54-ФЗ: Новый порядок применения ККТ

С 1 февраля 2017 года контрольно-кассовая техника должна отправлять электронные версии чеков оператору фискальных данных — новые правила установлены в 54-ФЗ ст.2 п.2.

ЭКЛЗ нужно заменить на фискальный накопитель, подключить кассу к интернету, заключить договор с оператором фискальных данных и отправлять чеки в электронном виде в ФНС через оператора фискальных данных.

Организации, оказывающие услуги населению; работающие по ЕНВД или патентной системе.

  • Газеты и журналы (оборот не менее 50%)
  • Продажа ценных бумаг
  • Питание учащихся
  • Рынки без помещений, ярмарки
  • Розничная торговля разносная
  • Мороженое и безалкогольные напитки в розлив
  • Проездные документы в городском общественном транспорте

  • Торговля молоком, маслом и квасом с цистерн
  • Овощи или арбузы в развал
  • Прием стеклотары
  • Реализация предметов религиозного культа (церковь)
  • Почтовые марки
  • Отдаленные и труднодоступные местности
  • Аптечные и фельдшерские пункты (не аптеки)
  • Чай в поездах
  1. Чек формируется в контрольно-кассовой машине, записывается на фискальный накопитель.
  2. Фискальный накопитель подписывает чек индивидуальным фискальным признаком.
  3. Подписанный чек отправляется Оператору фискальных данных (ОФД). ОФД передает ККТ сигнал о том, что чек принят.
  4. ОФД хранит этот чек и по необходимости передает Федеральной налоговой службе.

Вся информация о расчетах хранится в электронном виде и доступна в ФНС и у Оператора фискальных данных.

Как изменится закон о применении ККТ

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ, который регламентирует применение контрольно-кассовой техники, вновь будет скорректирован. 21 июня 2018 года Госдума уже приняла свод поправок, осталось дождаться одобрения Совета Федерации и подписи президента.

Освобождение для ИП на ПСН

Не применять кассу могут ИП на ПСН, если их деятельность НЕ включена в перечень, приведенный ниже. При расчетах они должны выдавать покупателю/клиенту документ, подтверждающий факт расчета (например, товарный чек, квитанцию и т.д.).

ИП на ПСН, которые НЕ получают освобождение от перехода на онлайн-кассы

  • розничная торговля в объектах стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
  • прокат;
  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания;
  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • производство молочной продукции;
  • ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  • техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования;
  • перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом;
  • перевозка пассажиров и грузов водным транспортом;
  • парикмахерские и косметические услуги;
  • медицинская или фармацевтическая деятельность (с лицензией на указанные виды деятельности);
  • проведение занятий по физической культуре и спорту;
  • ветеринарные услуги;
  • охота и ведение охотничьего хозяйства;
  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство.

Кто еще получил освобождение

В группу тех, кто полностью освобожден от применения кассы, вошли новые участники:

  • продавцы бумажных газет и журналов (раньше без кассы могли работать только продавцы газет в киосках);
  • страховые агенты, которые являются физлицами (применять кассу в момент получения денег от агента и отправлять в этот момент чек клиенту должен страховщик);
  • библиотеки при оказании услуг, связанных с библиотечным делом;
  • продажа через механические автоматы (без аккумулятора или электропитания), которые принимают только монеты;
  • разносная торговля в самолетах;
  • торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
  • оплата мест на муниципальных парковках.

Кредитные организации

Кассу не должны использовать кредитные организации — теперь это явно указано в законе.

Труднодоступная местность

Получают статус труднодоступной местности и, соответственно, право не применять кассу райцентры, которые являются единственным населенным пунктом в районе.

Юрлица без предъявления ЭСП

В новой редакции закона еще раз уточняется, что касса не применяется между юрлицами только при условии использования электронного средства платежа (ЭСП) без его предъявления (то есть при переводе средств с расчетного счета на расчетный счет), а вот с предъявлением — касса нужна. По большей части это относится к расчетам по корпоративной карте.

Кто получил право использовать кассы в автономном режиме

Разрешено использовать кассу в автономном режиме (то есть без онлайн-передачи фискальных данных в ФНС) на территории объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки, военных объектов.

Когда касса обязательна

Обязательно применять кассу при получении предварительной оплаты и авансов, предоставлении и погашении займов для оплаты товаров, работ, услуг (в том числе в ломбардах) — теперь все эти понятия входят в термин «расчет».

Внесена ясность в следующий момент: если физлицо оплачивает по безналу, неважно в какой форме, продавец всегда обязан применять кассу. Но есть нюанс в сроках перехода на онлайн-кассу:

  • если продавец получает оплату электронными средствами платежа, он должен применять кассу с 1 июля 2018 года;
  • если продавец принимает оплату через другие виды безналичного расчета (не ЭСП) и получает авансовые платежи — с 1 июля 2019 года.
Это интересно:  Кредит по паспорту и СНИЛС

Оставьте заявку на подключение Контур.ОФД и узнайте, освобождены ли вы от перехода на онлайн-кассы

Кто теперь должен применять кассу

Предприятия, которые осуществляют пассажирские перевозки, должны оборудовать транспорт онлайн-кассами, которые теперь обязательно применять при продаже билетов и других проездных документов для проезда.

Применять онлайн-кассы должны ломбарды (см. выше).

Второй чек при зачете аванса не обязателен

При расчетах с авансовым платежом разрешено выдавать клиенту только один чек или БСО — при внесении аванса или предоплаты. При этом в ФНС нужно передать два чека: при внесении аванса за услугу и при зачете аванса, когда услуга предоставлена.

Нововведение касается следующих случаев:

  • продажа билетов на культурно-массовые мероприятия;
  • перевозка пассажиров;
  • предоставление услуг связи;
  • предоставление услуг в электронной форме (обучающие онлайн-курсы, вебинары, компьютерные игры, реклама и другое (ст. 174.2 НК РФ).

Что изменилось для вендинга

  • Вендинговые автоматы, которые не торгуют подакцизными, технически сложными и маркированными товарами, могут не выдавать бумажный чек покупателю, а также не отправлять чек электронный, если покупатель не оставил для этого свои контакты. При этом необходимо отправлять чек в ФНС.
  • Касса может быть вне корпуса автомата, если она работает не в автономном режиме (то есть передает чеки оператору фискальных данных в онлайн-режиме).
  • На автомате должен быть заводской номер, который можно легко прочитать.
  • С 1 февраля 2020 года все автоматы должны показывать на дисплее QR-код.

Регистрация касс будет дольше

Срок выдачи карточки о регистрации или снятии кассы с учета от налоговой увеличивается до десяти дней (раньше было пять).

Появились новые требования к чеку и БСО

При расчетах между юридическими лицами наличными средствами или картой, в чеке нужно отражать:

  • данные о покупателе;
  • страну происхождения товара;
  • сумму акциза (если применимо);
  • номер таможенной декларации (если применимо).

При выплате выигрыша, страховой премии и страховой выплате в чеке, помимо прочих обязательных реквизитов, должны быть указаны данные клиента или страхователя: наименование юрлица или ФИО предпринимателя, ИНН или серия и номер паспорта.

QR-код становится обязательным реквизитом чека. Так как раньше он уже входил в требования к ККТ, то для владельцев кассы ничего не изменится.

Описан регламент действий при поломке фискального накопителя

Владелец кассы должен действовать следующим образом:

  1. В течение пяти дней перерегистрировать кассу с новым ФН или снять ее с учета.
  2. Отправить неисправный ФН производителю, который должен в течение 30 дней провести экспертизу и сделать заключение, можно ли считать данные с ФН.
  3. В течение двух месяцев нужно предоставить в налоговую фискальные данные с неисправного ФН (если согласно экспертизе это возможно).

Закон 54-ФЗ с изменениями 2017: чего ждать от изменений в законодательстве?

03.07.2016 г. Президент РФ подписал Указ, вносящий поправки в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Переход на новые стандарты в связи со вступившими в силу поправками был запланирован на 2017 год, поскольку предпринимателям придется немало потрудиться, чтобы выйти на новый уровень работы. Закон 54-ФЗ с изменениями 2017 предусматривает обмен данных о сделках покупателя/продавца через интернет-ресурсы Фискальной налоговой службы.

Какие изменения принесли поправки к закону

Принятые поправки внесли немало изменений к применению ККТ, на которые стоит обратить внимание.

1) Основной поправкой к закону 54-ФЗ об ОФД является обновленная схема взаимодействия предприятий и налоговых органов. Данные об осуществлении продажи через Интернет направляются в инспекцию. Обмен подобной информацией происходит на основании договора, заключенного предпринимателем и оператором данных.

2) Онлайн-передача не освобождает предпринимателя от выдачи покупателю фискального чека. Теперь его можно получить не только в бумажном виде, но и на электронный адрес, в виде текстового сообщения, на номер мобильного телефона и т.д. Подобные подтверждения имеют такую же юридическую силу, как и напечатанные на кассовом аппарате.

3) Введен новый образец кассовых аппаратов. Устройства обязаны иметь постоянный доступ к сети Интернет для оптимальной передачи данных о каждой сделке. ФЗ-54 об онлайн-ККТ предусматривает, что с 2017 года вместо привычного ЭКЛЗ необходимо использовать фискальный накопитель.

4) Облегченная регистрация оборудования. Для регистрации аппарата не обязательно идти в государственное учреждение, все можно сделать удаленно. Новый закон не предусматривает создание сервисных центров, где необходимо было выждать очередь, чтобы получить обязательный номер. Разработка 54-ФЗ направлена, в первую очередь, на облегчение работы предпринимателей.

5) Теперь количество обязательных полей для заполнения и перечень информации, которая обязана присутствовать, четко определяет статья 4.7 Закона №54-ФЗ.

Кого касаются изменения в законе ФЗ-54

Те, кто раньше работал на патенте и освобождался от использования кассового аппарата, с 01.07.2018 года должен применять ККТ в своей деятельности. На новых условиях осуществлять работу должны будут абсолютно все предприниматели, исключая несколько групп, например: реализация мороженого, кваса, масла, газет, безалкогольных напитков в киосках, торговля в труднодоступной местности и т.д. С полным списком видов деятельности, освобожденных от влияния нового закона, и тех, кто попадает под 54-ФЗ, можно ознакомиться в свободном доступе.

Как изменилась работа ККТ на практике

Для постановки на учет нового устройства предпринимателю необходимо завести личный кабинет на всероссийском сайте nalog.ru и заключить соглашение с ОФД. После подписания соглашения можно подать заявку на дальнейшую регистрацию кассы. Данная заявка подается онлайн и заверяется электронной почтой.

Это интересно:  Расчетный период для отпуска

После того, как ФНС получила заявку, в личный кабинет направляется регистрационный номер ККТ, который продавец самостоятельно вносит в устройство.

После завершения регистрации к работе с кассовым аппаратом может приступать кассир. Именно на данном этапе 54-ФЗ с изменениями 2017 года становятся наиболее заметными. Покупатель при оплате товара по стандартной схеме получает фискальный чек. Регистратор получает информацию с чека, шифрует ее и передает оператору. После обработки данных, подтверждение процедуры направляется на кассу продавцу, а информация о сделке – в налоговую службу.

Аренда кассы по 54-ФЗ

В июле 2017 года в правовую силу вступил Федеральный закон №54, целью которого был переход на новую контрольно-кассовую технику для полной отчетности перед налоговой.

ФЗ-54 и PayOnline

В этом году из-за ФЗ-54 наступает пора перемен, которые затрагивают весь денежный бизнес, в том числе и онлайн-маркеты. Они наряду с остальными магазинами обязаны использовать контрольно-кассовые машины нового образца.
Читать далее

ФЗ-54 и наложенный платеж

54-ФЗ несет множество изменений. Например, теперь все предприниматели, имеющие дело с бизнесом, в основе которого лежат денежные операции, вынуждены использовать контрольно-кассовую технику нового образца.
Читать далее

ФЗ-54 и алкоголь

В этом году происходит масса перемен в правилах работы абсолютно всех предпринимателей вследствие редакции ФЗ-54, который вынуждает всех использовать онлайн-кассы нового поколения, что способны передавать информацию в Федеральную налоговую службу в реальном времени.
Читать далее

Мобильные кассы для курьера

Деятельность курьеров необходима для нормального функционирования интернет-магазинов. Новая реформа непосредственно затронула их деятельность, обязывая использовать онлайн-кассы. Такие действия нужны для упрощения системы налогообложения и защиты покупателей от рисков мошенничества.
Читать далее

Новые правила применения ККТ в 2017 году по 54-ФЗ

С 1 июля 2017 г. на территории РФ действует новый порядок применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ). В частности, с этой даты все ККТ должны быть снабжены фискальными накопителями и должны обеспечивать передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

При любых расчетах применяем ККТ?

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники. » (далее — Закон № 54-ФЗ) обновили еще в 2016 году.

Соответствующие изменения были внесены в него Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ), но только 1 июля 2017 г. для ККТ, зарегистрированной в налоговых органах до 01.02.2017 г. закончился «переходный период», в течение которого можно было применять ККТ, руководствуясь старыми требованиями Закона 54-ФЗ (п.3 ст.7 Закона № 290-ФЗ). Таким образом, многие организации и ИП только недавно столкнулись с нововведениями.

ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ (ст. 1.1, ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Подробнее об этих случаях расскажем ниже.

Причем новая редакция Закона 54-ФЗ уточняет, что расчеты — это:

  • прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Как выполнить данные рекомендации пока не ясно. Но для решения этого вопроса у предпринимателей есть время. Дело в том, что согласно п. 9 ст.7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или ИП, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Кто может не применять онлайн-кассы?

В соответствии с нормами Закона № 54-ФЗ без применения онлайн-касс в настоящее время производить расчеты могут следующие категории налогоплательщиков:

Освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении расчетов

Кто может не применять? На основании чего?
Организации и (или) ИП при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа между ними (в том числе с использованием системы дистанционного банковского обслуживания — систем «Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг») п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Письма ФНС России от 09.02.2017 № ЗН-3-17/830@, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@, Банка России от 06.03.2012 № 08-17/950 (п. 4)
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

    Например:
  • При продаже газет и журналов, продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (кроме торговли непродовольственными товарами по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р – исключение вступит в силу 1.07.2017);
  • При торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив и др.

Кроме того, в соответствии с «переходными положениями» Закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 г, как уже говорилось, могут НЕ применять ККТ организации и ИП ранее освобожденные от применения ККТ (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ), а также организации и ИП:

  • Выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) (п.8 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) (п.7 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (п. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

Правда при этом Росалкогольрегулирование и Минфин РФ напоминают, что отсутствие обязанности по применению ККТ не освобождает от обязанности передачи сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Кроме того, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Поэтому послабления в части возможности не применять ККТ по факту коснулись только организаций и ИП, занимающихся розничной продажей алкоголя при оказании услуг общественного питания (п. п. 13 п.2 ст.16 и п.2.1 ст.8 Закона 171-ФЗ). Таким образом, с 01.07.2017 большинство организаций и ИП все-таки обязаны применять онлайн-кассы.

Ответственность за неприменение онлайн-касс

Законом № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП и ужесточена ответственность за неприменение (применение с нарушением установленных требований) ККТ.

Неприменение ККТ в установленных законодательством о ККТ случаях

Также установлена отдельная ответственность за использование ККТ не соответствующих установленным требованиям либо с нарушением порядка применения или регистрации.

ФНС разъяснила, что ККТ без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве ККТ в понимании Закона N 54-ФЗ.

Поэтому начиная с 01.07.2017 осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием старых ККТ без фискального накопителя, влечет административную ответственность согласно ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

Установлены основания для освобождения от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ): пользователь ККТ должен добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении (о неприменении ККТ, применении ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением таких требований), а также добровольно исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение наступит, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • На момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В результате будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Введен упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен налоговым органом без составления протокола об административном правонарушении, но только при согласии пользователя ККТ с событием вменяемого административного правонарушения (п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Это возможно в ситуациях, когда налоговый орган выявит правонарушение в результате автоматизированной проверки поступивших сведений и заявлений от физических лиц и организаций. В таких случаях административный штраф назначается в размере 1/3 минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Если онлайн-касса была приобретена несвоевременно.

Хотим обратить внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 4 ст. 3 Закона № 290-ФЗ). Год исчисляется (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5):

  • Или с даты совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);
  • Или со дня обнаружения административного нарушения, если оно относится к длящимся (к примеру, отсутствие кассового аппарата у организации, обязанной его применять).

Поэтому до сих пор остается актуальным вопрос: грозит ли добропорядочным организациям и ИП административная ответственность за невольное нарушение правил применения ККТ? Дело в том, что поставщики онлайн-касс оказались не готовы к большому спросу на свой товар. Поэтому многим организациям и ИП не удалось своевременно получить от поставщиков новую кассовую технику или модернизировать старую.

Минфин РФ и ФНС РФ разъясняют, что к тем ИП и организациям, которые предприняли все необходимые шаги к приобретению или модернизации ККТ ответственность применяться не будет.

Например, если налогоплательщик заключил договор и оплатил счет на поставку фискального накопителя, а производитель не смог поставить товар к 01.07.2017, то в такой ситуации указанное лицо не будет привлечено к административной ответственности, так как вины налогоплательщика в этом нет.

Как видим, не все так гладко и понятно в новом порядке применения ККТ. И законодатели это понимают. Поэтому велика вероятность, что в скором времени в законы, регулирующие порядок применения ККТ будут внесены соответствующие поправки.

Статья написана по материалам сайтов: kontur.ru, www.walletone.com, pravovest-audit.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий