный кодекс или ФЗ №190 ориентирован, прежде всего, на государственных и муниципальных служащих. Однако его необходимо знать физическим и юридическим лицам, занимающимся возведением объектов на территориях населённых пунктов.

Градостроительные отношения

Название ФЗ №190 отражает суть документа лишь отчасти. В соответствии с его нормами, конечно, строят города. Однако функции этого документа выходят далеко за пределы формирования поселений. ГрК РФ регулирует взаимоотношения, которые возникают по поводу:

  • планирования развития селитебных территорий;
  • деления этих территорий на зоны в соответствии с предназначением;
  • проектирования строений, коммуникаций и придомовых территорий;
  • строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

Это означает, что объектами взаимоотношений являются территории, предназначенные для формирования населённых пунктов, а так же размещаемые на них здания и сооружения различного назначения. Субъектами права в этом случае являются исключительно органы государственной и муниципальной власти различного иерархического уровня (ст. 5 ГрК РФ). Эти субъекты осуществляют планирование, зонирование, дают разрешение на строительство, а так же контролируют его ход в соответствии с утверждённым проектом.

Планирование и проектирование

На этих двух понятиях основана вся нормативная база градостроительных отношений. Территориальное планирование (ТП), рассмотренное в главе 3, представляет собой определение перспектив развития земель, отнесённых к ведению федеральных или региональных органов государственной власти, а так же муниципалитетов.

Результатом процесса ТП является разделение территории на зоны с различными функциями, а так же определение мест строительства объектов. Каждая такая зона имеет свои границы и градостроительные регламенты. При этом переводить земельные участки из одной категории в другую запрещается.

Документальным результатом ТП считается схема. Её подготовка проводится по инициативе высшего исполнительного органа одного или нескольких субъектов РФ. Объектом планирования может быть вся территория субъекта или только её часть.

Термин «проектирование» в данном кодексе используется преимущественно в архитектурно-строительном контексте (глава 6 ГрК РФ). Проект конкретного объекта утверждается уполномоченными органами, после чего он приобретает статус документа, по которому сверяются все действия строителей и людей, принимающих здание в эксплуатацию.

Таким образом, планирование развития территорий и проектирование объектов выполняют функции обеспечения рациональности использования земельных ресурсов и обеспечения безопасности жизни людей.

В связи с тем, что градостроительная деятельность обеспечивается преимущественно саморегулируемыми организациями, их функционированию посвящена отдельная глава ГрК РФ. В ней содержатся нормативы, которые определяют статус и виды СРО, регламент их деятельности, стандарты обязательных документов.

Несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФ является основой деятельности государственных и муниципальных органов власти, его нормативы касаются каждого жителя поселений любого ранга. ФЗ №190 позволяет жителям населённых пунктов отстаивать свои права на комфортную среду жизни, участвуя в общественных слушаниях по поводу проектов зонирования территории или строительства отдельных объектов.

Статья написана по материалам сайтов: msarh.ru, gge.ru, grkodeksrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector