+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Формы осуществления народовластия

Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.

Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону – гласит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организационные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно осуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он это делает через систему государственных органов и органы местного самоуправления.

Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закрепляются, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственная (прямая) демократия, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части по вопросам государственного или местного значения. Конституция РФ закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народная (гражданская) инициатива на уровне субъектов Федерации (например, в Москве, Московской области) и местного самоуправления (внесение населением проектов правовых актов в органы государственной власти и местного самоуправления), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждения вопросов государственного и местного значения.

Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь совещательное, консультативное значение, а не обязательные для государственных органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом – это референдум РФ, всенародные выборы; с помощью других форм – его часть, население субъекта Федерации, административно-территориальной единицы, коллектив, группа людей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может быть голосование, обсуждение, резолюция собрания, митинга.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент РФ, президенты республик в ее составе (там, где предусмотрен этот пост), главы администраций, мэры горо­дов*.

* В течение определенного периода главы администраций, губернаторы, мэры, как правило, назначались, а их выборы не проводились.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным вы­ражением власти народа является референдум. Законодательство преду­сматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъек­тов Федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регла­ментированы Федеральным конституционным законом «О референ­думе Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.*, а также Федераль­ным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.** с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г.***

* СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3921.

** СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

*** Российская газета. 1999. 6 апр.

Референдум Российской Федерации

Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим зако­нам и другим вопросам государственного значения. Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы общегосу­дарственного значения, затрагивающие интересы народа. На референ­дум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Определенные вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум*. Референдум проводится на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждый участ­ник референдума обладает одним голосом. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет. В то же время не имеют права участвовать в референдуме граждане, при­знанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

* Это вопросы: изменения статуса субъектов РФ; досрочного прекращения или про­дления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, проведения их до­срочных выборов, досрочного формирования Совета Федерации, отсрочки выборов, формирования этих органов; принятия и изменения федерального бюджета, исполне­ния и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изме­нения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности на­селения; амнистии и помилования. Кроме того, выносимые на референдум вопросы не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее двух мил­лионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокуп­ности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; 2) Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всена­родное голосование проект новой Конституции РФ. Только эти субъ­екты могут выдвинуть юридически значимое требование референдума. Инициатива указанного числа граждан реализуется в определенном порядке. Образуется инициативная группа для сбора подписей в под­держку такой инициативы; эта группа указывает формулировку вопро­са, выносимого на голосование, и собирает не менее 2 млн подписей граждан в течение не более чем трех месяцев. Впоследствии подписные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную из­бирательную комиссию, которая направляет соответствующие доку­менты со своим заключением Президенту РФ. Он, после проверки и признания Конституционным Судом РФ соблюдения конституцион­ных требований, назначает референдум РФ.

Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве со­ответствующих комиссий по проведению референдума, а также терри­ториальные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по проведению референдума.

Это интересно:  Резюме продавца

Граждане РФ, общественные объединения имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проведе­ния референдума, «за» или «против» участия в референдуме, «за» или «против» законопроекта, действующего закона или иного вопроса, вы­носимого на референдум РФ. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума; в день проведения референдума, а также в предшествующий ему день агитация запрещается.

В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулиров­ка вынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты во­леизъявления голосующего — «за» или «против», под которыми поме­щаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум РФ вопроса, он ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «за», если же — против, то ставит знак «плюс» или любой другой знак в квадрате под словом «против». Обеспечивается тайна голосования.

Определяет результаты референдума РФ Центральная избирательная комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. (Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в референдуме, бывает обычно значительно большим, чем число принявших участие в голосовании. Например, по официальным данным, в голосовании по проекту Конституции РФ в декабре 1993 г. приняли участие 58,1 млн. человек – 54,8% всех зарегистрированных избирателей, которых насчитывалось 106,1 млн.; при этом «за» проголосовало 32,9 млн. человек – 58,4% от числа проголосовавших действительными бюллетенями*.)

* При подведении итогов этого голосования примерно 1,8 млн. бюллетеней было признано недействительными.

Всероссийские референдумы уже проводились: 17 марта 1991 г. – по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 г. – по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 г. – о принятии новой Конституции РФ.

Референдумы могут также проводиться в субъектах Федерации, в административно-территориальных образованиях.

Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственную власть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими самими органы государственной власти (президенты, губернаторы, законодательные органы, правительства, администрации и т.д.).

Несмотря на разветвленность системы органов государства, их разнообразие, конституционно закреплен принцип единства системы государственной власти, по которому государственному аппарату предписывается действовать согласованно, соблюдая Конституцию РФ и законы. Только так деятельность аппарата может быть подчинена воле народа, обеспечен его суверенитет, и народ может через государственные органы осуществлять свою власть. Для этого также необходимо наличие действенных демократических институтов, каналов воздействия на государственный аппарат со стороны народа. Такую роль выполняют институты прямой демократии, прежде всего выборы государственных органов, должностных лиц, а также – что особенно важно – представительные органы государственной власти. Они – связующие звенья между народом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтому велико значение выборных представительных органов, воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, выражают его волю и интересы.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента – действенное средство реализации народного суверенитета. Через него (а он возглавляет государство) народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Органы местного самоуправления

Еще одна форма осуществления народовластия–органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением – составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне: выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

Все рассмотренные главные организационно-правовые формы осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа – единого и единственного конституционного источника власти в стране.

Выше были лишь схематично показаны конституционные формы народовластия, его юридический каркас. Реальное же осуществление власти народа, управление обществом носит сложный, многоаспектный характер. В осуществлении власти, в политике самое активное участие принимают государственные деятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Они завоевывают поддержку избирателей, оказывают действенное влияние на формирование, выражение через демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства. Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационные формы народовластия.

Как уже отмечалось, политическая власть не может существовать вне организации, через которую она могла бы осуществляться и в рамках которой выявлялась бы и формировалась политическая, властная воля народа. Такой организацией служит, прежде всего, государство – политическая организация всего народа, которая является механизмом реализации политической власти, субъектом управления обществом. Оно включает важнейшие институты народовластия.

В осуществлении власти участвуют также другие организации – политические партии, иные общественные объединения.

Все упомянутые организации, демократические институты составляют политическую систему – комплекс государственных и общественных организаций, политических институтов, через который осуществляется политическая власть, участие народа в политической жизни.

Политическая система – сложная, разветвленная организация, и роль разных компонентов политической системы различна. Если государство – это суверенная политическая организация всего народа, то партии, другие общественные организации – лишь участники осуществления политической власти. Следуя законам, они выражают волю своих членов, групп людей, определенных слоев общества и не обладают властными полномочиями.

Итак, в структуру политической системы, которая охватывает разнообразные государственные и негосударственные институты народовластия, входят государство в целом, общественные объединения (политические партии, массовые общественные движения, разнообразные общественные организации).

Народовластие – основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия

В РФ единственный источник власти – народ.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект – граждане РФ; 2) объект – власть.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Это интересно:  Договор купли-продажи доли жилого дома

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Ответ 16. Высшая форма народовластия, обеспечивающая непосредственное участие народа в формировании органов власти, это:

Для правильного ответа на этот тест необходимо, прежде всего, иметь четкие представления о содержании понятий, из которых предлагается выбрать одно правильное, соответствующие условию теста.

С целью облегчения решения задачи сначала отбросим понятие, которое не связано с определением народовластия, как непосредственного участия народа в решении важных государственных вопросов, в том числе в формировании органов власти. Таким понятием является понятие «кооптация». В любом современном политическом словаре найдется определение этого понятия, которое означает пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям, т. е. к народу.

Все остальные три понятия — «референдум», «выборы» и «плебисцит» непосредственно связаны с осуществлением народовластия. Но между ними есть существенное различие, зная которое абитуриент легко/решает предложенный тест.

Референдум и плебисцит (разновидность референдума в некоторых странах) являются формами прямой демократии и представляют собой участие всего народа (населения) страны в решении важнейших судьбоносных вопросов внутренней и внешней политики государства (например, вопросов о принятии новой Конституции, национально-государственном суверенитете России после распада СССР, о доверии Президенту РФ и т. д.). Однако в ходе референдумов (плебисцитов) не избираются органы власти, не происходит формирования представительных (выборных) органов власти (парламентов) и органов местного самоуправления (а именно так сформулировано условие теста). Это происходит путем всенародных и местных выборов. Только выборы представляют собой высшую форму народовластия, обеспечивающую непосредственное участие народа в формировании органов власти.

Таким образом, правильный ответ в данном тесте — выборы (п. 2).

Формы народовластия. Понятие и содержание народовластия

Читайте также:

  1. BOПРОС № 3. Формы оплаты труда.
  2. II. ЗаработнаЯ плата: сущность и формы.
  3. III. Наземные формы
  4. А — с прямолинейной спинкой; б — с криволинейной спинкой; в — с канавкой удлиненной формы
  5. Адаптивные методы кодирования формы речевого сигнала
  6. Административно-контрольные методы УООС. Виды экологического лицензирования. Экологический контроль. Основные формы государственного экологического контроля.
  7. Арбитражный процесс как оксюморон. Гражданский процесс, гражданское судопроизводство и судопроизводство в арбитражном суде. Понятие гражданской процессуальной формы.
  8. Безналичные формы расчетов
  9. Безработица и ее формы и полная занятость
  10. Безработица: ее формы и последствия
  11. Безработицы, ее формы и последствия
  12. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века, особенности их проведения в Беларуси

Понятие и содержание народовластия

Основы правового положения личности

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоот­ношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государст­ва, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадле­жит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей.

В ст. 18 Конституции за­крепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно дейст­вующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законо­дательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюде­нию и защите прав и свобод человека и гражданина.

К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения:

человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать);

гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекраща­ется в соответствии с федеральным законом, при этом граж­данин не может быть лишен гражданства или права изме­нить его);

равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.

Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное.

Вопрос 3.Народовластие как основа конституционного строя

В РФ единственный источник власти — народ.

Народовластие — волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется сво­бодно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами госу­дарства. В РФ власть легитимируется и контроли­руется народом, гражданами РФ.

Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселе­ний и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответст­венность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти.

Элементы народовластия в РФ:

1) коллектив­ный субъект — граждане РФ;

2) объект — власть.

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвен­ная) демократия.

Непосредственное народовластие — это пря­мое волеизъявление народа или его части по раз­решению важнейших для государства вопросов ре­гулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) ре­ферендум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митин­ги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия — выборы в РФ проводятся на осно­ве:

1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного; 4) прямого голосова­ния.

В зависимости от содержания инсти­туты прямой демократии могут быть:

1) способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);

2) фор­мами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовла­стие) — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

= высшие коллегиальные органы законода­тельной власти (Государственная Дума ФС РФ, пар­ламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

Это интересно:  Национальная гвардия России (Росгвардия) – новые стандарты безопасности

единоличные органы (Президент РФ, президен­ты республик в составе РФ, губернаторы краев, обла­стей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъяв­ления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются пред­ставительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государ­ственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, об­разуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые предста­вительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия; 1) обсуж­дение проектов законов и других важнейших во­просов общественной жизни государства; 2) народ­ная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении общест­вом через органы местного самоуправления, обще­ственные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Референдум как форма народовластия и его особенности

Высшим непосредственным выражением власти наро­данаряду со свободными выборами является референдум.Референдум — это способ принятия гражда­нами решений по наиболее важным вопросам государствен­ной и общественной жизни путем всеобщего голосования.

Референдум проводится на всей территории России на основе принципов:

В зависимости от времени проведения рефе­рендумы делятся на:

1) превентивный (дозаконодательный);

2) утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референ­думы: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от террито­рии:

= всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на осно­вании решения Президента РФ);

= референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ве­дения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

= местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в веде­нии органов местного самоуправления).

Исключается проведение референдума:

a) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, и в течение трех месяцев после их отмены;

b) повторно в течение года после дня официального: обнародования результатов референдума с такой же по со­держанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Политическая система — совокупность институтов, ока­зывающих какое-либо влияние на осуществление государственной власти, а также характер взаимоотношений между этими институтами. К ним относятся:

≈ государственные институты (парламент, правитель­ство и др.);

≈ общественные институты (политические партии, другие общественные объединения и др.);

≈ иные (средства массовой информации и др.).

Общественные объединения

Важным элементом политической системы РФ являют­ся общественные объединения,посредством которых граж­дане принимают участие в решении государственных и об­щественных дел. Конституционные основы их правового положения следующие:

» каждый имеет право на объединение, включая пра­во создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

» никто не может быть принужден к вступлению в ка­кое-либо объединение или пребыванию в нем;

» гарантируется свобода деятельности общественных объединений;

» запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

» общественные объединения равны перед законом.

Деятельность общественных объединений регулирует­ся федеральными законами.

1. создавать общественные объединения без предвари­тельного разрешения властей;

2. вступать в них на условиях соблюдения их уставов;

3. выходить из них беспрепятственно.

Учредителями общественного объединения (их дол­жно быть не менее трех) могут быть совершеннолетние граждане и общественные объединения, которые на своем собрании, съезде или конференции принимают устав объе­динения, формируют его руководящие и контрольные ор­ганы.

Членами общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, которые вступают в него по заявлению и приобретают права (избирать, изби­раться, контролировать избранных) и обязанности (платить членские взносы, принимать в чем-то участие и др.).

Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие уча­стие в его деятельности или отдельных акциях без обяза­тельного оформления своего участия, если иное не пре­дусмотрено уставом объединения.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских — достигшие 8 лет.

Право юридического лица приобретают только заре­гистрированные общественные объединения, а политичес­кие объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются:

общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) имеждународные в Мин­юсте РФ;

межрегиональные(действующие на территории менее половины субъектов РФ) — в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения;

региональные(действующие на территории одно­го субъекта РФ) и

местные (действующие в пределах тер­ритории муниципального образования) — в органе юсти­ции соответствующего субъекта РФ.

Основные виды общественных объединений:

= политические партии (выражают политическую волю своих членов и реализуют ее через своих представителей, избранных в органы власти);

= массовые движения (преследуют политические и иные цели, не имея фиксированного членства);

= профессиональные союзы (представляют и защища­ют интересы своих членов во взаимоотношениях сгосудар­ственными органами, хозяйственными организациями и ины­ми объединениями);

= организации (женские, молодежные, детские, вете­ранов, инвалидов и др.);

= общества (научные, технические, культурные, спор­тивные и др.);

= союзы (творческие, ветеранские и др.);

Организационно-правовые формы общественных объе­динений:

* общественная организация — основанное на член­стве общественное объединение, созданное для защиты об­щих интересов и достижения уставных целей на основе со­вместной деятельности;

* общественное движение— состоящее из участни­ков и не имеющее членства массовое общественное объе­динение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участ­никами;

* общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не зап­рещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;

* общественное учреждение — не имеющее член­ства общественное объединение, ставящее своей целью ока­зание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;

* орган общественной самодеятельности — не име­ющее членства общественное объединение, целью которо­го является совместное решение социальных проблем, воз­никающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей нео­граниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достиже­нием уставных целей объединения.

Политические общественные объединения — обще­ственные организации и движения, в уставных целях кото­рых закреплены участие в выборах в органы власти, учас­тие в организации и деятельности этих органов. Полити­ческим не может быть признано общественное объеди­нение:

a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религи­озной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;

b) созданное для реализации неполитических интере­сов;

c) преследующее цели извлечения прибыли и распределенияее между своими членами и (или) учредителями;

d) допускающее в соответствии со своим уставом при­надлежность к нему граждан только по профессионально­му, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежатьк политическим общественным объединениям, а так­же иностранных лиц;

e) неполитический характер которого специально ого­ворен федеральным законом.

Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе уч­редительных договоров и (или) уставов, образуя, таким об­разом, новые общественные объединения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: 5rik.ru, pravoznay.ru, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector