+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Гарантии деятельности Президента Российской Федерации. Администрация

Президента Российской Федерации. Совещательные и вспомогательные органы при

Президенте Российской Федерации.

Основной гарантией деятельности Президента РФ является неприкосновенность. (ст. 92 КРФ)

В текущем законодательстве нет трактовки неприкосновенности Президента. Поэтому можно руководствоваться по аналогии нормами, касающимися неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Неприкосновенность Президента следует понимать как неприкосновенность его личности. В отношении Президента никто не может применять меры физического или психического насилия. Его нельзя задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу либо личному досмотру ни под каким предлогом. Неприкосновенность распространяется на занимаемые Президентом жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президента нельзя — против его воли — подвергнуть медицинскому осмотру, навязать ему какой-то режим жизни, питания, досуга и вообще времяпрепровождения.

Действующего Президента нельзя привлечь к уголовной, административной и вообще к какой-либо юридической ответственности. Конституция РФ (ст. 93) допускает такую меру конституционно-правовой ответственности Президента, как отрешение от должности. Основаниями для применения такой меры могут быть совершенные им государственная измена или иное тяжкое преступление, а процедура привлечения к ответственности является весьма сложной.

Меры по охране личности Президента закреплены в Федеральном законе от 27 мая 1996 г. «О государственной охране».

Государственная охрана осуществляется на основе следующих мер:

1) предоставления объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;

2) осуществления в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;

3) проведения охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;

4) поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах (ст. 4).

Президенту со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме перечисленных мер. Президент в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока полномочий Президента государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.

Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

Состав: Руководитель, первого заместитель, два заместителя Руководителя, помощников Президента, включая помощников Президента — начальников управлений, руководителя протокола, пресс-секретаря, полномочных представителей в федеральных округах, полномочных представителей в Совете Федерации Федерального Собрания, Государственной Думе Федерального Собрания, Конституционном Суде, Уполномоченного при Президенте по правам ребенка, советников Президента Российской Федерации, старших референтов, референтов и иных должностных лиц.

В Администрации существуют самостоятельные подразделения.

Правовой статус Президента Российской Федерации

Правовой статус Президента Российской Федерации.

1. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ.

Статус Президента РФ относится к числу конституционно-правовых статусов, хотя отдельные его элементы закрепляются нормами иной отраслевой принадлежности, в частности, нормами административного права. Дело в том, что конституционно-правовую природу имеют основные элементы статуса Президента. Конституционно-правовую природу имеют многие гарантии деятельности Президента РФ, такая мера ответственности, как отрешение Президента от должности, а также ряд элементов, непосредственно связанных со статусом Президента РФ. Например, основания и порядок обретения и утраты статуса Президента.

Институт российской президентуры имеет сложную внутреннюю структуру, которая, как видится, включает группы материальных и процессуальных норм, закрепляющих:

– избрание Президента РФ (в части норм, определяющих требования, предъявляемые к кандидату в Президенты РФ);

– основания и порядок вступления лица в должность Президента РФ;

– ценностно-функциональное предназначение Президента РФ, его место в системе государственных и общественных связей;

– полномочия, позитивные права Президента РФ и порядок их осуществления;

– гарантии деятельности Президента РФ и порядок их обеспечения;

– основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ;

– основания и порядок временного исполнения полномочий Президента РФ;

– ответственность Президента РФ и порядок ее применения;

– гарантии бывшему Президенту РФ. Каждая из этих групп образует (способна образовать) субинституты в составе института российской президентуры.

Можно утверждать, что с формально-юридических позиций ни одному федеральному органу государственной власти не уделено столько места и не придаётся столь большого значения как Президенту России в Конституции Российской Федерации. И в этом смысле следует согласиться с утверждением Т.Я. Хабриевой и В.Е. Чиркина о доминировании президента в системе управления Российским государством.

Как пишет М.А. Краснов: В политико-правовом плане естественность титула главы государства для президента объяснима. Политическая необходимость этой фигуры вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти не могут (во всяком случае, в нынешних условиях) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти – подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных (а точнее, неизбежных) тупиковых ситуаций, не всегда имеющих форму правового спора. Тем самым президент обеспечивает необходимое единство государственной власти, сохраняя при этом разделение властей. Иными словами, институт президента призван обеспечивать прежде всего устойчивость механизма властвования».

Гарантиями деятельности Президента России является система условий, средств и способов, обеспечивающих правовые возможности для реализации полномочий, которыми он наделен. Гарантии являются необходимым элементом статуса Президента Российской Федерации, так как позволяют осуществлять ему свою деятельность независимо от чьего-либо воздействия, материальных и иных условий. Представляется, что в число специальных гарантий деятельности Президента РФ необходимо включать его «служебные» права (права по «службе»), определяемые в настоящее время в значительной степени им самим.

Правовое положение президента в отличие от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый Конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответственности президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха.

Конституцией Российской Федерации, установлено, что Президент Российской Федерации (вкупе с Правительством Российской Федерации) обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (статья 78/4), что не имеет место в отношении органов федеральной законодательной и судебной властей.

Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Очень важными являются полномочия Президента РФ по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти. В этой сфере Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (по предложению главы Правительства РФ), назначает выборы в Госдуму, а также распускает Госдуму в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

Президент РФ как глава государства вправе оценивать деятельность подотчетных ему органов (Правительства, Совета безопасности, администрации) с точки зрения защиты ими прав и свобод человека и гражданина, а также тех структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначениях (Генеральный прокурор РФ, высшие суды РФ). Как глава государства он вправе отстранить от должности любых подотчетных ему должностных лиц и назначить новых. Эти его назначения и отстранения от должности не требуют утверждений какими-либо другими государственными органами.

Президент имеет право вносить предложения о поправках к Конституции, о проектах законов, затрагивающих вопросы правового положения граждан. Президент активно совместно с Правительством участвует в подготовке проекта государственного бюджета, а следовательно, оказывает влияние на социальное положение граждан Российской Федерации, реализацию их социально-экономических прав.

Глава государства должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент взаимодействует с Государственной думой, Советом Федерации, Конституционным судом и другими высшими судами РФ, Генеральным прокурором, Председателем Правительства. Ввиду того, что Президент выведен из системы трех ветвей власти, он явно возвышается над ними, оказывая на их деятельность существенное воздействие, что ослабляет контроль за деятельностью самого Президента и его администрации; ставит главу государства в полностью независимое и неподконтрольное другим органам государственной власти положение. В настоящее время Президент России активно взаимодействует не только с федеральными органами, но и с органами государственной власти субъектов РФ.

Подчеркнем, что Президент Российской Федерации как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию Российской Федерации, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.

2. Порядок избрания Президента российской Федерации

Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов Президента, содержатся в ст. 81 Конституции РФ, а их детализация – в Федеральном законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Назначает выборы Президента РФ Совет Федерации. Если он эту обязанность не выполняет, то выборы назначает Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК). Днем голосования по общему правилу является второе воскресенье месяца, в котором проводились предыдущие выборы Президента РФ шесть лет назад и в котором Президент РФ был избран (а в случае досрочных выборов – последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президентом РФ).

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и т. п. имеет один голос. Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованиям:

– иметь гражданство РФ (приобретенное по любому основанию;

– быть не моложе 35 лет (предельный возраст законодательство не устанавливает; по Конституции 1978 г. кандидат не мог быть старше 65 лет);

– постоянно проживать в Российской Федерации не менее десяти лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).

Президентом РФ, помимо общих ограничений избирательных прав, не может быть избран гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока и этот срок ко дню голосования не истек, а также на досрочных выборах – гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента РФ и прекративший исполнение полномочий досрочно вследствие добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия или отрешения от должности. Других ограничений пассивного избирательного права (по образованию, знанию языка, вероисповеданию, полу, национальности, наличию судимости, уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, и т. д.) законодательство не устанавливает.

Выдвижение кандидатов возможно:

– политическими партиями, избирательными блоками, при этом партия, блок могут выдвинуть только одного кандидата, в том числе и не являющегося членом данной партии или партий и объединений, входящих в избирательный блок;

Это интересно:  Утеря паспорта РФ – что делать и как восстановить паспорт гражданина РФ

– в порядке самовыдвижения, т. е. самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.

Регистрацию кандидатов осуществляет ЦИК после проверки собранных в поддержку кандидата не менее чем 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей, т. е. предварительную поддержку кандидат должен получить как минимум в 40 российских регионах (примерно в половине). От сбора подписей освобождаются политические партии и избирательные блоки, допущенные к распределению депутатских мандатов на ближайших предшествующих выборам Президента РФ выборах депутатов Государственной Думы. Регистрация кандидатов на должность Президента РФ на основании избирательного залога не предусматривается. Выборы Президента РФ могут быть только альтернативными: если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, то выборы по решению ЦИК откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. По одной кандидатуре возможно повторное голосование, если после выбытия всех зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат, но и в этом случае единственный кандидат будет избранным Президентом РФ при условии получения не менее 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу, результаты выборов определяет ЦИК. Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50 % плюс один голос), принявших участие в голосовании. При этом порог явки избирателей, для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50 % от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом. Если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами, будет меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов, а также если из двух зарегистрированных кандидатов ни один не получил более 50 % голосов избирателей, выборы признаются несостоявшимися. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (второй тур) по двум лучшим кандидатурам, т. е. получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Если ко дню повторного голосования один из них выбывает, то в борьбу за пост Президента РФ включается следующий по числу полученных в первом туре голосов кандидат.

Обязательного порога явки при повторном голосовании не устанавливается, и победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов, но при условии, что количество голосов, поданных за него, больше количества голосов, поданных против всех кандидатов. Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, то назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно.

Основаниями досрочного прекращения полномочий являются:

– отставка, т. е. добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом;

– стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; конкретизации этого основания (условий и процедуры определения стойкой неспособности ни Конституция РФ, ни специальное законодательство не содержат);

– отрешение от должности.

3. Компетенция Президента Российской Федерации

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету, его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

– представительская функция: будучи главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.);

– функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;

– обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;

– определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в несколько групп:

1. Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц:

– назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;

– принятие решения об отставке Правительства РФ;

– назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);

– представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

– представление в Совет Федерации кандидатур для назначения на должности судей высших судебных инстанций и Генерального прокурора РФ;

– внесение предложений (соответственно в Государственную Думу и в Совет Федерации) об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора РФ;

– представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты РФ;

– назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ.

2. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти:

– назначение выборов депутатов Государственной Думы;

– право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;

– назначение федерального (а в определенных ситуациях и регионального) референдума;

– обладание правом законодательной инициативы;

– промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ;

– обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (в современной российской практике имели место также специальные бюджетные послания Президента РФ к Федеральному Собранию);

– право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

– использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти (включая обращение в суд для разрешения спора);

– отмена актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения вопроса соответствующим судом).

3. Полномочия в области внешней политики:

– осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

– издание актов о признании иностранных государств, установлении отношений;

– ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

– подписание ратификационных грамот;

– принятие верительных и отзывных грамот представителей, которые аккредитуются при главе государства;

– назначение и отзыв представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания).

4. Полномочия в области обороны и безопасности:

– утверждение военной доктрины;

– назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

– формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;

– выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ;

– введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения или чрезвычайного положения. Указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации;

– направление предложения Совету Федерации об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.

5. Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности:

– решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;

– учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств государственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;

Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществляет посредством издания актов в двух формах: указ и распоряжение. Если указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами (хотя они могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности и т. п.), то распоряжения – это акты организационного, индивидуального характера. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, они обладают большей юридической силой по отношению к актам Правительства РФ, ведомственным актам, актам региональных органов государственной власти (изданных по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов).

Определяя место правовых актов Президента РФ в системе источников национального права, следует подчеркнуть, что они (акты Президента) не должны противоречить принятым, имеющимся федеральным конституционным законам и федеральным законам; осуществляя регламентарную власть, Президент РФ может издавать свои акты и в отсутствие закона (который пока не принят, или не должен быть принят в принципе, исходя из концепции разделения власти).

Поскольку Президент РФ – не только должностное лицо, но и орган государственной власти, для реализации своих полномочий он имеет достаточно обширный аппарат, включающий как предусмотренные Конституцией РФ государственные органы и должностных лиц – Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах, на международной арене и т. д.), так и не предусмотренные Конституцией РФ, которые, тем не менее, не являются неконституционными, поскольку сформированы Президентом РФ в рамках своих конституционных полномочий, – Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией, Совет по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека; многочисленные комиссии.

4. Процедура отрешения Президента РФ от должности

В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Вместе с тем правовое регулирование деятельности Президента РФ на данный момент не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности и требует наиболее тщательной регламентации. Сохранение недостатков названного регулирования определяется, наряду с другими причинами, недостаточной научной проработанностью вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса.

Рис. 1. Процедура отрешения президента от должности

Регламентируя различные ситуации, связанные с пребыванием Президента РФ у власти, Конституция также предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения полномочий: отставку, стойкую неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия и отрешение от должности.

В Конституции РФ не определён порядок отставки Президента и прекращения полномочий в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья. Отрешения Президента от должности – наиболее урегулированная процедура, о которой кратко говорится в ст. 93 Конституции Российской Федерации и более детально – в регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Вместе с тем все основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента традиционно разделяют на два вида. К первому относятся обстоятельства, наступающие по инициативе и согласно волеизъявлению самого Президента. Ко второму – обстоятельства, не зависящие от воли Президента. Если пользоваться делением оснований на данные группы, то получится следующая схема: к первой группе оснований относится: отставка; вторая представлена стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия и отрешением от должности.

Под отставкой понимается добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному заявлению. Вопрос в том, каким образом реализуется отставка? По всей видимости, в законе должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли, мотивы, побудившие Президента принять такое решение. Такие мотивы могут носить личный характер – преклонный возраст, состояние здоровья; политические: несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т.д.

Это интересно:  В Кремле запустили всероссийский конкурс по отбору в кадровый резерв управленцев

Конституция РФ не предусматривает процедуры «принятия» или «непринятия отставки Президента; не регулирует процедуру отставки – перед кем Президент должен заявить о своей отставке: с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, обстоятельство невозможности по каким-либо причинам взять на себя исполнение полномочий Президента. Следует отметить целесообразность правового урегулирования такого рода вопросов.

В законодательстве нет ответа на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности президента РФ выполнять свои обязанности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д.

Еще одним основанием досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ является отрешение от должности. Принцип разделения властей в любом государстве предполагает взаимодействие и взаимозависимость органов, составляющих различные ветви государственной власти.

Общепринятым средством воздействия органов одной ветви государственной власти на органы другой ветви является предоставление права распускать орган либо отрешать от должности его должностных лиц.

В системе сдержек и противовесов в нашей стране такое право предоставлено и Президенту, и парламенту. Отрешение Президента от должности – высшая форма ответственности Президента.

Процедура отрешения имеет две стадии:

1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Обвинение против Президента должно быть подтверждено заключение Верховного Суда РФ.

2) Решение об отрешении Президента РФ от должности носит другая палата парламента – Совет Федерации – двумя третями голосов от общего числа членов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Вместе с тем Совет Федерации делает запрос в Конституционный суд РФ о соблюдении вопросов процедурного характера. Конституционный суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления обладает только Совет Федерации. Вполне логично, поскольку именно Совет Федерации принимает окончательное решение об отрешении Президента от должности.

Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. Порядок отрешения Президента от должности практически нереализуем. В нем участвует четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда и Верховного Суда назначаются на эти должности по представлению Президента (пункт «е» ст. 83 Конституции) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента от должности.

Как свидетельствует практика в соответствии пока были предприняты только две попытки начать процедуру отрешения Президента РФ от должности, хотя призывы к этому звучали неоднократно.

Вплоть до настоящего времени в Конституции РФ не оговорены естественные причины досрочного прекращения полномочий Президента. Отсутствие такого основания применительно к Президенту может привести к тупиковым правовым ситуациям.

Большого внимания заслуживает вопрос о порядке временного исполнения полномочий Президента и об обеспечении непрерывности полномочий главы государства. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. В то же время неясно, каким правовым актом объявляется о временном исполнении обязанностей Президента. Следует также отметить, что российское государство имеет относительно небольшой опыт законодательной регламентации статуса экс-президента.

Вопросы нормативно – правового урегулирования досрочных оснований прекращения исполнения полномочий Президента в федеральном законе носит актуальный характер, так как именно Президент выступает главной силой, задающей общие направление работы всего государственного механизма.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что следует внести поправки в ст. 93 Конституции РФ, расширив основания ответственности (нарушение Конституции, присяги, совершение любых уголовных преступлений), упростив процедуру (исключив из нее судебные инстанции) или же наоборот предоставить полномочия исключительно Конституционному Суду РФ, а также четко регламентировать полномочия специальной парламентской следственной комиссии.

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // www.consultant.ru

2. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ в ред. от 25.07.2011 // www.consultant.ru

3. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 N 12-ФЗ в ред. от 28.12.2010 // www.consultant.ru

4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Норма. 2010.

5. Киреев А.П. Конституционное право РФ – М.: Норма, 2010.

6. Киреев А.П. Конституционное право РФ в вопросах и ответах – М.: Норма, 2011.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, Юрист, 2010.

8. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 2007.

9. Кулачкин В.Р. Конституционное право РФ- М.: Норма, 2011.

10. Мусатова П.Г. Проблемы политического статуса президента РФ. Монография – Ростов на Дону: ЮФУ, 2010.

11. Некрасов С.И. Конституционное право РФ. Конспект лекций. – М.: КНОРУС, 2009. Юрьева А.Д. Конституционное право РФ. Курс лекций. – М.: Норма, 2011.

12. Петрова А.П. Конституционное право РФ в вопрсах и ответах — М.: Нориа, 2011.

13. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.: Норма, 2010.

14. Эбзеева Б.С. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Монография. – Саратов: Издательство СГАП, 2009.

автореф.ы и диссертации:

15. Колобаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики): автореф. канд. дис. / Н.Е. Колобаева. – Екатеринбург, 2007.

16. Иксанов И. С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение автореф. канд. дис. — М.: 2008.

17. Гарантии деятельности Президента Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2010. № 10 С.34-39

18. Зыкова, Н. С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ / Н. С. Зыкова // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – N 10. – С. 29.

19. Калинин А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России // Юридический мир. 2009. № 8.- С.45- 49

20. Коровникова Е.А. Отрешение президента от должности как форма парламентского контроля Е.А. Коровникова // Конституционное и муниципальное право, 2007. – № 17. – С.18.

Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий

Полномочия Президента Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральных законах (хотя в Конституции отсутствует прямая ссылка на возможность подобного правового закрепления полномочий Президента РФ) и объединены в следующие группы: полномочия по формированию исполнительной власти и руководство ею; полномочия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и судебной власти; полномочия в сфере безопасности и обороны; полномочия в области внешней политики и международных отношений; иные полномочия Президента РФ.

Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи установлены Федеральным законом от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Данные полномочия объединены в следующие группы: правовые, социальные и иные гарантии; неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий; материальное обеспечение; право на бытовое обеспечение и транспортное обслуживание; возможность пользования специальными средствами связи; наличие аппарата помощников.

Под неприкосновенностью Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий следует понимать, что он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. В данном случае Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации должен в трехмесячный срок рассмотреть вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.

Среди специальных социальных гарантий можно выделить следующие: за Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий; жизнь и здоровье Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью или причинения увечья или иного повреждения здоровья. Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, связанные с обеспечением социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

При этом указанный федеральный закон отдельно выделяет социальные гарантии членам семьи умершего Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и их материальное обеспечение, которые заключаются в том, что после смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца. При этом им также предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.

Это интересно:  Учет аварийного запаса

Отдельно выделяются меры социального обеспечения Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий: Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации. При этом выплата денежного содержания, предусмотренного частью 2 статьи 4 указанного федерального закона, приостанавливается в случае замещения Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Также следует учитывать, что Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий предоставляются и иные правовые и организационные гарантии: он имеет право на бесплатное пользование на территории Российской Федерации правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Также Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Помощники Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, устанавливается в первые тридцать месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации, а после истечения указанного срока — полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации. В пределах указанного фонда оплаты труда Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, самостоятельно определяет размер должностных окладов своих помощников, порядок и размер их премирования.

Акты Президента РФ

Важнейшей формой реализации конституционных полномочий Президента РФ и одновременно его функциональным полномочием является издание актов. Речь идет в первую очередь о правовых актах, хотя конституционный статус Президента РФ не исключает, а, напротив, даже предполагает издание им также документов неправового характера. К таковым, в частности, можно отнести послание Президента РФ о положении дел в стране – официальный документ, ежегодно представляемый Федеральному Собранию и провозглашаемый на совместном заседании палат, отличающийся социально-политическим содержанием, однако не включающий каких-либо правовых предписаний (п. «е» ст.84, ч.3 ст.100 Конституции РФ).

Правовые акты Президент издает в форме указов и распоряжений (ч.1 ст.90 Конституции РФ). В Распоряжении Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп (с изм. от 5 июля 1994 г., 3 августа 1996 г., 28 июня 2005 г.), утвердившем Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ (далее – Распоряжение № 85-рп), была предпринята попытка разграничения указов и распоряжений Президента: было предложено «при подготовке проектов актов Президента РФ исходить из того, что решения Президента РФ нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании оформляются указами Президента РФ; решения же Президента РФ по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ принимаются в форме распоряжений, при этом распоряжения Президента РФ не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер» (п.3). Таким образом, были намечены критерии разграничения указов и распоряжений, в соответствии с которыми указами должны были оформляться внешне властные действия Президента РФ, а распоряжениями – его внутриорганизационные действия. При этом признавалось, что указы могут носить как нормативный, так и ненормативный характер, в то время как распоряжения должны быть ненормативными. Однако если следовать первому критерию разграничения указов и распоряжений (внутреннее или внешнее действие), невозможно в полной мере реализовать второй критерий, т.к. оформление действий в сфере внутренней организации деятельности органов при Президенте РФ может быть связано с изданием предписаний нормативного характера.

Порядок подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ, в том числе предусматривающих издание постановлений или распоряжений Правительства РФ, определяется в уже упомянутом выше Распоряжении № 85-рп, а также в Указе Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ». Анализ названных документов показывает, что основная роль в процессе подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ принадлежит Администрации Президента РФ, ее должностным лицам и структурным подразделениям. Это однако не означает, что право на внесение проектов указов или распоряжений не принадлежит федеральным органам исполнительной власти: они также могут подготавливать и вносить данные акты. В то же время проекты указов и распоряжений Президента РФ, содержащие вопросы, отнесенные к сфере ведения Правительства РФ, подлежат внесению на согласование в Правительство РФ, а проекты указов нормативного характера должны проходить согласование с Министерством юстиции РФ (п.5 и 7 Распоряжения № 85-рп). Форма и сроки согласования (визирования) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, устанавливаются Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Руководителем Администрации Президента Российской Федерации (п.9 Распоряжения № 85-рп). Все проекты указов и распоряжений проходят юридическую экспертизу в Государственно-правовом управлении Президента РФ (п.6 Распоряжения № 85-рп). Руководитель Администрации визирует проекты указов и распоряжений перед их передачей в Канцелярию Президента РФ с целью последующего внесения на подписание Президенту РФ (п.10 Распоряжения № 85-рп).

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента установлен Указом Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 763). В соответствии с этим Указом акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ), кроме актов, отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п.1). Акты Президента РФ публикуются не позднее 10 дней после дня их подписания (п.2 Указа № 763). При этом момент вступления актов Президента РФ в силу определяется в зависимости от их юридического содержания:

  • акты нормативного характера вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования;
  • иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, — со дня их подписания (п.5 Указа № 763).

Указанные правила вступления в силу указов и распоряжений Президента РФ действуют лишь в том случае, если в самих актах Президента РФ не установлен другой порядок вступления их в силу (п.7 Указа № 763).

Гарантии бывшему Президенту рф

31 декабря1999 года, в день отставкиБориса Ельцинас поста президента России, был издан Указ президента «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», а 12 февраля 2001 года был принят одноимённый Федеральный закон 11 . Закон был принят для обеспечения неприкосновенности и льготного режима для бывшего Президента РФ Б.Н. Ельцина и членов его семьи.

Данным актом Президенту РФ, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности либо досрочно в случае добровольной отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии.

Каковы же эти гарантии?

Во-первых, ему предоставляется пожизненно государственная охрана в местах постоянного или временного пребывания, специальная связь и транспортное обслуживание.

Во-вторых, за бывшим Президентом РФ и членами его семьи (супруга, родители (усыновители), дети, в том числе усыновленные) сохраняется право на медицинское обслуживание, которое они имели на день прекращения президентских полномочий.

В-третьих, жизнь и здоровье бывшего Президента РФ подлежат обязательному государственному страхованию на случай гибели (смерти), если она наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, за счет средств федерального государственного бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента РФ.

В-четвертых, Президент РФ, прекративший исполнение полномочий, обладает неприкосновенностью. Это означает, что он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу или личному досмотру.

Неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж и переписку.

Неприкосновенность может быть снята в случае возбуждения против бывшего Президента РФ уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления в период исполнения президентских полномочий.

В случае возбуждения такого уголовного дела Генеральный прокурор РФ направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ представление. Постановление Государственной Думы о даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России вместе с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации рассматривает в течение трех месяцев вопрос о лишении неприкосновенности бывшего Президента РФ, принимает постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора РФ.

Отказ хотя бы одной из палат Федерального Собрания РФ в согласии на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, влечет прекращение процедуры импичмента.

В-пятых, бывшему Президенту РФ обеспечивается достаточно высокое материальное содержание (в размере 75% месячного денежного вознаграждения действующего Президента РФ). Выплата этого содержания приостанавливается в случае замещения бывшим Президентом РФ федеральной или региональной должности государственной гражданской службы.

В-шестых, бывшему Президенту РФ предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач.

В-седьмых, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций в аэропортах и аэровокзалах, железнодорожных вокзалах и станциях, морских портах и речных вокзалах.

В-восьмых, бывший Президент РФ имеет право на бесплатное пользование на территории России правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной и муниципальной власти, организации, и право на внеочередное получение услуг связи.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений бывшего Президента РФ пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

В-девятых, бывший Президент РФ может содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Для его размещения предоставляется отдельное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (персональным компьютером, подключенным как к общей сети, так и ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи, в том числе правительственной.

В-десятых, социальные гарантии предоставляются не только Президенту РФ, прекратившему исполнение полномочий, но и членам его семьи. После смерти бывшего Президента РФ членам его семьи назначается пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на это пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Членам семьи бывшего Президента РФ предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также на медицинское обслуживание в течение пяти лет со дня смерти бывшего Президента РФ.

Финансирование расходов, предусмотренных в связи с обеспечением гарантий Президенту РФ, прекратившему исполнение полномочий, возмещается за счет средств федерального государственного бюджета.

Следует отметить, что на Президента РФ, прекратившего исполнение своих должностных полномочий по процедуре импичмента, и членов его семьи все вышеупомянутые гарантии не распространяются.

Можно сопоставить эти возможности со статусными правами бывших президентов США:

Не сохраняют неприкосновенность.

Не сохраняется прав пользоваться официальными объектами государственной недвижимости.

Сохраняют денежное содержание – 50% от зарплаты.

Статья написана по материалам сайтов: ekrost.ru, cyberpedia.su, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector