+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Отдел кадров бюджетного учреждения», 2008, N 2

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Раздел X ТК РФ посвящен вопросам охраны труда на предприятии. В ст. 212 ТК РФ в качестве одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда названо проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Данному положению корреспондирует закрепленное в ст. 216 ТК РФ право проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, качества проведения аттестации. В ст. 209 ТК РФ определено, что аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Содержание указанных норм позволяет сделать вывод об обязательности проведения аттестации всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности. Тем не менее у работодателей остается много вопросов о порядке и сроках проведения аттестации. В настоящей статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование проведения аттестации, раскрыты ее основные этапы и порядок документального оформления, приведены мнения специалистов, непосредственно связанных с проведением аттестации.

Понятие и цели проведения аттестации

Аттестация рабочих мест — одна из основных составляющих системы управления охраной труда в организации, представляющая собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

Аттестацией рабочих мест признается комплексная оценка рабочих мест. Она включает в себя:

— гигиеническую оценку условий и характера труда (на основе инструментальных измерений физических и химических факторов трудового процесса);

— оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности труда);

— оценку травмобезопасности рабочего места;

— оценку обеспеченности средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), спецодеждой, спецобувью в соответствии с утвержденными нормами.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента осуществления последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты, а также по требованию органов государственной экспертизы.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:

— контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору, а также для проведения мероприятий по улучшению условий труда;

— предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

— предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

— подготовки статистической отчетности об условиях труда;

— подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— подготовки контингента и поименного списка работников, подлежащих обязательному предварительному (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам;

— расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;

— обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, производственного оборудования, участков;

— рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

— обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

— обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта РФ и на федеральном уровне;

— проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативная база для проведения аттестации

рабочих мест по условиям труда

Нормативной базой для проведения аттестации являются:

2) нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда:

— стандарты системы безопасности труда (утверждаются приказами Госстандарта и Ростехрегулирования);

— санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ);

— типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим спецодежды, спецобуви и других СИЗ (утверждаются приказами Минздравсоцразвития);

— межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

— строительные нормы и правила (СНиП) и другие нормативные правовые акты.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

по условиям труда

В настоящее время порядок проведения аттестации регламентируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12, которое является основным нормативно-правовым документом по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

С 1 сентября 2008 г. вводится в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569.

Новый Порядок проведения аттестации распространяется на работодателей, являющихся юридическими и физическими лицами, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Условно всю работу по проведению аттестации можно разделить на четыре этапа:

3) аналитический (оформительский);

Подготовительный этап. Он является основополагающим для определения общего объема, продолжительности, трудоемкости предстоящих работ, а также их стоимости. Данный этап аттестации подразумевает реализацию следующего алгоритма:

— принятие руководством предприятия решения о проведении аттестации;

— определение имеющегося в распоряжении объема денежных средств и источника финансирования работ по проведению аттестации (собственные средства предприятия, средства ФСС);

— определение схемы проведения аттестации (выполнение всего комплекса работ силами собственной лаборатории предприятия при ее наличии; выполнение работ сторонней организацией, аккредитованной в установленном порядке; совместное выполнение работ как собственными силами, так и с привлечением сторонней организации);

— издание приказа по предприятию об организации и проведении работы по аттестации (этим же приказом создается аттестационная комиссия предприятия, определяется ее состав, утверждается председатель аттестационной комиссии);

— определение количества рабочих мест предприятия, подлежащих аттестации по условиям труда;

— составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;

— мониторинг регионального рынка услуг по охране труда, в том числе анализ предложений испытательных лабораторий, центров охраны труда, проводящих аттестацию на предприятиях;

— определение при необходимости сторонней организации для проведения работ по аттестации (в последнее время чаще всего на конкурсной основе);

— определение сроков выполнения работ по аттестации (при необходимости составления календарного плана — графика работ);

— определение и согласование стоимости работ по аттестации, в необходимых случаях заключение договоров со сторонней организацией.

Рассмотрим более подробно схемы проведения аттестации.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

собственными силами предприятия

Проведение работ по аттестации рабочих мест достаточно трудоемкий и технологичный процесс, требующий от соответствующего персонала определенных знаний в области охраны труда и промышленной санитарии, а также наличия в организации метрологически поверенного оборудования и аттестованных методик для осуществления измерений вредных производственных факторов. Выполнение работ по аттестации собственными силами не требует больших финансовых затрат, однако этот вариант имеет существенные минусы, что в результате снижает эффект от проведенной аттестации рабочих мест и сводит совершенную работу к формальной процедуре.

Преимущества и недостатки проведения аттестации

рабочих мест собственными силами

Экономия финансовых средств
организации за счет привлечения к
аттестации своих работников

Загруженность работников, занятых в
проведении аттестации, так как они
вынуждены совмещать свою
непосредственную работу с работой по
аттестации

Работники, занятые в проведении
аттестации, хорошо знакомы с
особенностями оборудования и
технологических процессов в
организации

Недостаток у работников специальных
знаний по оценке условий труда

Отсутствие у работников мотивации
участия в проведении работ по
аттестации

Отсутствие в организации полного
комплекта оборудования для измерения
параметров вредных производственных
факторов, в результате — неполная
информация об условиях труда

Несоблюдение сроков проведения
аттестации

Проведение аттестации собственными силами предполагает наличие в организации лаборатории, аттестованной или аккредитованной на право осуществления инструментальных измерений и оценки опасных и вредных факторов производственной среды, которые обычно имеются лишь на крупных предприятиях. При этом область аттестации или аккредитации таких лабораторий должна включать широкий набор измеряемых опасных и вредных факторов производственной среды.

Схема проведения работ собственными силами представлена в приложении.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

с привлечением аккредитованной в ССОТ

Для проведения работ по аттестации сторонней аттестующей организацией «под ключ» необходимо заключить договор со специализированной аттестующей организацией (аккредитованной в системе сертификации работ по охране труда (ССОТ)). Вся работа проводится силами аттестующей организации. Стоимость аттестации одного рабочего места может варьировать от 1500 до 3500 руб. и зависит от количества аналогичных рабочих мест и набора вредных производственных факторов, так как с этим напрямую связано количество проводимых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. В итоге организация получает большой комплект документов по проведенной аттестации рабочих мест. Обращаем внимание на то, что указанные материалы позволяют представить отчет о проведенной аттестации рабочих мест, и для практического применения результатов аттестации необходимо их изучение. Но в условиях ежедневной занятости срочными делами материалы аттестации часто не изучаются. В результате данные материалы не всегда находят практическое применение, и главная цель — улучшение условий труда — не достигается.

Проведение аттестации рабочих мест «под ключ» осуществляется организациями с численностью работающих до 1000 человек, у которых отсутствуют собственная лаборатория и служба охраны труда, в том числе и бюджетными организациями, поскольку создание собственной аттестованной лаборатории и подготовка специалистов займут значительное количество времени и денежных средств.

Преимущества и недостатки проведения аттестации рабочих

мест с привлечением аттестующей организации

Высокое качество проведения работ
по аттестации

Большие финансовые затраты

Соблюдение сроков выполнения
работ по аттестации

Низкое вовлечение работников
организации в работу по аттестации

Возможность проведения аттестации
за счет средств ФСС (возврат 20%
страховых взносов за предыдущий
год)

Отстраненность работников организации
от использования результатов
аттестации, отсутствие
заинтересованности в последовательном
улучшении условий труда

Отсутствие у специалистов аттестующей
организации полной информации об
особенностях технологического процесса

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

собственными силами с привлечением аттестующей организации

В данном случае работы по аттестации выполняются работниками организации совместно со специалистами аттестующей организации под методическим руководством последней. Сотрудники аттестующей организации оказывают методическую помощь, проводят измерения и оценку вредных производственных факторов, оказывают помощь в оформлении пакета документов по аттестации рабочих мест. Такой вариант проведения аттестации рабочих мест позволяет снизить финансовые затраты организации. Однако пока эта схема не нашла широкого применения в практике проведения аттестации рабочих мест, хотя она является наиболее выгодной для организации.

Преимущества и недостатки проведения аттестации

рабочих мест собственными силами

с привлечением аттестующей организации

Создаются условия для экономии
денежных средств за счет
выполнения части работ
собственными силами

Не все аттестующие организации готовы
воспользоваться этим вариантом
проведения аттестации

Возможность проведения аттестации
за счет средств ФСС (возврат 20%
страховых взносов за предыдущий
год)

Высокое качество проведения работ
по аттестации за счет полной
информации об особенностях
технологического процесса

Повышение заинтересованности
работников организации в
проведении аттестации, повышение
их знаний в области охраны труда

Соблюдение сроков выполнения
работ по аттестации

Осуществление оперативного обмена
информацией между аттестуемой и
аттестующей организациями

К выбору варианта проведения аттестации необходимо подойти очень ответственно, нужно оценить возможности организации, преимущества и недостатки вариантов проведения аттестации, так как от принятого решения будут зависеть и ее итоги.

В случае привлечения для выполнения работ по аттестации рабочих мест аттестующей организации аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация, и аттестующей организацией на паритетной основе.

В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, главных специалистов, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, представителей аттестующей организации.

Аттестационная комиссия организации:

1) осуществляет методическое руководство и контроль за работой по аттестации на всех ее этапах;

2) формирует необходимые для проведения аттестации нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

3) составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием производственного оборудования, применяемых сырья и материалов;

4) подписывает карты аттестации и организует ознакомление работников с результатами аттестации;

5) при наличии на рабочих местах вредных и опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений или дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми СИЗ, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;

6) разрабатывает мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда в организации и вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.

Особое внимание следует обратить на определение количества рабочих мест, подлежащих аттестации. Эта информация является основой для составления перечня рабочих мест, являющегося главным документом подготовительного этапа работы, позволяющим определить объем работ и трудозатраты на их проведение, а также рассчитать стоимость их выполнения.

При составлении перечня необходимо выделить аналогичные рабочие места, учесть пол работников, вид оборудования, инструмент, наименование профессии, сменность работы, так как от этого зависит количество рабочих мест. В связи с этим перечень рабочих мест целесообразно составлять совместно со специалистами аттестующей организации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда является одной из важнейших обязанностей работодателя, поскольку позволяет оценить гигиенические условия и характер труда, травмобезопасность рабочих мест, а также учесть обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты .

Постановление Минтруда России от 14.03.1997 N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

В прошлом номере журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения» были рассмотрены вопросы правового регулирования аттестации и ее цели, определены схемы, отмечены преимущества и недостатки различных вариантов ее проведения, указаны действия работодателя на подготовительном этапе аттестации. В этом номере расскажем о порядке проведения следующих трех этапов аттестации (исследовательского, аналитического, заключительного) и источниках финансирования таких работ.

Исследовательский этап. На этом этапе на каждом рабочем месте (или 20% аналогичных рабочих мест) проводятся инструментальные измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение параметров тяжести и напряженности трудового процесса. Оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы. При проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса необходимо использовать средства измерений, прошедшие государственную проверку в установленные сроки. Оценка факторов производственной среды и трудового процесса основана на гигиенической классификации условий труда.

Проведение измерений и оценка факторов производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами, затем определяется класс опасности рабочего места.

Измерения и оценка условий труда не проводятся в тех случаях, когда это противопоказано из соображений безопасности для основной работы или работы специалистов, производящих замеры.

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится на соответствие их требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников.

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится путем сопоставления фактического состояния объектов оценки (производственного оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечения средствами обучения и инструктажа) с требованиями нормативных правовых актов, эксплуатационных и технологических документов, предусматривающих обеспечение на рабочих местах безопасных условий труда. Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом установленной формы. На рабочих местах, где отсутствуют объекты оценки травмобезопасности рабочих мест, протокол не составляется.

Результаты оценки травмобезопасности рабочего места с указанием класса условий труда по травмобезопасности вносятся в карту аттестации рабочего места.

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).

Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом, за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

Аналитический (оформительский) этап. На этом этапе работы необходимо систематизировать и проанализировать сведения, полученные в результате измерений вредных производственных факторов, оценки травмобезопасности и обеспеченности СИЗ. Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда проводится на основе Руководства путем сопоставления результатов измерений параметров вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с гигиеническими нормативами.

Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах включает оценку:

— степени вредности и опасности;

— обеспеченности работников СИЗ.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным и допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают требованиям гигиены и безопасности. Рабочее место признается аттестованным.

В случае, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности, а обеспеченность работников СИЗ не соответствует действующим нормам, условия труда на таком месте относятся к вредным и (или) опасным.

Это интересно:  Статья 23 129-ФЗ - Отказ в государственной регистрации

Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицируется по вредности и (или) опасности производственных факторов по классу 4, по травмобезопасности — по классу 3.

При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

На каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда) составляется карта аттестации рабочего места по условиям труда. Карта аттестации рабочего места — документ, содержащий сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых компенсациях, доплатах работникам, нормах выдачи СИЗ, спецодежды и спецобуви, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте.

Завершающий этап. На этом этапе оформляется ряд обязательных документов, в которых отражаются итоговые сведения по оценке условий труда:

— ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации;

— сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации.

Аттестационная комиссия по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, в который включаются в том числе мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В таком плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их проведения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работником, представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор.

Результаты аттестации оформляются в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации и привлечении (при необходимости) к этой работе аттестующей организации;

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;

3) карты аттестации с протоколами измерений и оценок условий труда;

4) ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации, а также сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;

5) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

6) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации;

7) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов;

8) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда (аттестата аккредитации и области аккредитации) — в случае привлечения для выполнения работ по аттестации аттестующей организации.

После проведения аттестации работодатель должен направить комплект документов по аттестации рабочих мест в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта РФ.

Документы по аттестации являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Финансирование работ по аттестации

рабочих мест по условиям труда

Для финансирования работ по аттестации и сертификации работ по охране труда из части страховых взносов, уплаченных организацией в прошлом году, руководитель организации должен обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.

Схема проведения аттестации собственными силами

│ 1│ Руководитель организации │

│ │1.1. Проводит организационно совещание по поводу организации работ по │

│ │1.2. Определяет состав аттестационной комиссии │

│ 2│ Аттестационная комиссия организации │

│ │2.1. Разрабатывает план-график аттестации. │

│ │2.2. Назначает ответственных за выполнение работ по аттестации. │

│ │2.3. Руководитель организации утверждает план-график аттестации и │

│ 3│ Служба организации труда и заработной платы │

│ │3.1. Формирует перечень рабочих мест, кодифицирует рабочие места. │

│ │3.2. Заносит в перечень рабочих мест следующие сведения: │

│ │- код рабочего места; │

│ │- наименование профессии (должности); │

│ │- количество работающих на рабочем месте (в том числе женщин); │

│ │- предоставляемые льготы и компенсации; │

│ │- виды выполняемых работ с указанием процента занятости в смену. │

│ │3.3. Передает проект перечня в технологическую службу организации │

│ 4│ Технологическая служба организации │

│ │4.1. Заносит в перечень рабочих мест следующие сведения: │

│ │- характер выполняемой работы; │

│ │- наименование оборудования и его инвентарный номер; │

│ │- технологическая оснастка и инструмент; │

│ │- основные детали с указанием их веса и количества изготавливаемых │

│ │деталей в смену. │

│ │4.2. Передает перечень главному инженеру для утверждения │

│ 5│ Главный инженер │

│ │5.1. Проверяет соответствие указанных в перечне оборудования, │

│ │инструмента, материалов фактическому наличию на рабочих местах. │

│ │5.2. Утверждает перечень рабочих мест. │

│ │5.3. Проводит подготовку рабочих мест к аттестации (проверку │

│ │исправности освещения, вентиляции, оборудования). │

│ │5.4. Передает перечень в службу охраны труда │

│ 6│ Служба охраны труда организации │

│ │6.1. Обследует рабочее место, выявляет опасные и вредные │

│ │6.2. Проводит оценку травмобезопасности и обеспеченности СИЗ. │

│ │6.3. Проводит оценку тяжести и напряженности трудового процесса. │

│ │6.4. Передает перечень (с указанием вредных и опасных производственных│

│ │факторов) в лабораторию для проведения инструментальных измерений │

│ │вредных факторов производственной среды │

│ 7│ Лаборатория организации │

│ │7.1. Проводит измерения вредных производственных факторов. │

│ │7.2. Подготавливает протоколы измерений вредных производственных │

│ │7.3. Передает протоколы измерений вредных производственных факторов в │

│ │службу охраны труда │

│ 8│ Служба охраны труда │

│ │8.1. Проводит оценку условий труда по степени вредности и опасности. │

│ │8.2. Оформляет карты аттестации рабочего места с приложением │

│ │- по фактору вредности и опасности; │

│ │- оценки тяжести трудового процесса; │

│ │- оценки напряженности трудового процесса; │

│ │8.3. Составляет ведомости рабочих мест и результатов аттестации. │

│ │8.4. Представляет карты аттестации и ведомости в аттестационную │

│ 9│ Аттестационная комиссия организации │

│ │9.1. Проводит анализ результатов аттестации и подготовку рекомендаций │

│ │и предложений в аттестационную комиссию. │

│ │9.2. Подписывает документы по аттестации (карты аттестации, ведомости,│

│ │9.3. Разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению │

│ │условий труда для условно аттестованных рабочих мест. │

│ │9.4. Оформляет протокол о завершении работ по аттестации. │

│ │9.5. Готовит проект распорядительного документа по итогам проведенной │

│10│ Руководитель организации │

│ │10.1. Утверждает результаты аттестации. │

│ │10.2. Организует выполнение плана мероприятий в установленные сроки. │

│ │10.4. Организует ознакомление работающих с результатами аттестации и │

│ │хранение материалов по аттестации │

От редакции. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев аттестация рабочих мест по условиям труда в бюджетных учреждениях проводится с привлечением аттестующей организации. Создание собственных лабораторий нецелесообразно ввиду того, что замена производственного оборудования осуществляется редко (сказывается недостаток финансирования), а при отсутствии каких-либо изменений очередная аттестация должна проводиться не реже раза в 5 лет.

Содержание

Аттестация рабочих мест по условиям труда

attestaciya_rm.jpg

Похожие публикации

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда позволяет работодателю определить насколько безопасно организована деятельность его сотрудников. В настоящее время все наниматели, за исключением физических лиц без образования ИП, должны проводить данное мероприятие.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Сразу стоит отметить, что в настоящее время в законодательных актах такое понятие как «аттестация рабочих мест» не применяется, его заменили на «специальную оценку условий труда» еще с 01.01.2014 г. Но в обиходе до сих пор чаще используют словосочетание «аттестация рабочих мест».

По своей сути эти два понятия идентичны, и одно и другое подразумевает проведение специального комплекса мероприятий, направленного на выявление вредных и опасных факторов на том или ином рабочем месте.

В настоящее время действующий закон об аттестации рабочих мест – это Федеральный закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее Закон).

Аттестация рабочих мест: срок действия

Периодичность аттестации рабочих мест бывает следующей:

  • Плановое проведение спецоценки 1 раз каждые 5 лет.
  • Внеплановое проведение по мере возникновения необходимости.

Внеплановая аттестация рабочих мест может быть проведена в следующих случаях:

  • появление новых рабочих мест,
  • несчастный случай или профзаболевания в связи с воздействием опасных факторов,
  • изменения, произошедшие в технологическом процессе,
  • предписание инспекторов ГИТ или по предложению представительного органа работников.

Для таких ситуаций статья 17 Закона устанавливает предельный срок от 6 до 12 месяцев на проведение внеплановой спецоценки, в зависимости от причины, ее повлекшей.

Еще один вопрос, возникающий у нанимателей, которыми до вступления в силу Закона была проведена аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна такая проверка, нужно ли проводить вместо нее спецоценку? Закон гласит, что, если нет предпосылок для проведения внеплановой оценки, аттестация будет действительна в течение 5 лет. То есть, если предприятия провели ее до конца 2013 года, впервые проводить спецоценку им нужно только в 2018 году.

Аттестация рабочих мест: кто проводит

Согласно статье 8 Закона спецоценка рабочих мест организуется работодателем при участии компании, которая имеет право осуществлять такие работы.

К привлекаемой организации предъявляется ряд требований:

  • В перечне деятельности должен присутствовать код ОКПД аттестации рабочих мест: 71.20.19.130 (по классификатору ОК 034-2014).
  • В штате компании должны быть трудоустроены не менее 5 сертифицированных экспертов.
  • В структуру компании должна входить специальная аккредитованная лаборатория, для проведения замеров и проб.

Для того чтобы быть уверенным, что компания, которой поручено проводить проверку, соответствует заявленным требованиям, нужно проверить ее наличие в специальном списке, который находится на сайте Минтруда .

Как провести аттестацию рабочих мест самостоятельно

В настоящее время наниматели не вправе проводить аттестацию рабочих мест без привлечения сотрудников компании, имеющей соответствующую лицензию. В противном случае результаты такой спецоценки не будут иметь законную силу.

Как проводится аттестация рабочих мест

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Издание приказа о проведении аттестации, в котором назначается комиссия и сроки проведения.
  • Определяется список рабочих мест, подлежащих спецоценке. Здесь нужно учитывать периодичность аттестации рабочих мест. Проверяются только те места, срок предыдущей оценки которых истекает.
  • Проводится непосредственная работа по изучению документации, проведение замеров и взятие проб.
  • Оформляется отчет, в который входит карта аттестации и сводная ведомость. В них вносятся все проведенные мероприятия и делается вывод о безопасности рабочего места с присвоением определенного класса.

С результатами спецоценки необходимо ознакомить заинтересованных работников.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Это сводный документ, в который вносятся все сведения о проверяемом рабочем месте, и указывают уровень (степень) воздействия тех или иных факторов, например, уровень АПФД (в аттестации рабочих мест под этой аббревиатурой объединяют все аэрозольные вещества, которые могут находиться в воздухе).

В карте аттестации также указываются рекомендации для того, чтобы рабочее место соответствовало требованиям законодательства.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

В случае если наниматель уклоняется от проведения спецоценки или нарушает ее процедуру, на него налагается административное наказание. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест взимается по п. 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и составляет:

  • 5000 – 10 000 руб. для должностных лиц и ИП.
  • 60 000 – 80 000 руб. для организаций.

При этом уплата штрафа не избавляет виновника от проведения аттестации.

Как оплатить аттестацию и вернуть часть потраченных на нее средств

Как правило, вопрос по учету затрат возникает у бюджетных организаций, которыми оплачивается аттестация рабочих мест. КОСГУ (Классификация операций госсектора) в этом случае отсылает к статье 220 «Оплата работ, услуг» (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н).

Другой вопрос, как может быть частично компенсирована аттестация рабочих мест? ФСС разрешает оплачивать ее из взносов по «травматизму». Для этого нужно подать в Фонд соответствующий пакет документов. Получить средства можно как на уже проведенную работу, так и на планируемую. Главное условие – отсутствие задолженности по страхвзносам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя совокупность процедур, измерений и вычислений, которые позволяют выявить, насколько безопасно то или иное рабочее место. Данная процедура должна проводиться всеми работодателями с определенной периодичностью. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест регламентирует Закон № 426-ФЗ (О проведении спецоценки). Ее виды подразделяются на плановые и внеплановые.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ. От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников. Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Это интересно:  Money never sleeps

Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником. Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса. Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций , имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Как провести СОУТ, приказ, сроки, штраф

СпецОценка труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).

Как сэкономить на спецоценке условий труда, как получить ВОЗМЕЩЕНИЕ в ФСС

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет . Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию декларацию соответствия. Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

Смена ФИО работника, наименования рабочего места, реорганизация юридического лица

Согласно пункт 3 статьи 17 Закона РФ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

СОУТ можно проводить за счет ФСС. Успейте подать заявление до 1 августа

Все документы должны быть оформлены надлежащим образом и содержать достоверную информацию. У заявителя на день подачи документов не должно быть задолженности по уплате страховых взносов, непогашенных пени и штрафов.
Подробнее .

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.

Кто и когда обязан проводить специальную оценку условий труда

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели ИП, принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

За 5 лет не происходило несчастных случаев и профзаболеваний

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет . Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

Новая компания не провела спецоценку

Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

  1. в компании нет рабочих мест, в отношении которых нужно как можно скорее провести спецоценку. Такие рабочие места перечислены в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
  2. у компании нет оснований проводить внеплановую спецоценку. Она проводится в случаях, установленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Судьи указали, что компания вправе провести спецоценку своих рабочих мест поэтапно. Главное, завершить ее до 31 декабря 2018 года.

Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на основе списков профессий и производств.

То есть в данной ситуации могут быть решения вопроса, а именно:

1 . Можно самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить сотрудникам компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.

Право на досрочную пенсию сотрудника зависит от 2-х условий:

  • признания по результатам специальной оценки условий труда вредными;
  • факта уплаты страховых взносов работодателем.

Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что сотруднику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно скорее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, как в случае, если специальная оценка не проведена.

2 . Можно указать в трудовом договоре , что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

При этом следует учесть, что в случае отнесения условий труда к вредным или опасным право на получение соответствующих компенсаций у сотрудника возникнет с момента приема его на работу на данное рабочее место, а не с момента завершения спецоценки. Соответственно, если сотруднику, например, будет положен дополнительный отпуск, он будет полагаться за весь период со дня приема на это рабочее место.

Необходимо проводить спецоценку условий труда на временных или сезонных рабочих местах

Спецоценку условий труда нужно проводить даже на временных (созданных на срок менее 12 месяцев) или сезонных рабочих местах. Об этом, а также о том, когда проводить оценку, Минтруд России напомнил в письме от 20.08.17 № 15-1/ООГ-2410.

На рабочих местах сотрудников, кроме надомников и «удаленщиков», специальная оценка проводится в обязательном порядке. В связи с этим работодатель должен проводить спецоценку в том числе на временных или сезонных рабочих местах. Сделать это можно в период осуществления на таких местах производственной деятельности.

Организация, проводящая специальную оценку. Специализированный оценщик труда

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма. Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Минимальное число участников комиссии законом не установлено, оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество . Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 2 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК).

Внимание: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник. Это и логично.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же написать «бумажку» и издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Это интересно:  Выход на пенсию по новому закону

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест ? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапная специальная оценка условий труда, оценка для временных рабочих мест

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  1. ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 2, 4–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

Спецоценка условий труда: нужно ли проводить на временных рабочих местах

На вновь организованном рабочем месте нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Причем не имеет значения, на какой срок это рабочее место создается. Письмо Минтруда от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568

Не проводить спецоценку можно только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися ИП.

Поэтому, на вновь организованных рабочих местах сотрудников, не относящихся ни к одной из этих категорий, проведение внеплановой спецоценки обязательно. В том числе, в случае, когда речь идет о временном рабочем месте (т.е. созданном на срок менее 12 месяцев). При непроведении спецоценки работодателю грозит, как минимум, предупреждение, а при менее благоприятном исходе – штраф согласно (п.2 ст.5.27.1 КоАП).

В случае перемещения рабочих мест необходимо провести их внеплановую спецоценку

Если рабочее место сотрудника переносится из одного помещения в другое, работодатель обязан провести внеплановую проверку условий труда на новом рабочем месте. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 02.11.17 № 15-1/ООГ-2982. (формат .doc)

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

ШТРАФЫ, Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда 2019

Сразу штрафовать за отсутствие спецоценки не будут

Прежде чем назначить штраф за нарушение требований о проведении специальной оценки условий труда, трудиспекторы будут направлять работодателям предостережение.

В предостережении будет указан срок, в течение которого требуется устранить возможные недоделки. И только если работодатель не прислушался к «совету» трудинспекции, он будет привлечен к административной ответственности.

Юридический адрес компании — жилая квартира

Но в ней никто не прописан. Сотрудники используют жилье как офис. Организация не проводила спецоценку. Ее оштрафуют?

Да, штраф возможен. Работодатель вправе не оценивать рабочие места надомников и дистанционных сотрудников [ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ]. Надомники — это работники, которые трудятся по месту постоянной или временной регистрации. Дистанционный сотрудник должен работать вне местонахождения работодателя.

Если офис компании в квартире, где никто не зарегистрирован, сотрудники не будут надомниками или дистанционщиками. А значит, до 31 декабря 2018 года надо было оценить рабочие места сотрудников в квартире, которую фактически используют как нежилое помещение [ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ]. Оснований для штрафа нет, только если компания организовала рабочие места меньше 12 месяцев назад [подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ].

Компания подала документы на ликвидацию в январе 2019 года. Спецоценку не проводила. Могут ли ее оштрафовать?

Да, могут. КоАП не запрещает возбуждать дела об административном правонарушении в период, когда компания приняла решение о ликвидации, но ее еще не исключили из ЕГРЮЛ. Трудинспекторы вправе оштрафовать организацию на сумму до 80 тыс. руб. [ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП].

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2019 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • Организации : предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Индивидуальные предприниматели : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Минтруд опубликовал рекомендации для организаций малого бизнеса и ИП по вопросу проведения СОУТ.

В целях контроля за соблюдением работодателем вышеназванного Федерального Минтрудом России совместно с Рострудом в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него штрафов.

О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ

Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.

Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.

Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.

Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Оформление результатов оценки условий труда

Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Использование результатов оценки

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

  • ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
  • разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если компания провела спецоценку, возможно, ей придется внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками.

Внести изменения в трудовой договор с работником нужно, если условия труда на его рабочем месте изменились. Например:

  1. при заключении трудового договора условия труда были оптимальными или допустимыми (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны вредными или опасными;
  2. условия труда были вредными или опасными (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны оптимальными или допустимыми.

В первом случае работодатель обязан предоставить работнику гарантии и компенсации за работу в новых условиях труда, а во втором — работник лишается гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Как правильно оформить дополнительное соглашение с работниками, у которых были выявлены вредные условия труда?

Организация в описанной ситуации должна заключить допсоглашения к трудовым договорам с работниками. В них отразите: характеристику условий труда на рабочих местах, режим работы, повышенную оплату труда за работу во вредных условиях, порядок предоставления и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска; обеспечение лечебно-профилактическим питанием, обязательный медосмотр и т. д.

Как правильно издать приказ по организации о результатах проведенной СОУТ

В Законе нет требований о содержании приказа, который издается по результатам спецоценки. Поэтому компания вправе отразить в нем ту информацию, которую сочтет необходимой.

В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть, если на этапе ИДЕНТИФИКАЦИИ потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) НЕ ВЫЯВЛЕНОих наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года.

В соответствии со статьей 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Отражение результатов специальной оценки условий труда

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 5 раздела II формы-4 ФСС, утвержденной приказом Минтруда России от 26 сентября 2016 г. № 381н.

Статья написана по материалам сайтов: spmag.ru, www.regberry.ru, www.assessor.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector