8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2015 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 104-ФЗ,

от 03.07.2016 N 296-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.
  2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) документ по стандартизации – документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;

2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее – документы национальной системы стандартизации), – национальный стандарт Российской Федерации (далее – национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее – основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее – предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;

3) информационно-технический справочник – документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;

4) национальная система стандартизации – механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица – граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

5) национальный стандарт – документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

6) объект стандартизации – продукция (работы, услуги) (далее – продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;

7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее – общероссийский классификатор) – документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) основополагающий национальный стандарт – национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;

9) правила стандартизации – документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;

10) предварительный национальный стандарт – документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;

Это интересно:  Вопрос-ответ: о размещении запросов о предоставлении ценовой информации в ЕИС.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

11) рекомендации по стандартизации – документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;

12) свод правил – документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;

13) стандарт организации – документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

14) стандартизация – деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;

15) технические условия – вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее – изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее – исполнитель).

Статья 3. Цели и задачи стандартизации

  1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

  1. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее – потребитель) в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Статья 4. Принципы стандартизации

Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 296-ФЗ)

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации

  1. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  2. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании”.
  3. Применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Это интересно:  Образцы оформления стенда по воинскому учету

Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией

  1. Порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. Порядок стандартизации в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Подписан закон о стандартизации в Российской Федерации

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 19 июня 2015 года и одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации.

Федеральным законом вводится понятие «национальная система стандартизации», под которой понимается механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Федеральным законом определяются цели и задачи стандартизации, принципы стандартизации, направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, а также участники работ по стандартизации и документы по стандартизации.

Согласно Федеральному закону к документам по стандартизации относятся применяемые в добровольном порядке документы национальной системы стандартизации, включая национальные стандарты и информационно-технические справочники, общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил, а также документы по стандартизации, устанавливающие обязательные требования в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу и иных объектов стандартизации.

Федеральным законом также регулируются отношения, касающиеся планирования работ по стандартизации, разработки и утверждения документов национальной системы стандартизации, международного и регионального сотрудничества в сфере стандартизации, информационного обеспечения стандартизации и финансирования в сфере стандартизации.

Заработавший накануне ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» изменит многое

Опубликовано: 10.07.2016 Рубрика: Новости Автор: Единый Стандарт

С 1 июля полностью вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Обе палаты парламента приняли его еще в июне 2015 года, однако было решено, что часть положений заработает только через год (читайте о подготовке ФЗ «О стандартизации», – ред.). Некоторые другие статьи закона начали действовать практически сразу после принятия ФЗ. К примеру, уже в 2015 году законодатели стали включать в новые законопроекты ссылки на ГОСТы, как это предусматривает новый закон. «Никто не запрещает при подготовке нормативно-правовых актов включать ссылку на конкретный стандарт, понимая, что эта норма заработает после вступления в силу закона о стандартизации», – вот так этот аспект прокомментировал тогдашний заместитель руководителя Росстандарта (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, – ред.) Александр Владимирович Зажигалкин. Норма о возможности ссылок на ГОСТы в законах и других официальных документах (Статья №25, – ред.) – только одно из масштабных изменений, которые ФЗ № 162 привносит в сферу разработки и использования стандартов. По словам руководителя Росстандарта Абрамова Алексея Владимировича, введение нормы представляет собой…

Цитата: ‘…решение проблемы необязательности стандартов при сохранении у государства возможности включения государственного регулирования в этой сфере’

По его словам, когда деятельность по стандартизации регулировалась только ФЗ «О техрегулировании» стандарты воспринимались, как что-то вторичное по отношению к техническим регламентам. К тому же, при создании нормативных актов с технической составляющей раньше очень сильно искажалась суть регулирования, которое эти акты осуществляли. А.В. Абрамов пояснил: это происходило оттого, что к разработке подключались бухгалтеры, экономисты и юристы, которые «со своей колокольни» шлифовали формулировки документов и, сами того не ведая, «выхолащивали» техническое содержание. А.В. Абрамов верит, что наличие прямых ссылок на ГОСТы в законах урегулирует проблему – «это позволит юристам сконцентрироваться на юридических вопросах, инженерам – на технических». Он также добавил, что норма ФЗ «О стандартизации…», о которой идет речь, также ускорит саму работу по выработке нормативных актов.

Это интересно:  Приказ о привлечении к работе в выходной день

В соответствии с новым законом ссылки на национальные стандарты появятся и в контрактных требованиях тендеров. Принятый ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» обязывает заказчиков при описании объекта закупки применять документы национальной системы стандартизации (стандарты и информационно-технические справочники, – ред.). Обозреватель газеты «Аргументы и Факты» в статье по этому поводу высказывает уверенность, что, благодаря такому требованию нового закона, повысится качество бизнес-процессов в закупках, поскольку возрастет прозрачность конкурсных процедур. Ожидается выгода и для организаторов тендеров, так как ссылки на стандарты заставят более эффективно расходовать средства под заказ и скажутся на вопросе определения надежности ожидаемых поставок.

Новый закон признает ТУ (Технические условия, – ред.) документом по стандартизации, со всеми вытекающими последствиями для отношения рынка к этому документу. Это Статья закона №21. Его составление и применение станет более ответственным делом. Также изготовитель сможет обращаться в профильный технический комитет Росстандарта, чтобы тот провел экспертизу ТУ. В русле той же тенденции и Статья №26, ужесточающая ответственность производителей за публичные заявления о соответствии их продукции национальным стандартам. Теперь, если какое-либо предприятие заявляет о том, что его продукция соответствует ГОСТу, то требования этого ГОСТа становятся для предприятия обязательными. Интересное для малого бизнеса изменение правил, связанное с появлением ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», относится к проблематике работы технических комитетов (ТК, – ред.) при Росстандарте. Стандарты в ТК станут принимать полным консенсусом. По мнению специалистов по стандартизации, это сделает значимым голос даже одного эксперта, участвующего в работе. Это напрямую скажется на заинтересованности в разработке ГОСТов небольших компаний, так как их интересы в технических комитетах зачастую представлены небольшим числом экспертов. В посвященной выходу ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» презентации на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей говорится, что появление закона о стандартизации необходимо, поскольку ситуация, при которой сферу выработки стандартов регулирует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техрегулировании» «нацеливает систему стандартизации в основном на «обслуживание» технических регламентов». Кроме того, в презентации подчеркивается, что ФЗ «О техрегулировании» не может «служить двум господам» – техрегулированию и стандартизации – еще и потому, что содержит много исключений в Статье №1.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новый закон о стандартизации вступает в силу 1 июля 2016 года

Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» введен в действие с 1 сентября прошлого года, но основные положения вступят в силу только с 1 июля 2016 года.

Документ направлен на совершенствование национальной системы стандартизации. В нем прописаны требования к национальной системе стандартизации и дано понятие «национального стандарта», закреплено определение «технических условий», а также указан полный перечень документов по стандартизации.

Национальный стандарт — документ по стандартизации, разработанный техническим комитетом по стандартизации и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации. В национальном стандарте для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Применять национальный стандарт обязаны изготовители и (или) исполнители в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации.

Под понятием технические условия» понимается вид стандарта организации, принятый изготовителем продукции (исполнителем работы (услуги)), которым устанавливаются требования к безопасности и качественным показателям продукции (работы, услуги) и методам ее контроля.

К документам по стандартизации относятся:
— документы национальной системы стандартизации;
— общероссийские классификаторы;
— стандарты организаций, в том числе технические условия;
— своды правил;
— документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении в отношении оборонной продукции, сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой информации ограниченного доступа.

Официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов возложено на федеральный орган исполнительной власти (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)).

Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Им может маркироваться также продукция, соответствующая национальному стандарту, и (или) эксплуатационная или иная документация, прилагаемая к такой продукции.

Статья написана по материалам сайтов: www.kremlin.ru, 1cert.ru, www.buhgalteria.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector