Что это такое — специальный счет в банке?

Специальный банковский счет: основные виды

Спецсчета банком могут открываться юрлицам и гражданам (в т. ч. являющимся хозяйствующими субъектами) для осуществления ими определенных видов операций.

К разновидностям банковских спецсчетов по целевому назначению относятся в т. ч. счета (п. 2.8 инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов» от 30.05.2014 № 153-И):

  • платежного агента (в т. ч. банковского) или субагента;
  • гарантийного фонда платежной системы;
  • номинальный;
  • эскроу;
  • залоговый;
  • должника и др.

Данный перечень не является закрытым и может быть дополнен специальными нормами законодательства. Например, в ст. 201.8-2 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ говорится о банковском спецсчете для финансирования строительства объекта незавершенного строительства, а в ч. 10 ст. 44 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ о спецсчете, открываемом, в целях обеспечения заявок, подаваемых для участия в электронных конкурентных процедурах.

В зависимости от режимов размещения и возможности расходования денежных сумм спецсчета можно классифицировать (согласно приказу Минсельхоза РФ от 13.06.2001 № 654):

  • на аккредитивы;
  • чековые книжки;
  • депозитные счета;
  • прочие счета (например, спецсчет для финансирования капитальных вложений и т. д.).

Спецсчет должника

Предназначение специального счета должника — размещение на нем оставшихся после погашения требований конкурсного кредитора денег из суммы, полученной от продажи залогового объекта, которым были обеспечены обязательства должника по кредитному договору (ст. 133, 138 закона № 127-ФЗ). О правилах реализации имущества физлиц читайте в нашей статье Реализация имущества при банкротстве физических лиц.

Отделение таких финансов от общей массы нужно для определения суммы, из которой в дальнейшем смогут получить удовлетворение определенные категории кредиторов в соответствии с положениями законодательства. Ознакомиться с ней можно, прочитав нашу статью Очередность требований кредиторов при банкротстве.

Спецсчет платежного агента и спецсчет поставщика

Спецсчет платежного агента предназначен для кумуляции денежной массы, получаемой в форме наличности от плательщиков платежным агентом, и для произведения им необходимых расчетных операций (пп. 14, 15 ст. 4 закона «О деятельности по приему платежей…» от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

Незачисление средств платежным агентом на такой спецсчет квалифицируется как административное правонарушение (п. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Спецсчет же поставщика открывается для размещения на нем финансов, полученных поставщиком через платежного агента, принимающего платежи от физлиц. Поставщик правомочен принимать упомянутые денежные средства только на такой спецсчет, с которого впоследствии сможет перевести их на иные свои счета (п. 18 ст. 4 закона № 103).

Итак, отдельный счет, предназначенный для обособления определенной денежной суммы от иных финансов держателя счета, — это специальный счет в банке. При этом основания такой дифференциации могут быть выделены в зависимости:

  • от целей последующего использования размещенных на таком спецсчете сумм;
  • прав владельца спецсчета на размещенные денежные средства.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Расчетный счет обособленного подразделения

Успешная компания однажды задумывается о расширении бизнеса — открытии дополнительных подразделений в других регионах страны. Главный минус заключается в повышении нагрузки на бухгалтерию, которая вынуждена контролировать счета главного учреждения и его «ответвлений». Для ведения учета часто требуется расчетный счет обособленного подразделения. В чем его особенности? Как организуется открытие такой структуры?

Отдельного внимания заслуживает вопрос, возможна ли работа обособленного подразделения без расчетного счета, и как это происходит на практике. Рассмотрим эти нюансы детально.

Как открыть?

Чтобы открыть обособленное подразделение, требуется:

  • Убедиться, что речь идет о создании именно такой структуры, а не классического отделения (филиала). Это связано с иным подходом к управлению.
  • Проверить, что подготовленное место стационарно и будет работать длительный период. Если сотрудник может выполнять задачи в дистанционном режиме, оформлять дополнительную структуру и открывать расчетный счет обособленного подразделения нет нужды.
  • В течение месяца после оформления стоит оповестить ФНС по месту, где зарегистрирована компания (при этом используется утвержденная форма под номером С-09-3-1).
  • В этот же срок необходимо стать на учет в фонды (при наличии собственного баланса). Это актуально, если планируется открывать расчетный счет с последующим проведением выплат физлицам.
  • Оповестить ФНС о перемещении обособленного подразделения на другой адрес по уже упомянутой выше форме.

Расчетный счет обособленного подразделения: что нужно знать?

Понятие расчетного счета подразумевает оформление аккаунта в финансово-кредитной организации. Основание — соглашение между банком и клиентом. После открытия р/с на него зачисляется определенная сумма, которая может использоваться для ведения бизнес-деятельности (оформления безналичных платежей, снятия наличных, пополнение и решения прочих задач).

Это интересно:  Сроки оформления и получения материнского капитала: свежие новости


Расчетный счет обособленного подразделения —
специальный аккаунт, который оформляется для проведения ограниченных операций (оговариваются на этапе подписания соглашения). Так, главный офис может воспользоваться услугой открытия специального расчетного счета только для проведения расходных транзакций (в том числе выплаты зарплаты).

Для оформления услуги требуется обратиться в кредитную организацию и предъявить требуемый пакет бумаг, которые бы подтверждали полномочия определенных лиц (тех, что прописаны в карточке). Как следствие, с помощью обособленного р/с руководство новой структуры может осуществлять операции.

Теоретически открытие расчетного счета возможно для поступления денег с разных направлений:

  • Из главного офиса.
  • От клиентов (покупателей).

При этом расходуются деньги на следующие нужды:

  • Оплата различных товаров, требуемых для работы.
  • Содержание подразделения.
  • Выплату заработной платы и прочие.

Такой тип р/с подразумевает ведение обособленного учета, подразумевающего открытие отдельного баланса (даже при отсутствии такой команды с центра).

Возможна ли работа без р/с?

На практике возможна работа обособленного подразделения без расчетного счета. Такая схема позволяет работать без выделения р/с на отдельный баланс. Алгоритм в этом случае такой:

  • При получении в кредитной организации выписки подразделение направляет ее в главный офис.
  • Главная бухгалтерия учитывает средства по расчетному счету и осуществляет непосредственное управление ими.

Получается, что подразделение играет роль «курьера», который передает документы в кредитное учреждение с последующим получением выписок и их направлением в главный офис для организации отчетности.

Что в итоге?

Стоит ли открывать расчетный счет в обособленном подразделении , если оно способно работать по более простой схеме? Здесь решение принимает руководитель с учетом задач, который возлагаются на новую структуру, числа сотрудников и объема проводимых операций. В случае открытия специального р/с учет может вестись как в главном учреждении, так и обособленном подразделении.

«ТОННАМЕТР» Международный Форум — Доска объявлений

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Вы здесь » «ТОННАМЕТР» Международный Форум — Доска объявлений » ХИМИЯ, НЕФТЬ, ГАЗ, ЭНЕРГЕТИКА,РТИ. ТАРА. УПАКОВКА » ОАО «Сбербанк» обеспечит банковское сопровождение ОАО РусГидро в ДФО.

ОАО «Сбербанк» обеспечит банковское сопровождение ОАО РусГидро в ДФО.

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться1Среда, 27 марта, 2013г. 13:58:17

  • Автор: LOGIK
  • Администратор
  • Зарегистрирован: Воскресенье, 14 августа, 2011г.
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 18956
  • Уважение: [+1/-0]
  • Провел на форуме:
    2 года 3 месяца
  • Последний визит:
    Сегодня 10:26:41

ОАО «РусГидро» и ОАО «Сбербанк» подписали договор о банковском сопровождении строительства объектов электроэнергетики на территории Дальнего Востока. Документ подписан сторонами для обеспечения максимальной прозрачности механизма расходования бюджетных средств, внесенных государством в уставной капитал ОАО «РусГидро» для финансирования проектов строительства четырех новых объектов генерации — ТЭЦ в г. Советская Гавань, Сахалинская ГРЭС-2 (1 очередь), Якутская ГРЭС -2 (1 очередь), Благовещенская ТЭЦ (2 очередь) в общем объеме 50 млрд. рублей. Решение о докапитализации РусГидро было принято Указом Президента РФ 22 ноября 2012 года в целях развития энергетики Дальнего Востока.

В соответствии с условиями договора Сбербанк обязуется осуществлять комплекс услуг по банковскому сопровождению строительства дальневосточных объектов. В частности, для каждого участника строительства (заказчик, ДЗО заказчика, генеральный подрядчик, субподрядчик) будет открыт обособленный банковский счет (ОБС), с которого будут производиться расчеты по выполненным строительно-монтажным и другим подрядным работам.

Для независимого ценового и технологического аудита, а также анализа соответствия реализуемых технических решений проектной документации по каждому объекту строительства банк наймет независимую инжиниринговую компанию. Все платежи по выполненным работам будут осуществляться при наличии положительного заключения данной компании.

С целью своевременного информирования Правительства РФ, Минэнерго России и Минэкономразвития России о ходе реализации проектов ежемесячно будут формироваться отчеты о расходовании средств с обособленных банковских счетов участников строительства.

«Договор со Сбербанком является важнейшим звеном механизма, позволяющего государству в постоянном режиме оценивать и анализировать ход реализации проектов, проверять эффективность капитальных вложений и осуществлять контроль целевого использования средств. Мы также планируем создать дополнительный, внутрикорпоративный контур контроля реализации наших дальневосточных строек. Для этого в РусГидро уже сейчас сформирована собственная система мониторинга. Все эти мероприятия обеспечат максимальную прозрачность и полный контроль со стороны государства, других акционеров и прочих заинтересованных сторон при реализации стратегически важных инфраструктурных проектов» — сообщил Председатель Правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод.

«Сбербанк России» имеет опыт работ по банковскому сопровождению крупных инвестиционных проектов в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1033 от 2009 года. Данный проект является пилотным проектом комплексного банковского сопровождения, позволяющего обеспечить повышение эффективности инвестиционного проекта, в том числе с привлечением инжиниринговой компании» — отметила Заместитель Председателя Правления ОАО «Сбербанк России» Белла Златкис.

Госбанки побеждают коррупцию на мега-стройках

Чиновники нашли новый способ борьбы с воровством на казенных стройках. За расходованием денег должны проследить госбанки, которые уже справились с финансовым контролем за строительством нового здания Мариинского театра и зданий Дальневосточного университета

Москва. 27 февраля. FINMARKET.RU — Минэкономразвития подвело итоги трехлетнего эксперимента, в рамках которого финансовое сопровождение крупных госконтрактов на капитальное строительство было доверено уполномоченным банкам с государственным участием. Результаты, по данным «Финмаркета», удовлетворили чиновников, которые теперь намерены значительно расширить эту практику.

Это интересно:  Как правильно оформить заявление на отказ от приватизации квартиры: готовый образец документа

Предотвращенные банками нарушения составили от 10% до 20% от общей суммы заказа. Наиболее крупные нестыковки были выявлены при строительстве новой сцены Мариинского театра.

Самые распространенные нарушения — направление денег на непредусмотренные контрактами объекты и перерасход средств на расходные материалы. На новой услуге госбанки заработали несколько миллионов рублей.

Госбанки — на переднем краю борьбы с коррупцией

Источник «Финмаркет» в Минэкономразвития рассказал об итогах эксперимента. Соответствующий доклад уже направлен в правительство.

Эксперимент начался в 2009 году, в нем приняли участие три госбанка: Сбербанка, Банка ВТБ и «Газпромбанк», который должен был вести строительство жилых домов в Балашихе. Банкам было поручено:

Контролировать целевое использование средств по госконтрактам;

Мониторить схему взаимодействия исполнителей контракта (генподрядчик — подрядчик — субподрядчики первого и второго уровня);

Проверять соответствие стоимости основных работ, материалов и оборудования предусмотренным в контракте;

Следить за соблюдением сроков выполнения работ, за их соответствием условиям контракта;

Контролировать соответствие контракту условий оплаты.

Госзаказчику ежемесячно отправлялись отчеты о движении средств по счетам генподрядчика, подрядчиков и субподрядчиков. Сбербанком в дополнение к этому ежеквартально проводилась фотофиксация фактически выполненных работ.

В Мариинке забракована пятая часть актов

Самые масштабные нарушения были выявлены на строительстве здания второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Из 23,4 млрд руб., прошедших через обособленные счета «Сбербанка», не было согласовано проведение платежей на 4,2 млрд руб или 18,1%. Почти поровну нарушения допустили генподрядчик (на 2,0 млрд руб.) и подрядчики с субподрядчиками (на 2,2 млрд руб.).

Основными причинами несогласования документов сотрудники банка называли:

Непредставление документов, являющихся основанием для проведения платежей;

Попытки использовать денежные средства не по назначению;

Проведение платежей с нарушением условий, оговоренных в контракте;

Несоответствие платежных документов требованиям Банка России и условиям договоров обособленного банковского счета (то есть условиям эксперимента).

С помощью обособленных счетов удалось выявить неназванный объем авансовых платежей, обязательства по которым так и не были выполнены. «Сбербанк» сообщил чиновникам, что использованный механизм обособленных платежей помог инициировать процедуры возврата этих денег: 456,5 млн руб. уже возвращено на счет генподрядчика.

При строительстве здания Дальневосточного федерального университета и конференц-центра на острове Русский из общего объема перечислений в 23,2 млрд руб. «Сбербанк забраковал платежи на сумму в 1,4 млрд руб. (6%).

Треть их них пытались направить на строительство объектов, не предусмотренных контрактом.

При реконструкции автотрассы М-4 «Дон» «Сбербанк» выявил несоответствие фактически выполненных объемов работ тем, которые были отражены в акте, на сумму 154,8 млн руб. или 10,5% от объема платежей через обособленный счет. Из них почти 96 млн руб. пытались получить за фактически не сделанные объездные дороги.

Платежи еще на 16 млн руб. были банком отклонены из-за нецелевого использования средств, несоответствия срокам и объемам работ, указанным в контракте.

ВТБ пришел и все поправил

Банк ВТБ участвовал в эксперименте, сопровождая контракты на реконструкцию главного здания Большого театра и автомагистрали М-5 «Урал», и проверял целевое использование средств только по документам. Банком тоже обнаружены факты превышения авансовых платежей над реально понесенными подрядчиками и субподрядчиками затратами, выявлено несвоевременное внесение изменений в договоры субподряда по суммам и наименованиям работ.

При этом о масштабах нарушений банк не сообщал, так как все недочеты были устранены ВТБ при работе с госзаказчиком и с исполнителями контракта.

Помощь госбанков узаконят

Результаты проведенного эксперимента в Минэкономразвития оценили как удовлетворительные. Остались ими довольны также в Минтрансе.

Минэкономразвития предлагает возложить на банки-агенты обязанность отслеживать, выполняется ли минимальная норма привлечения к исполнению всех госконтрактов субъектов малого бизнеса: им должно достаться не менее 15% общей суммы закупок госзаказчика.

Хотя участие госбанков в эксперименте первоначально предполагалось на безвозмездной основе, работали они не даром. По факту агентские Сбербанка и Банка ВТБ за сопровождение обособленного счета составляли от 0,04 до 0,2% от суммы, прошедшей через обособленный счет.

ВТБ в ходе эксперимента получил в виде агентских комиссий от генподрядчиков не менее 9,5 млн руб.

Сбербанк на эксперименте заработал 81 млн руб.

Привлечение банков-агентов для сопровождения госконтрактов предусмотрено проектом закона «О федеральной контрактной системе», который сейчас готовится в Госдуме к принятию во втором чтении. Там предполагается, что порядок банковского сопровождения контрактов будет устанавливать правительство.

Собеседник «Финмаркета» в Минэкономразвития сообщил, что ведомство будет рекомендовать правительству узаконить эту практику и начать широкомасштабное привлечение госбанков к работе с крупными государственными контрактами.

Ольга Анчишкина, начальник инспекции по аудиту гозакупок Счетной палаты

«Возможно, идея обособленных банковских счетов для средств по госконтрактам будет отражена в законе «О ФКС», чтобы обособить средства, которые идут по госконтракту, чтобы они не смешивались у исполнителя в общем котле. Потом это позволило бы посмотреть обоснованность отнесения тех или иных затрат исполнителем на данный контракт. Хотя, на мой взгляд, это вопрос не законодательного уровня регулирования.

Это интересно:  Консультация юриста по разводам

Механизм обособленных счетов дает возможность, например, перейти от нашей фиксированной цены контракта к более гибкой цене при долгосрочных контрактах в соответствии с реально понесенными расходами. При подобном подходе можно всегда посмотреть, объективно отнесение данных расходов на этот контракт или нет. Решал ли подрядчик производственные задачи для исполнения госконтракта, или украшал собственный офис. Сейчас для нас такой подход — опасная ловушка. Но на самом деле, это достаточно простая вещь, если видеть полную стоимость контракта. Такие подходы уже применяются в гособоронзаказе.

Подключение к контролю над исполнением госконтракта банка позволяет видеть движение денег не только у подрядчика, но и по всей цепочке кооперации, насколько обоснованы были затраты у всех уровней субподрядчиков. Сейчас этого нет. Госзаказчик не понимает, что происходит с его деньгами, пока не наступит дата исполнения работ или их этапа. Не видит этого и государство. А когда деньги потрачены, попробуй их верни.

Обсуждаемый механизм в частности позволяет нам видеть долю посредников, которые вымывают деньги из госзаказа. По некоторым видам контрактов до 80-90% денег уходит посредникам, не выполняющим никаких работ, а снимающим административную ренту за близость к заказчику.

Здесь есть и большие плюсы, и возникают вопросы. Банк — это финансовый институт. А ту работу, которую мы хотим повесить на него по госконтрактам — инжиниринговые услуги: качество стройки, подложки дороги. И если банк начинает нанимать инжиниринговые фирмы, то вправе за эти услуги потребовать себе процент, что ложиться дополнительным бременем на госзаказ.

Как всегда в России вопрос: это будет добровольно или обязательно. Если добровольно, то переместить свои счета в один банк должны не только госзаказчики, но и все этажи подрядчиков. Если обязательно, то дополнительное бремя ляжет и на государство, и на подрядчиков всей цепочки».

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами ВШЭ

«Совершенно не ясно, о каких нарушениях идет речь. Это технические ошибки, которые были исправлены и деньги ушли, или это были попытки воровства.

Механизм обособленных счетов в новом законе «О ФКС» пока не прописан.

Конечно, это голубая мечта чиновников — задвинуть весь госзаказ через уполномоченные банки. Будет ли это эффективным механизмом противодействия нарушениям, или станет еще одной прокладкой на пути денег от заказчика подрядчику, пока не известно.

Для чего это надо банкам — это очевидно. Фактически все деньги госзаказа (а это порядка 5-7 трлн руб. в год) пойдут через них. И если они этого добьются, то вырваться из банковского плена уже будет невозможно никогда. Кто же отдаст доход просто так. А если им еще и платить за это будут. Это вообще золотое дно. Реальная выгода, которая приобретается банками, и так значительно больше той стоимости услуг, которая будет заложена в виде любой агентской комиссии.

Обязательное подключение банков к госзаказу — вещь очень серьезная. Этот вопрос надо обсуждать в высоких кабинетах со счетами в руках».

Евгений Красавин, руководитель направления «Госзакупки»консалтинговой компании МЦФЭР

«У нас есть несколько госорганов, которые контролируют расходование бюджетных средств, например, Казначейство.

Но главное, есть конкретный госзаказчик, генподрядчик, ответственный за каждый контракт. У него есть специально обученные для этого специалисты. Генподрядчик подписывает акт приемки-сдачи. Если придут проверяющие, может грамотно объяснить, почему тот или иной заказ состоялся.

А насколько компетентны специалисты в банках, чтобы принимать решение о качестве исполнения того или иного заказа? У банков нет ответственности за скорость и качество исполнения госконтракта. Они могут и палки в колеса ставить. Может появиться дополнительная коррупционная составляющая.

К тому же если еще и банки будут следить за госконтрактами, это увеличит затраты государства».

Сергей Габестро, председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru

«Контроль транзакций — это абсолютно точно эффективный механизм, получающий все более широкое распространение во всем мире. Он работает даже не на раскрытие, а на предотвращение различных махинаций с государственными деньгами.

Деньги имеют одно очень важное свойство: они всегда оставляют след. До тех пор, пока их не обналичили.

Другой вопрос: насколько анализ транзакций развит у нас в стране. Пока это только зачаточные эксперименты. Но этот инструментарий обязательно будет развиваться.

У нас в госзаказе основной контроль сейчас строится на соблюдении процедуры. Анализом транзакций у нас занимаются только следственные органы по факту совершения уголовных преступлений».

Статья написана по материалам сайтов: raschetniy-schet.ru, tonnametr.ru, www.interfax.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий