Аудит эффективности использования бюджетных средств в Российской Федерации

экономические науки

  • Карпова Дарья Дмитриевна , студент
  • Саратовский социально-экономический институт, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
  • АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Похожие материалы

Экономический кризис, постоянные трудности в привлечение денежных средств в экономику нашей страны повышают нагрузку на государственный бюджет постоянно растущими затратами на социальную поддержку населения [24, c.77]. Не стоит забывать, что государство кроме расходов государственных бюджетных средств на социальное обеспечение и поддержку различных категорий населения так же оказывает колоссальную поддержку и дотационные вливания в экономику предприятий Российской Федерации и т.д. [25, c.161].

В современном мире многие граждане заняты своими текущими делами и порой мысль о том, как государственные «мужи» тратят налоги и доходы от реализации «народного достояния» в виде реализации нефти, газа и приватизации части контрольных пакетов государственных компаний и компаний с государственным участием, возникает у большинства только в момент обострения социальных и экономических кризисов [21, c.233]. Так же такие вопросы, возникают в период выборов Президента или представителей в Государственную Думу, а также в иные представительные органы и т.д. [26, c.63]. А государственные бюджетные средства расходуются на нужды населения каждый день, например на доплату перевозчикам (автотранспортным предприятиям) за осуществление перевозки пенсионеров и других категорий льготников [22, c.357]. Также сюда можно отнести дотации за содержание детей государственных дошкольных учреждениях, траты на осуществление бесплатной вакцинации населения и т.д. [21, c.238]. Немногие из граждан интересуются бюджетом страны, только достигнут определенного возраста и гражданского самосознания, они проявляют к этому интерес [21, c.239].

Аудит эффективности как аналитический вид контрольных мероприятий в системе финансового контроля прочно вошел в практику работы Счетной палаты Российской федерации, начиная с 2000 года [14, c.126].

Мировой опыт свидетельствует, что аудит эффективности востребован т.к. бюджетная система развитых стран ориентирована не столько на освоение государственных средств, сколько на достижение конкретного результата [21, c.234]. Это означает, что в данных странах широко используют в государственном планировании бюджетирование, ориентированное на конечный результат [9, c.200].

Рассмотрим более подробно, что означает данный термин, который используют в государственном финансовом контроле. Бюджетирование, ориентированное на конечный результат, являющееся сутью бюджетных реформ, проводимых в Российской Федерации, который означает качественно новый подход к бюджетному процессу использования государственных средств, непосредственно увязывающий ресурсное обеспечение бюджетных, автономных и казенных организаций с итогами их деятельности [21, c.235].

Предметом аудита эффективности является использование бюджетных средств. В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий Счетной палаты проверяются и анализируются [16, c.36]:

  • результаты использования бюджетных средств [21, c.236];
  • организация и процессы использования бюджетных средств [21, c.237];
  • деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию бюджетных средств [11, c.917].

По результатам проверки и анализа деятельности указанных объектов определяется степень эффективности использования ими бюджетных средств [23, c.361].

По методике осуществления аудита эффективности, утвержденной для использования в практике Счетной Палаты РФ под эффективность использования бюджетных средств характеризуется соотношением между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств [1, c.112].

Стоит отметить, что при проведении конкретного аудита эффективности устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы бюджетные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций, или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования бюджетных средств [2, c.16].

В методике осуществления аудита эффективности государственных расходов понятие «экономичность» характеризует взаимосвязь между объемом бюджетных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества [22, c.358]. Продуктивность использования бюджетных средств в методике аудита эффективности определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами [3, c.499]. Результативность в данном случае характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования бюджетных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта [4, c.38].

Заслуживает внимание рассмотрение методики аудита эффективности государственных бюджетных средств [9, c.207]. Рассмотрим порядок осуществления аудита эффективности на примере такой важной государственной программы как «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 г. N 643-П. Государственная программа включает в себя ряд подпрограмм, а именно », «», », », », . [17, c.209]:

На первом этапе необходимо определить цели и вопросы аудита эффективности [19, c.80].

Так основной целью, в ходе аудита эффективности реализации исследуемой государственной программы это получить ответы на следующие вопросы [20, c.140]:

  • достигнуты ли заявленные в паспорте программы цели, а именно: обеспечение доступности и вариативности качественных образовательных услуг с учетом современных вызовов к системе дошкольного образования, обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентиро-ванного развития страны; создание эффективной системы профессионально-го образования, обеспечивающей сферу производства и услуг области вос-требованными квалифицированными специалистами и рабочими кадрами; создание условий для успешной социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; модернизация образователь-ных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного обра-зования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации [23, c.362] ;
  • обеспечивает ли организация ресурсного обеспечения образовательных учреждений достижение целей и решение задач системы образования в Саратовской области [18, c.214];
  • удовлетворены ли потребители услуг образовательных услуг их качеством и количеством [13, c.415].

Так же необходимо ответить на вопрос, относительно ожидаемых результатов, которые должны быть достигнуты в ходе выполнениях различного вида мероприятий в рамках данной государственной программы.

Ожидаемыми результатами реализации данной государственной программы является [3, c.500] :

  • ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет [23, c.363];
  • переход на обучение по общеобразовательным программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, 100 процентов обучающихся 1-10-х классов [3, c.501].;
  • привлечение в общеобразовательные организации молодых педагогов [23, c.364];
  • увеличение удельного веса детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5-18 лет до 78 процентов [5, c.128];
  • выявление и развитие способностей 31739 одаренных детей; повышение квалификации 1860 тыс. педагогических работников образовательных организаций области, работающих с одаренными детьми [5, c.129];
  • обеспечение потребностей экономики области в кадрах высокой квалификации по приоритетным востребованным направлениям [23, c.365];
  • создание во всех профессиональных образовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и санитарным нормам и правилам [22, c.359];
  • снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с 2029 человек в 2012 году до 900 человек в 2020 году [22, c.360];
  • создание во всех общеобразовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и санитарным нормам и правилам, обеспечение безопасных условий для получения качественного образования [22, c.361].

Далее, при проведении аудита эффективности реализации данной государственной программы следует определить критерии эффективности [12, c.535].

К этим критериям относятся экономичность, продуктивность и результативность [5, c.130]. На следующем этапе члены аудиторской группы подготавливают и направляют объектам аудита эффективности запросы о предоставлении необходимой информации для предварительного изучения [10, c.160].

На следующем этапе аудиторам Счетной Палаты необходимо составить и утвердить в установленном порядке программу проверки [5, c.131]. В данном плане должны быть указаны важные показатели, в ряду которых: наименование объекта, основание для проведения аудита эффективности, предмет аудита эффективности, проверяемый период, срок проведения аудита эффективности, цели аудита эффективности с перечнем конкретных вопросов для изучения деятельности объекта и критериев оценки эффективности, источники получения информации, краткое описание методов проведения мероприятия и сбора фактических данных для получения доказательств, распределение аудиторов, инспекторов и специалистов по конкретным вопросам и объектам изучения, сроки представления аудиторам инспекторами и специалистами материалов проверки, срок оформления и подписания акта проверки [6, c.4].

Далее аудиторы информируют руководство объектов о теме и времени планируемой проверки, получить их мнение о существующих рисках и проблемах в решении стоящих перед ними задач, обсудить источники определения критериев и возможность их применения для оценки эффективности в рамках данного аудита эффективности [5, c.127]. В ходе аудита эффективности программы «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года» изучаются такие показатели реализации подпрограмм, как срок начала реализации и срок окончания мероприятий, ожидаемый непосредственный результат, последствия отсутствия реализации ведомственной целевой программы и основного мероприятия, связь с государственной программы (подпрограммы) [15, c.30].

Так хорошим примером таких процедур оценки может служить «Развитие системы дошкольного образования». Так изучение «Создание условий для повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в системе дошкольного образования» показало, что ответственным за его реализацию является министерство образования области, органы местного самоуправления муниципальных районов области [9, c.203]. Целью реализации данной подпрограммы является создание условий для обеспечения качества услуг дошкольного образования в ходе поэтапного внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников сферы дошкольного образования, рост заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования [9, c.204]. В случае отсутствия реализации подпрограммы проявиться несоответствие качества предоставляемого дошкольного образования существующим требованиям [7, c.373].

На следующем этапе должно быть осуществлено оформление соответствующих рабочих документов для систематизации собираемой информации в ходе проведения контрольного мероприятия на бумажном и электронном носителе [8, c.396].

Следующим мероприятием является осуществление проверки на объекте аудита, собрать фактические данные в соответствии с выбранными методами и источниками, провести относительно каждой цели аудита анализ собранной информации с установлением нарушений, недостатков и проблем, выявление их причин, резервов повышения эффективности использования бюджетных средств [9, c.201]. После завершения всех проверок, сбора информации и доказательств, результаты и выводы должны быть обобщены [3, c.502].

На основании полученных результатов и выявленных отклонений должны быть выработаны соответствующие целям проверяемой государственной программы рекомендации [16, c.38].

Таким образом, на основании проведенного аудита эффективности и рекомендаций, сформированных на основании полученных результатов, позволяют поднять уровень эффективности использования государственных бюджетных средств и достижения максимального социального эффекта от реализации государственной программы [9, c.202].

Список литературы

  1. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: порядок применения принципов и критериев в соответствии с целями реализуемых государственных программы В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития современных гуманитарных и общественных наук Материалы II Международного электронного симпозиума. Под общ. ред. М.И. Абакарова. 2016. С. 112-117.
  2. Ваганова О.Е. Социальная и экономическая значимость результатов аудита эффективности использования государственных бюджетных средств В книге: Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели Материалы II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 16-17.
  3. Ваганова О.Е. Необходимость и результативность аудита эффективности использования государственных бюджетных средств В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 499-502.
  4. Ваганова О.Е. Значение результатов осуществления аудита эффективности использования бюджетных средств в рамках программ социально-экономического развития муниципального образования Наука и общество. 2016. № 2 (25). С. 38-43.
  5. Ваганова О.Е. Методика выбора критериев оценки эффективности использования государственных бюджетных средств в ходе реализации приоритетных национальных проектов NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 53. С. 127-132.
  6. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: порядок обоснования целей и задач при планировании проверки реализации долгосрочной целевой программы Факторы успеха. 2016. № 1 (6). С. 4-9.
  7. Бердинская Ю.П., Ваганова О.Е. Влияние системы внутреннего аудита на организацию системы внутреннего контроля предприятия Решение. 2016. Т. 1. С. 373-374.
  8. Мильзихова Л.М., Ваганова О.Е. Международные стандарты аудита: их роль и влияние на развитие и реформирование системы отечественного аудита Решение. 2016. Т. 1. С. 396-398.
  9. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: тенденции развития в зарубежной и отечественной экономике Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 200-207.
  10. Ваганова О.Е. Проблемы использования метода аудита эффективности Наука и общество. 2012. № 5. С. 160-164.
  11. Ваганова О.Е. Проблемы осуществления выбора критериев оценки эффективности использования государственных бюджетных средств В мире научных открытий. 2011. № 10-2. С. 917.
  12. Ваганова О.Е. Основные проблемы применения метода аудита эффективности В мире научных открытий. 2011. № 6.1. С. 535.
  13. Ваганова О.Е. Основные проблемы аудита эффективности реализации национальных проектов в Российской Федерации В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3.1. С. 415-422.
  14. Ваганова О.Е. Аудит эффективности использования бюджетных средств учреждениями государственного сектора В мире научных открытий. 2010. № 4-5. С. 126-127.
  15. Ваганова О.Е. Особенности методики проведения аудита учета основных средств бюджетных учреждений В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 30-32.
  16. Ваганова О.Е. Правила проведения аудита эффективности деятельности бюджетных учреждений В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 36-38.
  17. Ваганова О.Е. Значение аудита эффективности использования бюджетных средств в учреждениях Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-2. С. 209-214.
  18. Ваганова О.Е. Сущность аудита обоснованности сметы расходов учреждения-бюджетополучателя Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-2. С. 214-219.
  19. Ваганова О.Е. Основные принципы при проведении аудита бюджетных учреждений Наука и современность. 2010. № 1-3. С. 80-90.
  20. Ваганова О.Е. Аудит бюджетных организаций: международная и российская практика Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 5. С. 140-143.
  21. Ваганова О.Е., Карпова Д.Д. Методика аудита эффективности использования бюджетных средств в ходе осуществления государственной программы в сфере образования NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 56. С. 233-239.
  22. Ваганова О.Е. Аудит эффективности использования бюджетных средств В сборнике: Актуальные проблемы современной науки и образования материалы Научно-практической конференции с международным участием. Башкирский государственный университет, авторы ИСЭИ УНЦ РАН. 2010. С. 357-361.
  23. Ваганова О.Е. Методика аудита обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения В сборнике: Актуальные проблемы современной науки и образования материалы Научно-практической конференции с международным участием. Башкирский государственный университет, авторы ИСЭИ УНЦ РАН. 2010. С. 361-365.
  24. Ефремова Н.А. О роли человеческого потенциала российских предприятий в условиях современной экономики В книге: Экономические, институциональные и технологические проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях внешних вызовов Материалы международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Н.С. Яшин, Т.С. Мельникова, С.Ю. Седова, А.А. Сытник. 2015. С. 77-79.
  25. Ефремова Н.А. Особенности управления предприятием в кризисной фазе развития В сборнике: «…И помнит мир спасенный…» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 161-162.
  26. Ефремова Н.А. О рисках в деятельности предприятий в современных условиях повышенной неопределенности В сборнике: Актуальные проблемы управления: теория и практика Материалы VI Международной (очно-заочной) научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. С. 63-67.
Это интересно:  Сдача отчетности через телекоммуникационные средства связи

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Аудит эффективности бюджета как основа совершенствования бюджетного контроля

Организация бюджетного процесса на основе бюджетирования является методом формирования и исполнения бюджета, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами государственной политики и должны обеспечивать достижение получателями бюджетных средств установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнения возложенных на них задач и функций [1] .

В настоящее время организация бюджетного процесса направлена на повышение результативности бюджетных расходов, повышение роли среднесрочного финансового планирования, укрепление финансовой дисциплины.

Следует отметить, что национальные финансово-контрольные системы большинства стран мира в последнее время претерпевают значительные изменения, связанные с влиянием следующих внешних факторов:

  • а) усиление процессов глобализации и связанная с ними необходимость приведения национальных систем бухгалтерского учета и отчетности, аудита, контроллинга в соответствие с международными стандартами;
  • б) растущая экономическая взаимозависимость стран мира, увеличение масштабов и многообразия транснациональных операций, рост объема транснациональных финансовых потоков, что ведет к необходимости, с одной стороны, формирования действенных наднациональных органов финансового контроля, а с другой стороны, сотрудничества стран по отдельным проблемам на основе двух- и многосторонних соглашений;
  • в) усиление влияния гражданского общества и его вовлеченность в механизмы контроля за деятельностью правительственных структур на основе концепции рассмотрения правительства как наемного коллективного управляющего у всего общества в целях обеспечения адекватного жизнеобеспечения населения и подотчетности своим гражданам 1 .

Президент РФ отметил, что одной из задач Правительства РФ при формировании и реализации бюджетной стратегии является «проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов» [2] [3] .

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетного процесса является принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств. Данный принцип предусматривает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 Б К РФ).

В связи с этим большое значение имеет применение аудита эффективности и результативности бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит осуществляют подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), создаваемые органами исполнительной власти (органами местной администрации).

Аудит эффективности — контрольно-аналитическое мероприятие, направленное на совершенствование организации администрирования государственной (муниципальной) собственности расходования государственных средств, их экономии. Это также системный анализ финансово-хозяйственной деятельности получателя бюджетных средств или пользователя льгот, дающий возможность установить степень затратности достигнутого результата, его временные параметры.

Основная цель аудита эффективности — определение эффективности управления финансовыми потоками и государственной (муниципальной) собственностью; оценка эффективности государственного администрирования; выявление возможностей улучшения процесса реализации социальных функций.

В соответствии со стандартами ИНТОСАИ аудит эффективности используется в качестве инструмента оценки эффективности, результативности и экономичности бюджетных программ, их влияния на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов. Кроме контрольной функции, аудит эффективности выполняет информационную функцию, так как представляет общественности точную и всеобъемлющую информацию о результатах деятельности государственных органов, эффективности использования бюджетных средств, а также является одним из инструментов обеспечения прозрачности и подотчетности органов власти и иных государственных организаций [4] .

С. В. Степашин выделяет несколько важнейших областей, где необходимо сосредоточить усилия по внедрению и развитию аудита эффективности:

  • а) аудит государственных контрактов;
  • б) аудит эффективности обеспечения населения государственными услугами;
  • в) аудит эффективности использования средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение деятельности органов государственной власти и государственных организаций;
  • г) экологический аудит;
  • д) аудит эффективности налоговых поступлений;
  • е) аудит эффективности государственных капитальных вложений и финансирования проектов в области высоких технологий 1 .

Счетная палата РФ активно участвует в работе, направленной на повышение прозрачности бюджетной системы Российской Федерации, технологичности и четкости бюджетных процедур.

Контроль результативности представляет собой проверку и анализ соответствия результатов, полученных в ходе осуществления финансирования, критериям, определенным в качестве плановых заданий. Целью контроля результативности является установление факта выполнения возложенных (или заявленных) функций.

Необходимость в контроле результативности появляется с переходом на составление функционального результирующего бюджета, поскольку при сметном порядке финансирования нет необходимости оценивать результат. При сметном финансировании у органов государственной власти — заказчиков социальных услуг отсутствует альтернатива выбора их исполнителей, а при реализации функционального бюджета исполнителем может быть организация любой формы собственности [5] [6] .

Результативность использования государственных средств характеризуется степенью соответствия фактических результатов деятельности проверяемой организации запланированным и с учетом их двойственности также должна определяться с двух сторон: производственной (экономической) и социальной. Необходимо научиться прогнозировать ситуацию с минимальными погрешностями, контролировать эффективность принимаемых решений с точки зрения экономической или социальной выгоды на современном этапе и в перспективе, даже если решения принимаются в рамках действующего законодательства.

Как нам представляется, систему государственного финансового контроля следует рассматривать, используя организационные принципы системного подхода: принцип концентрированности действий, принцип комплексности действий, принцип решающего звена, принцип поэтапного развития системы органов финансового контроля, принцип организационной динамичности [7] .

Систематизированный и закрепленный на законодательном уровне государственный бюджетный контроль является одним из условий успеха экономических преобразований в Российской Федерации.

Аудит эффективности и финансовый аудит

Аудит эффективности государственных расходов является одним из наиболее действен­ных механизмов государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Это деятельность, направленная на анализ результативности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования, выявление причин отклонений фактических параметров от запланированных результатов в целях достижения максимально положительного общественного эффекта.

Аудит эффективности и финансовый аудит, базируясь на ряде общих принципов финансового контроля, имеют при этом различное содержание, которое обусловлено двойственным характером проверяемых результатов использования государственных средств. Именно это дает основание рассматривать аудит эффективности и финансовый аудит как разные типы финансового контроля.

Особенностью аудита эффективности, в отличие от финансового аудита, является то, что его объектами могут быть не только организации, предприятия и учреждения, но и социальные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных ресурсов.

Если предметом финансового аудита являются результаты расходования бюджетных средств, характеризующие правомерность их использования и отражаемые в соответствую­щих финансовых документах и отчетности, то предметом аудита эффективности является результаты использования государственных ресурсов по удовлетворению общественных потребностей.

Аудит эффективности и финансовый аудит, отличаясь по содержанию, осуществляемого ими финансового контроля как разные его типы, тем не менее, имеют ряд общих характерис­ тик, присущих финансовому контролю как таковому (таблица 1). Оба они проводятся в форме последующего контроля формирования и использования государственных средств, который направлен на выявление и устранение имеющихся проблем и недостатков.

Это интересно:  Показатели, которые влияют на стоимость ОСАГО

Аудит эффективности является направлением финансового контроля в сфере использо­вания государственных средств и включает следующие элементы: анализ деятельности орга­низаций по использованию бюджетных средств в целях повышения их эффективности, вскрытие недостатков и содействие принятию решений по их ликвидации. Орган государст­венного финансового контроля, осуществляющий аудит, должен выражать интересы государства, действовать независимо, адекватно интерпретировать реальную ситуацию.

Развитие аудита эффективности является следствием закономерного процесса развития финансовой системы государства и становится фактором реформирования системы внеш­него финансового контроля в направлении повышения эффективности использования бюджетных средств.

В системе государственного финансового контроля аудит эффективности характеризует­ся следующими особенностями:

  • — является особым типом государственного финансового контроля в целях определения эффективности формирования и использования финансовых средств государства;
  • — как форма финансового контроля формирования и использования государственных средств основывается на ряде общих с финансовым аудитом основных принципов и методов осуществления, присущих финансовому контролю как таковому;
  • — как тип государственного финансового контроля имеет существенные различия с финансовым аудитом в методологии проведения, специфике целей, задач и предмета.

Аудит эффективности представляет собой проверку деятельности органов государствен­ной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования и выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

Проверка эффективности использования бюджетных средств имеет множество различных целей, поэтому требуется разработка соответствующего им множества критериев оценки эффективности. Аудит эффективности каждого субъекта является единичным заказом, поэтому критерии оценки эффективности, установленные для одного субъекта могут не подходить для другого при проверке эффективности в этой же сфере.

Критерии оценки эффективности использования государственных средств представляют собой единство качественных и количественных характеристик организации деятельности контролируемого объекта. На их основе осуществляется проверка и анализ результатов достижения проверяемыми организациями установленных ими целей и задач, выполнения возложенных на них функций.

Критерии — это качественные и количественные характеристики некой «нормативной модели» организации деятельности проверяемого объекта по использованию государствен­ных средств. Они представляют обоснованные и выполняемые стандарты качества контроля, на основе которых возможна проверка и анализ результатов достижения поставленных целей.

Поскольку контроль эффективности использования бюджетных средств может иметь множество различных целей, требуется разработка соответствующего им множества критериев.

Любые критерии оценки эффективности являются одновременно аналитически задан­ными — потому что определяются по результатам анализа тех аспектов использования государственных средств, которые зафиксированы в целях проверки; формализованными -так как выбираются на основе положений нормативных документов, стандартов, установ­ленных показателей результатов деятельности проверяемых организаций; и субъективно определенными — поскольку решение об их выборе и использовании для оценки эффектив­ности использования государственных средств принимают субъекты проверки, то есть сами проверяющие.

Критерии являются достаточными в том случае, если позволяют сделать обоснованные заключения и выводы об эффективности использования государственных ресурсов в соответствии с поставленными целями проверки.

Понятие эффективности выражает относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Поэтому оценить эффективность финансового контроля можно только с помощью системы показателей, в которую включаются:

  • — абсолютные размеры выявленных в результате контроля недостач, незаконных расходов и хищений запасов и денежных средств;
  • — уровень возмещения причиненного государству материального ущерба в абсолютных суммах и в процентах к общей величине выявленных незаконных расходов, недостач и хищений, ущерб от невозврата или несвоевременного возврата бюджетных средств, выделенных на возвратной основе, потери от неперечисления в бюджет налоговых и неналоговых платежей, потери от искажений в финансовой отчетности, а также от ошибок в управлении и ведении учета хозяйственной деятельности объектов контроля.

Набор критериев оценки эффективности, их сочетание, соотношение количественных и качественных, относительных и динамических значений при аудите эффективности могут быть различными в зависимости от целей и специфики проверяемой сферы использования государственных средств. Содержание критериев зависит от предмета проверки и конкретных вопросов эффективности использования государственных ресурсов. На рисунке 1 представлены общие критерии эффективности государственного финансового контроля и их характеристики.

Аудит эффективности определяется как проверка соответствия критериям экономич­ности, продуктивности и результативности использования ресурсов при выполнении той или иной организацией своих задач и обязательств.

Экономичность трактуется как минимизация расходов на ту или иную цель при обеспечении требуемого качества работы. Продуктивность рассматривается по схеме «вход-выход» — как соотношение результатов деятельности организации и использованными на их производство ресурсами. Результативность характеризуется уровнем выполнения организацией поставленных задач в виде соотношения между запланированными и фактическими результатами ее деятельности.

Аудит эффективности — это финансовый контроль, подчиненный определению экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств для выполнения функций бюджетных структур и решения поставленных задач.

В деятельности контролируемых органов можно выделить некоторые элементы управления качеством контрольных мероприятий. Однако, определенной системы, включающей необходимые механизмы и процедуры обеспечения и контроля качества контрольной деятельности не создано. Отсутствие теоретических работ по определению содержания качества и формированию системы управления качеством в государственном финансовом контроле объективно тормозят использование аудита эффективности.

Основные требования, предъявляемые к качеству контрольной деятельности в процессе осуществления государственного финансового контроля, следующие:

  • — высокое качество планирования контрольных мероприятий, их осуществление и подготовка отчета о результатах;
  • — применение адекватных информационных ресурсов, которые обеспечивали бы ясное понимание и выполнение аудиторских задач и других требований всеми имеющими к ним отношение лицами;
  • — процедуры контрольных мероприятий должны обеспечивать строгое соблюдение установленных стандартов и методологии, создавать реальную возможность применения инструментальных средств;
  • — соответствие процедур аудита законодательным актам, определяющим деятельность органа финансового контроля;
  • — надежная защита информации, связанной с аудитом.

Внедрение системы управления качеством позволит получить надежные и легко защищаемые заключения органов государственного финансового контроля по результатам контрольных мероприятий и, тем самым, уменьшить риски возможных судебных исков, вызванных ошибками при проведении аудита. Кроме того, это повысит ответственность аудиторов и более высокой степени их удовлетворения работой.

Деятельность любой организации включает две основные функции: функциональную, то есть связанную с выполнением возложенных на нее функций и решением поставленных перед ней задач; экономическую, характеризующуюся материальными, трудовыми и финансовыми затратами на выполнение ее функций. Результативность использования государственных средств характеризуется степенью соответствия фактических результатов деятельности проверяемой организации запланированным результатам и определяется в двух аспектах — социальная и производственная (экономическая).

Результатом функциональной деятельности организации является социальный эффект для общества, какой-либо части населения или определенной группы людей выполнения возложенных на нее функций или задач. Социальная результативность характеризует использование государственных средств с точки зрения удовлетворения потребностей. Она характеризует пользу или выгоду от предоставления бюджетной услуги для ее получателей. Социальная результативность является одной из основных проблем аудита эффективности и предполагается при любой проверке эффективности. Возможны ситуации, когда бюджетные средства израсходованы на оказание определенных услуг, а результативность оказывается весьма низкой, если эти услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены.

Итогом экономической деятельности являются результаты в виде продукта деятельности, полученного в процессе использования государственных средств. Эффективным является использование ресурсов, при котором фактическая стоимость единицы ресурса будет меньше плановой, либо меньше чем стоимость аналогичного ресурса, используемого иными организациями для производства аналогичных услуг. Эффективность использования государственных средств определяется соотношением между выпуском продукции, объемом оказанных услуг и другими результатами деятельности проверяемой организацией и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Оценка продуктивности является более сложной процедурой по сравнению с оценкой экономичности. Для расчета продуктивности использования ресурсов требуется специальная информация, которая в настоящее время накапливается и не анализируется.

В общем виде методика аудита эффективности включает проведение определенной совокупности процедур получения доказательств, необходимых для формирования заключения относительно экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств. Проведение любого контрольного мероприятия включает три основных этапа: планирование, непосредственное проведение и подготовка отчета о результатах. Это относится и к аудиту эффективности (рисунок 2).

Как показывает опыт многих зарубежных стран (Великобритании, Канады, США, Швеции и др.), аудит эффективности обычно проводится в течение от 12 до 16 месяцев.

Существенным критерием выбора темы и объектов проверки является оценка возможных результатов аудита эффективности. Результаты проверки одной организации могут иметь широкий резонанс и оказать позитивное влияние на деятельность других организаций в данной сфере или на другие сферы использования государственных средств.

При выборе темы аудита эффективности необходимо учитывать объем государственных средств, используемых в возможной сфере проверки (например, в федеральной целевой программе) и/или предполагаемыми объектами проверки на осуществление определенных функций. Чем выше объем государственных средств, подлежащих проверке, тем больше должна быть значимость данного критерия.

Основные требования к результатам аудита эффективности следующие: информация, содержащаяся в отчете, должна быть точной, объективной, убедительной, ясной и исчерпы­вающей. Оценка результатов мероприятий, принятых и реализованных проверенными организациями в соответствии с рекомендациями по итогам аудита эффективности, может иметь качественные характеристики или же выражаться в количественных показателях повышения эффективности использования государственных средств, которые представляют собой, по сути, полученный эффект от проведенного аудита эффективности. Проверяемые организации должны быть ознакомлены с результатами проверки и иметь возможность сделать свои замечания по отчету.

  1. Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года (с изменениями и дополнениями).
  2. Колчеева О. О. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля //Вестник Московского университета МВД России, 2006, № 7. — 0,3 п.л. — Издание рекомендованное ВАК РФ.
  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: Инфра— М, 2001. — С. 404.

Реализация аудита эффективности в системе государственного финансового контроля бюджетных расходов

«Международный бухгалтерский учет», 2011, N 5

В статье сравнивается применение аудита эффективности в Российской Федерации и в западных странах с развитой экономикой. Автор приходит к выводу, что применение аудита эффективности приводит к более высокой социальной результативности использования государственных средств и тем самым способствует более эффективному решению значимых для общества социально-экономических задач.

В практике западных стран с развитой экономикой затраты на проведение проверки по использованию активов государства рассматриваются прежде всего как инвестиции денежных средств граждан, прибыль от которых должна выразиться в форме рекомендаций по улучшению системы учета, управления и расходования государственных средств. Такая позиция значительно отличается от российской практики, где проведение контрольных мероприятий по проверке расходов государственных средств, к сожалению, воспринимается (нередко не только на бытовом уровне) либо как поиск инструментов в борьбе политических взглядов, либо как инструмент выявления коррупционных процессов.

Эффективная экономика должна подразумевать, прежде всего, повышение эффективности использования бюджетных средств. Сущность эффективности любого экономического явления заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат — трудовых, материальных и финансовых — добиваться существенного увеличения результата конкретной деятельности. Вопрос эффективности бюджетных расходов является едва ли не основным при анализе бюджетных расходов в образовании, особенно ввиду того, что образование все больше становится самой крупной статьей расходов консолидированного бюджета (см. таблицу).

Это интересно:  Кому звонить по поводу отопления?

Динамика государственных расходов на образование в Российской Федерации за 2000 — 2009 гг.

Источник: Образование в Российской Федерации: 2009. Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 405 с.

Повышение эффективности использования бюджетных средств на образование, переход к составлению бюджета по методу, получившему название «бюджетирование, ориентированное на результат», требует внедрения качественно новых подходов к организации государственного финансового контроля. Современная экономика образования ориентирована на распределение финансовых затрат по критерию результативности.

Суть бюджетирования, ориентированного на результат, состоит в тесной увязке выделяемых бюджетных ассигнований с результатами деятельности бюджетных организаций. При этом бюджетные ассигнования будут выделяться не на содержание сети образовательных учреждений, а в зависимости от объема и качества предоставленных образовательных услуг. Внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, непосредственно связано не только с бюджетной, но и административной реформой, которая предусматривает развитие негосударственного сектора в сфере предоставления государственных услуг, создание конкурентной среды, наличие которой должно, несомненно, повлиять на повышение качества предоставляемых населению услуг.

Чтобы направлять бюджетные ресурсы наиболее эффективному производителю, необходимы данные, позволяющие сопоставлять качество одноименных услуг, оказываемых населению как бюджетными, так и коммерческими организациями, и затраты по их производству. Поэтому при оценке эффективности финансового обеспечения системы образования целесообразно сопоставлять расходы бюджета на образование с полученными результатами.

Одной из главной трудностей внедрения нового механизма государственного финансового контроля за расходами на финансирование системы образования является создание метода или системы индикаторов социальной и экономической эффективности бюджетных расходов.

Наиболее действенной формой государственного финансового контроля за расходами на финансирование образования современные ученые считают аудит эффективности использования государственных средств. Данную точку зрения поддерживает и автор.

Появление аудита эффективности исследователи и практики финансового контроля связывают с новыми методами разработки и выполнения бюджетных программ и, в частности, с программно-целевым методом формирования бюджета в США, внедренным в середине 1960-х гг. При планировании программы мероприятий, связанных с использованием государственных средств, осуществлялись расчеты необходимых для ее реализации ресурсов и достижения запланированных целей. Реализация подобных бюджетных программ и потребовала создания соответствующей системы оценки достигнутых целей и затраченных ресурсов, что, собственно, и привело к возникновению аудита эффективности.

Органы государственного финансового контроля, осуществляющие аудит эффективности, существуют в подавляющем большинстве государств мира. В настоящее время Международная организация высших органов государственного финансового контроля (ИНТОСАИ) объединяет органы государственного аудита 186 стран.

Возникновение аудита эффективности связано с деятельностью органов государственного финансового контроля ряда стран (Великобритании, Канады, Швеции и США и др.), которые в конце 1950-х — начале 1960-х гг. начали проводить проверки государственных расходов не только в соответствии с требованиями правовых актов, но и с точки зрения общественной (социальной) полезности, т.е. результатов, которые общество получило от законно израсходованных бюджетных средств.

Процесс аудита эффективности основывается на стандартах, которые содержат ключевые понятия, процедуры и формы отчетности. Государственным контрольным управлением США установлены Общепринятые стандарты государственного аудита , или «Желтая книга» («Yellow Book» ), в которых сформулирована цель государственного аудита — выявление на ранней стадии отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности, экономии в целях принятия мер по устранению, предупреждению или сокращению нарушений в будущем. Кроме того, в них излагаются пять общих требований для специалистов в области государственного аудита: квалификация, независимость, ответственность, качество контроля и конфиденциальность.

Generally Accepted Government Auditing Standards.
Текст Generally Accepted Government Auditing Standards (The Yellow Book) с учетом вносимых в него изменений находится на официальном сайте Государственного контрольного управления США (U.S. Government Accountability Office). URL: http://www.gao.gov/govaud/ybk01.htm.

Работа по совершенствованию стандартов государственного аудита в США не прекращается. Так, последние изменения, внесенные в «Желтую книгу» в июне 2007 г., затронули вопросы укрепления ключевой роли ревизии в поддержании ответственности и предоставления информации для совершенствования правительственных расходных операций. Кроме того, были дополнительно разъяснены положения существующих стандартов государственного контроля с одновременным признанием возможности использования при его осуществлении других профессиональных стандартов, в частности выпущенных Международным советом по стандартам ревизии и гарантии (IAASB) и Институтом внутренних аудиторов (IIA).

Похожий путь выработки идеи аудита эффективности и внедрения его в практику своей работы прошли практически все органы внешнего финансового контроля развитых стран.

Так, высшим органом финансового контроля Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии — Национальным контрольно-ревизионным управлением государственный аудит органов исполнительной власти и государственных органов проводится с использованием двух видов аудита: финансовые проверки и аудит эффективности.

The National Audit Office. Официальный сайт http://www.nao.org.uk/.

При осуществлении основной функции — подготовки докладов Контролера и Генерального аудитора Палате общин и ее Комитету по бюджету о расходах органов исполнительной власти страны — большинство сотрудников управления продолжают заниматься традиционным финансовым аудитом, который направлен на предоставление независимого заключения по ежегодной финансовой отчетности, составляемой государственными учреждениями. Целью такого заключения является подтверждение точности и полноты финансовой отчетности, соблюдение существующих правил при раскрытии информации, достоверность операций, отраженных в учетных документах, правильность отражения имеющихся активов и обязательств. Все финансовые проверки проводятся в соответствии с национальными аудиторскими стандартами, изданными Советом по аудиторской практике, и соответствующими аудиторскими стандартами Международной ассоциации бухгалтеров. В процессе проведения финансовых проверок также вырабатываются рекомендации по организации внутреннего контроля и финансового управления .

См.: Джон Борн, Контролер и Генеральный аудитор Великобритании. Государственный аудит в Европе. Достижения и перспективы. Сборник статей, подготовленных высшими органами финансового контроля — членами ЕВРОСАИ. М.: Финансовый контроль, 2005. С. 72.

Однако в деятельности Национального контрольно-ревизионного управления за последние 15 лет произошли значительные перемены, связанные с внедрением и совершенствованием аудита эффективности.

Практика проведения аудита эффективности сотрудниками Национального контрольно-ревизионного управления позволила выработать и внедрить в повседневную практику проверки эффективности использования государственных средств, основанные на оценке экономичности, продуктивности и эффективности (так называемый принцип трех «E» — от начальных букв трех английских слов):

  • экономичность (economy) — минимизация стоимости используемых или запрашиваемых ресурсов;
  • продуктивность (efficiency) — взаимосвязь между количеством произведенных товаров или оказанных услуг и использованными ресурсами;
  • эффективность (effectivness) — взаимосвязь между планируемыми и действительными результатами использования государственных бюджетных средств.

На современном этапе аудит эффективности наряду с проверками финансовой деятельности (финансовым аудитом) применяется без исключения всеми органами финансового контроля вне зависимости от величины страны и размера государственного бюджета.

В процессе проведения аудита эффективности используются положения ревизионных стандартов ИНТОСАИ. В них аудит эффективности определяется как проверка соответствия критериям экономичности, продуктивности и результативности использования ресурсов при выполнении той или иной организацией своих задач и обязательств.

Под экономичностью понимается минимизация расходов на ту или иную цель при обеспечении требуемого качества работы. Продуктивность рассматривается по схеме «вход-выход» в виде соотношения результатов деятельности организации и использованных на их производство ресурсов. Результативность характеризуется уровнем выполнения организацией поставленных задач в виде соотношения между запланированными и фактическими результатами ее деятельности.

Необходимость внедрения аудита эффективности в качестве современного средства оценки экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств требует соответствующего закрепления в нормативно-правовых актах Российской Федерации. В бюджетном законодательстве до настоящего времени нет четкого определения базовых понятий «внутренний контроль», «внутренний аудит», «внешний аудит», «внутренний финансовый аудит», «аудит эффективности», «независимая экспертная оценка». На федеральном, региональном и местном уровнях действует множество нормативных правовых актов, которые в той или иной степени затрагивают вопросы финансового контроля, однако они разрабатывались и принимались в разное время и не связаны единой концептуальной основой. Остается нерешенным и вопрос о том, кто должен заниматься аудитом эффективности, координировать и регулировать его развитие.

Внедрение аудита эффективности образовательной системы затрудняется в результате отсутствия методической базы. Прежде всего это касается выбора и формирования критериев оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями, к которым неприменимы или малоприменимы критерии и показатели коммерческой деятельности (прибыль, рентабельность, капитализация и др.).

В первую очередь необходимо разработать единую концепцию развития государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации и утвердить ее на федеральном уровне. Затем потребуется внести изменения и дополнения в действующее законодательство, регулирующее финансовое обеспечение образовательных учреждений.

Основным аргументом к применению аудита эффективности в сфере образования является то, что он представляет собой механизм определения результата от использования государственных средств, позволяющий оценить социально значимый эффект этих расходов, который может выражаться в повышении качества образовательных услуг, повышении успеваемости, создании благоприятных условий для привлечения инвестиций, развитии бизнеса, создании условий для обеспечения занятости населения и т.д.

При рассмотрении практического аспекта применения аудита эффективности можно выделить два вида решаемых им задач.

Во-первых, выводы по результатам проведенного аудита эффективности, содержащие оценки эффективности использования государственных средств, дают информацию законодательным (представительным) органам государства о качестве управления государственными финансами и имуществом, содействуют повышению ответственности, прозрачности и подотчетности в работе органов государственной власти и получателей государственных средств.

При выполнении независимого финансового контроля, в частности, Счетной палатой Российской Федерации осуществляется контроль за деятельностью системы исполнительной власти по распоряжению государственными средствами, а о результатах контроля информируются парламент, руководство страны и общество в целом.

Таким образом, результаты аудита эффективности являются одним из инструментов в осуществлении действенного парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти, фактором укрепления доверия общества к государственной власти, а также фактором обеспечения благосостояния граждан и стабильности государственной власти.

Во-вторых, выводы и предложения по результатам аудита эффективности позволяют внедрять современные методы работы в деятельность государственных органов, организаций и учреждений, повышать качество управления с использованием государственных средств. Развитие системы государственного финансового контроля расходов на финансирование образования, основанное на широком применении современных и передовых видов контроля, в частности аудита эффективности, может стать важнейшей составляющей частью реформирования бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, возникает необходимость применения аудита эффективности в рамках государственной контрольной системы. Это обусловлено целью его применения — необходимостью гарантировать эффективное использование государственных ресурсов на финансирование образования, а не просто установить нарушения законодательства при их использовании.

Применение аудита эффективности на практике приводит к более высокой социальной результативности использования государственных средств и способствует более эффективному решению значимых для общества социально-экономических задач.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, articlekz.com, wiseeconomist.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий