+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

22. Виды столовой посуды и приборов. Критерии выбора и требования к ним.

На предприятиях общественного питания используется посуда различных видов: фарфоровая, фаянсовая, керамическая, стеклянная, хрустальная, металлическая, деревянная, пластмассовая.

Фарфоровая посуда наиболее изящна, отличается легкостью, повышенной прочностью, поэтому она применяется преимущественно в ресторанах и кафе.

Фаянсовая посуда в отличие от фарфоровой непрозрачна, с более толстыми стенками и пористая на изломе. Применяется фаянсовая посуда в основном в столовых и закусочных.

Керамическая посуда — это посуда из глины, различают майоликовую и гончарную. Майоликовые изделия покрывают внутри и снаружи глазурью. Гончарная посуда имеет естественную окраску. Майоликовая, гончарная, а также деревянная посуда применяется, как правило, для подачи национальных блюд и напитков на специализированных предприятиях общественного питания.

Стеклянная посуда бывает из простого, хрустального и непрозрачного стекла.

Хрустальная посуда используется только в ресторанах люкс и высшего класса. Она прекрасно сочетается с чисто-белым фарфором, что придает изысканность сервировке стола.

Металлическая посуда используется для приготовления и подачи горячих закусок, первых и вторых блюд, некоторых сладких блюд.

При массовом обслуживании для одноразового использования могут применяться столовая посуда и приборы из пластмассы, стоимость которых, как правило, включается в стоимость блюд.

Столовые приборы могут быть изготовлены из мельхиора и нержавеющей стали. Наиболее распространены приборы из нержавеющей стали. В ресторанах и кафе используют более широкий ассортимент столовой посуды и приборов, чем в столовых и закусочных.

Посуда, стекло, столовые приборы должны не только сочетаться между собой, но и соответствовать концепции предприятия общественного питания, его ценовой политике.

Для предприятий, предлагающих блюда национальной кухни, отдельные виды посуды и столовых приборов (ручки ножей, вилок, ложки) изготовляют из дерева.

Основные критерии выбора столовой посуды и приборов для предприятий общественного питания:

— прочность и долговечность;

— возможность мытья в посудомоечной машине, а для тарелок — использование в микроволновой печи;

— соответствие общему стилю предприятия;

— широта ассортимента в рамках одной формы и единого

— стабильность ассортимента в течение длительного времени;

Посуда и приборы должны быть изготовлены из материалов, разрешенных Минздравом России для контакта с пищевыми продуктами, и отвечать требованиям санитарных правил. Следует также иметь в виду, что посуда из некоторых материалов может взрываться в посудомоечных машинах или разбиваться на очень мелкие острые кусочки. Современные технологии изготовления фарфора и стекла для использования на предприятиях общественного питания позволяют достигать их большей прочности и долговечности по сравнению с посудой, применяемой в домашних условиях. Края такой посуды защищены от сколов. Глазурь на фарфоровой посуде выдерживает многократное мытье в посудомоечных машинах, давление, высокие температуры, не покрываясь трещинами; краски, если фарфор декорированный, находятся под глазурью, и со временем рисунок не стирается и не теряет цвет; на такой посуде не остаются следы от столовых приборов.

Выбор столовой посуды и приборов одной марки может создать оригинальный стиль, а широта ассортимента выбранной серии столовой посуды и приборов дает возможность изменять сервировку стола.

В рамках одной формы предприятие общественного питания должно иметь полный комплект посуды для сервировки стола и обслуживания потребителей, включая тарелки разных размеров и назначения, овальные и круглые блюда, вазы для салатов и т.д.

Ассортимент и количество столовой посуды на предприятиях общественного питания различных типов зависит от типа предприятия, класса ресторана или бара, специализации предприятия, его мощности, ассортимента и количества выпускаемой и реализуемой продукции, режима работы зала, формы обслуживания, характера и объема потребительского спроса. Оптимальная потребность предприятия в посуде составляет три-четыре комплекта на место исходя из того, что два комплекта находятся в обращении в зале и на раздаче, третий — в моечной, четвертый — в сервизной. Такое количество посуды и столовых приборов обеспечивает бесперебойное и качественное обслуживание.

Характеристика фарфоровой, фаянсовой и керамической столовой посуды.

Фарфоровая посуда хорошего качества изящна, отличается значительной прочностью и имеет снежно-белый просвечивающий черепок. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук.

Различают разные категории фарфора по способу нанесения рисунка. Мануфактурным называется фарфор, расписанный вручную. Это самая дорогая разновидность, цена некоторых сервизов сопоставима со стоимостью автомобиля Rolls-Royce. Вторая категория — деколь. Такие изделия украшены переводным рисунком. При изготовлении рельефного фарфора узор наносится на посуду при помощи перфорации или гравировки. Помните, что качественные изделия никогда не покрывают росписью целиком — обязательно оставляют так называемое «белое тело» фарфора.

Используемая в ресторане фарфоровая и фаянсовая посуда по своим декоративным свойствам должна соответствовать общему стилю его оформления и придавать ресторану индивидуальный характер. Поэтому необходимо применение фирменной посуды, обязательно с фирменным знаком. Для лучшей сервировки рекомендуются сервизные комплекты посуды до 40 различных наименований, изготовляемые по специальному заказу ресторана с учетом его оформления, ассортимента блюд и т. п. В разработке эскизов сервизной посуды принимают участие художники, оформители и архитекторы, которые работали над оформлением интерьеров торгового зала ресторана. В ресторанах используется фарфоровая или фаянсовая посуда в следующем ассортименте.

То, что ниже, очевидно, запоминать не нужно. Но оставляю ради того, чтобы пробежаться глазами и в случае необходимости назвать много разных приборов ))

Для подачи хлеба, тостов, выпеченных изделий:

· при индивидуальном обслуживании — тарелки пирожковые (диаметром 175 мм);

· при групповом — хлебницы, тарелки мелкие столовые (диаметром 240 мм).

При отсутствии специальных хлебных ваз хлеб можно положить на закусочную тарелку при групповом обслуживании и обслуживании туристов, во время фуршетов, приемов.

Для подачи холодных закусок:

· тарелки закусочные (диаметром 200 мм) -их используют также как подставки под салатники и т. п.;

· салатники квадратные (размером 240, 360, 480 и 720 см3) — для салатов, солений, маринадов, грибов и др. — от 1 до 6 порций;

· блюда круглые (диаметром 300 и 350 мм) — для мясных и овощных закусок, канапе и банкетных блюд; индейки, седла бараньего и др.;

· соусники (емкостью 100, 200 и 400 см3) — для холодных соусов или сметаны от 1 до 6 порций.

При сервировке закусочные тарелки предварительно расставляются на обеденном столе, остальные виды посуды используются для того, чтобы принести закуски из раздаточной холодного цеха к подсобному столу.

Для подачи первых блюд:

· чашки бульонные (емкостью 300 см3) с блюдцами — для бульонов, пюреобразных супов, а также для супов с мелко нарезанным мясом или курицей и другими продуктами;

· тарелки столовые глубокие (емкостью 500 см 3, диаметром 240 мм) — для подачи супов полными порциями; в качестве подстановочных к ним обязательно используются мелкие столовые тарелки;

· тарелки глубокие для подачи супов полупорциями (емкостью 300 см3) — для супов; в качестве подстановочных к ним применяются закусочные тарелки;

· суповые миски с крышками на 4, 6, 8, 10 порций; используются при обслуживании семейных обедов.

Для подачи вторых блюд:

Это интересно:  На базе среднего (полного) общего образования

· тарелки столовые мелкие (диаметром 240 мм) — для рыбных, мясных, блюд из птицы, дичи и др.;

· блюда круглые (диаметром 500 мм) — для блюд из птицы, дичи, овощных блюд, цветной капусты, куриных котлет и др.; на этих блюдах кушанье приносят из раздаточной и на подсобном столе раскладывают по тарелкам, которыми сервируют стол перед подачей вторых блюд.

Для подачи десерта (сладких блюд):

· тарелки десертные мелкие (диаметром 200 мм) — для пудинга, каши гурьевской, суфле и т. п.;

· тарелки десертные глубокие (диаметром 200 мм) — для клубники со сливками и других сладких блюд.

Для подачи горячих напитков:

· чашки чайные (емкостью 200, 250 см3) с блюдцами — для чая, кофе с молоком, какао;

· блюдца чайные (диаметром 185 мм) под стаканы;

· чайники для заварки (емкостью 250, 400 и 600 см3) — для подачи в номера гостиниц;

· пиалы (емкостью 250 и 350 см3) — для зеленого чая;

· кофейники для кофе (емкостью 800 см3) и кофейники для черного кофе на 1, 4 и 6 порций (по 100 см3 емкости на порцию);

· чашки (емкостью 100 см3) с блюдцами — для кофе черного, кофе по-восточному или шоколада (жидкого) и кофе «экспресс»;

· молочники — емкостью 200 см3 для молока к кофе или к чаю;

· сливочники (емкостью 25, 50 и 100 см3) на 1, 2 и 4 порции;

· вазочки — для варенья, сахара;

· розетки (диаметром 90 мм) — для джема, меда, варенья, лимона и сахара.

Для подачи фруктов и кондитерских изделий:

· тарелки десертные мелкие (диаметром 200 мм) — для яблок, груш, винограда, арбуза и др. (отличаются от закусочных рисунком с изображением фруктов; если их нет, подаются закусочные тарелки);

· вазы с плоской поверхностью на низкой ножке (диаметр 300 мм) — для пирожных и тортов круглой формы;

Из фарфора — фаянса в ресторанах используют также горчичницы (емкостью 100 см3) со съемной крышкой; солонки закрытые (с надписью «соль»); перечницы закрытые (с надписью «перец»), с привинчивающимися донными пробками; солонки и перечницы открытые, на одной подставке, с двумя отделениями; пепельницы, сигаретницы и рюмки — подставки для яиц.

Фарфоровая и фаянсовая посуда современных форм отличается простотой, оригинальностью, гигиеничностью.

Керамическая посуда используется для подачи национальных блюд и напитков. Майоликовая и гончарная керамическая посуда, выполненная из глины, покрыта глазурью.

Что относится к столовой посуде

Жиркова О.Н. воспитатель МБДОУ №51

Цель: Познакомить детей с классификацией посуды — кухонная, столовая, чайная. Закрепить знания об обобщающем понятии посуда. Продолжать учить детей выделять существенные признаки посуды, различия и по различиям осуществлять классификацию посуды по назначению. Продолжать учить украшать посуду (чашку), знакомыми элементами декоративного рисования. Вызвать интерес к занятию, умение чётко и правильно отвечать на вопросы воспитателя.

Наглядный материал: наборы кухонной, столовой и чайной посуды. Три стола накрытые красивыми скатертями.

Воспитатель предлагает сесть полукругом на стульчики. Перед детьми стоят три стола, накрытых скатертями. На одном столе расставлены предметы разной посуды — кастрюля, сковородка, чайник, тарелки глубокая и мелкая.

— Какие предметы вы видите на столе? (дети перечисляют все предметы, каждый называет только один предмет)

— Для чего нужны все эти предметы? (Чтобы есть, готовить еду)

— Как можно одним словом назвать предметы, которые нужны для приготовления пищи и для еды? (Посуда)

— Итак, ребятки, мы с вами вспомнили, что такое посуда.

— А теперь представьте, себе, что вам нужно встретить гостей. Сначала нам нужно приготовить обед — сварить суп, пожарить котлеты.

— Как вы думаете, какую посуду мы сначала возьмём, для приготовления еды?

— Например, нам нужно сварить суп. Какая посуда нам понадобится?

Варю я пищу вашу

К обеду — суп и кашу. (Кастрюля)

— Иди, Женя, возьми кастрюлю и поставь её вот на этот столик.

— Как называется место, где готовят еду? (Кухня)

— Здесь у нас будет кухня.

«Ш-ш-ш, — шипит картошка, —

Подлейте маслица немножко».

Вот это жар, вот это да!

— Иди, Виталик, поставь сковородку, туда, где стоит кастрюля.

(Так дети называют и по очереди отставляют предметы посуды на отдельный столик).

— Обед приготовили. Теперь нужно положить еду в другую посуду.

Бывает глубокой, бывает и мелкой,

А называется. (тарелкой).

— Всю посуду мы назвали, но про что-то забыли. Посмотрите внимательно и назовите то, без чего никогда не садятся за стол (без ложки).

— Ложки, вилки и ножи за столом всегда нужны. Их называют столовыми приборами.

— Эта посуда называется СТОЛОВАЯ

— А сейчас, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте найти отгадку у меня на столе:

На столе стою, пыхчу,

Чаем угостить хочу.

— Как вы догадались, что это чайник?

Игра «Собираем чайник».

— Дело сделали. Теперь можно и чайку попить. Но что — то с чайником случилось? Он разбился.

(Дети собирают части разрезной картинки «Чайник»)

На столе она стоит

Чай горячий в ней налит.

— Послушайте следующую загадку:

Неприступная на вид,

А внутри-то посмотри

Угощение внутри (Сахарница)

— А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Подвижная игра «Найдите посуду»

Дети делятся на 2 команды, встают друг за другом. У противоположной стены на столе стоит посуда. По сигналу «Кухонная посуда» первая команда должна прыжками добраться до стола и взять предмет кухонной посуды. Для другой команды воспитатель дает команду «Столовая посуда».

Воспитатель обращает внимание детей. Посмотрите, ребятки, на этот стол. Для чего нужна вся эта посуда? (Чтобы приготовить еду).

— Еду готовят на кухне, и посуда, которая нужна для приготовления еды, называется КУХОННАЯ.

— Дети вместе называют это слово, проговаривают.

— Итак, еду мы приготовили. Сейчас нам надо накрыть стол для обеда.

— Какая посуда нам понадобится для обеда?

(Дети называют посуду и ставят её на другой стол).

Когда все предметы столовой посуды будут стоять на столе, воспитатель говорит:

— Для чего нужна эта посуда? (Для обеда)

— Посуда, которая понадобится для обеда, называется СТОЛОВАЯ.

Воспитатель предлагает повторить хором и несколько детей индивидуально.

— Занятие продолжается, воспитатель обращает внимание детей на посуду, которая осталась на столе.

— Ребята, как вы думаете, а эта посуда для чего нам пригодится?

(Чашка, блюдце, сахарница, чайник)

— Посуда, которая нам нужна, когда мы пьём чай, называется ЧАЙНАЯ.

Дети повторяют слово хором.

— Мы сегодня узнали, что посуда бывает разная, потому что она по-разному используется. Она бывает кухонная, столовая, чайная.

Физкультминутка «Моем посуду»

Это интересно:  Порядок разработки государственных стандартов

Кран с водою мы открыли

(4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран)

И посуду перемыли

(положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)

Терли, терли, мыли, мыли

(те же движения, но левой рукой по правой)

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле.

(Развести руки в стороны).

— Давайте попьем чаю. Но скучно пить чай из белых чашек.

Воспитатель показывает детям бумажные чашки.

— А чтобы чашечки стали красивыми, давайте их украсим.

— У меня есть кисточка (показывает), с помощью её превратимся в мастеров. Воспитатель предлагает закрыть глаза.

— Мы очутились в мастерской, и я вам предлагаю пройти за рабочие столы.

(На столах приготовлена акварельная краска, баночки с водой, кисточки, подставки, тряпочки).

Дежурные раздают краски, кисточки, тряпочки. Дети украшают чашечки разными знакомыми элементами (круги, мазки, точки, палочки, колечки и т. п.)

После рисования дети самостоятельно убирают рабочее место (моют кисточки, стаканчики)

Классификация посуды. Воспитатель. Посуда бывает разная.

Воспитатель. Посуда бывает разная.

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?

Столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. (Дети хором повторяют за воспитателем название посуды и рассматривают картинки.) К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?

Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюля, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображения кухонной посуды, дети ее называют.) Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?

Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.

– Кого мы видим на картинке?

– Что стоит на столе?

– Что держит мальчик?

– Для чего нужна тарелка?

– Что кладет девочка на стол?

– Для чего нужна ложка?

– Что едят вилкой?

– С какой стороны от тарелки лежат ложка и вилка?

Тематическая неделя Посуда»

В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону — так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться…

Тематическая неделя «Посуда»

Скачать:

Вложение Размер
tematicheskaya_nedelya_posuda.docx 28.65 КБ
скачайте и выполняйте вместе с детьми 280.94 КБ

Предварительный просмотр:

Посуда бывает разная.

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?

Столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?

Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюля, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображения кухонной посуды, дети ее называют.) Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?

Какая посуда спряталась?

Ребенок называет каждый предмет посуды и говорит, к какому виду он относится: чайная, столовая, кухонная посуда.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Вся макушка в дырках мелких,

Больше греться не хочу. Перец сыплется в тарелки.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)

Новая посуда, Зубами накалываю

А вся в дырах. (Сито.) И в рот накладываю. (Вилка.)

Всех кормлю с охотой я, Режу хлеб и сыр, морковку.

А сама безротая. (Ложка.) Все ровнехонько и ловко. (Нож.)

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Самовар
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
Фарфор
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница
Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
Термос
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка
Новая посуда,
А вся в дырках.
Решето
На головке пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
Чайник
Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякае, стучит.
-Эй, сними меня! — кричит.
Чайник

Чистопородный
Боярин дородный
Всему народу
Отпускает воду.
Самовар
На огне ворчу-бурчу
Потом чихаю
И пар испускаю.
Чайник
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Тарелка
В земле я родился,
В огне закалился.
Горшок
Среди воды огонь пылает,
Вода его не заливает.
Самовар
Сделана для жидкости,
а жидкость в ней не держится.
Воронка
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей
Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.
Ложка
На плите — кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый…
Чайник
Как начнет
Говорить-разговаривать,
Надо чай
Поскорее заваривать.
Чайник
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.

Чайник
Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
Чайник
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
Ложка
Каким инструментом можно щи хлебать?
Ложка
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
Ложка
Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Ложка
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож
Вся макушка в дырках мелких –
Горечь-горькая в тарелках.
Перечница
Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник
Новая посудина
вся в дырах.
Решето
Купили новенькое,
такое кругленькое,
качают в руках,
а оно все в дырках.
Сито
Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Среди нескольких картинок с изображением посуды одна убирается. Дети называют, какой картинки не стало.

Угадай, какая посуда.

Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар (соль, перец); наливают соус; через которую просеивают муку; в которую кладут конфеты; из которой пьют чай.

Ребенок получает карточку с изображением предметов посуды. Не показывая изображение остальным играющим, описывает предмет. Те, кто слушают описание, должны отгадать, какую посуду описывают.

Стоя в кругу, играющие перебрасывают друг другу небольшой мячик. Бросив мяч, играющий громко произносит полслова, обозначающего название посуды (например, тарел – …). Ловящий мяч должен, поймав его, тут же договорить оставшуюся часть слова.

Упражнение на развитие внимания.

Задание: дорисуйте у маленьких чашек по одной ручке с левой стороны, а у больших – по одной ручке с правой стороны.

Подберите к каждому блюдцу свою чашку.

Раскрасьте тарелки с одинаковым узором одним цветом.

Чтение рассказа В. Осеевой «Танины достижения» (из книги «Рассказы и сказки». М.: Книги «Искателя», 2005).

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

— Ну, какие ваши достижения?

— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.

— Гм. — сказал отец.

— Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

– Что писал папа каждый вечер?

– Что разбила Таня однажды?

– Это хороший или плохой поступок?

– Почему папа не записал о разбитой чашке в тетрадь?

– Что делала Таня, когда разбила чашку?

– Таня созналась, что это она разбила чашку?

– Что она сказала?

– Почему папа ее не ругал за разбитую чашку?

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Конструирование из бумаги. Стаканчик.

Материалы: прямоугольник белого цвета, круг-донышко, круги разного цвета для узора.

Сначала на прямоугольник наклеивается цветные круги разного размера, затем клеем намазываем одну сторону и соединяем с другой, получается цилиндр. Намазываем донышко и соединяем с цилиндром.

Чтение произведение «Федорино горе» Чуковского и рисование

Материал:
Силуэты чайной посуды, гуашь, ватные палочки, губки, крышечки.
Ход занятия:
«Что за чудо сундучок,
И висит вот здесь замок.
Я замочек отомкну,
В сундучочек загляну (заглядываю).
В сундучке-то чудеса,
Посуда странная, немытая, разбитая» (достаю).
— Посуда:
«Ох, мы бедные, бедные сиротки,
Жили мы у неряхи — Федорки,
Била она нас, колотила и не мыла
Хотим мы найти новую хозяйку,
Помогите нам!»
Взрослый: Посмотри-ка,посуда, как наши детки умеют ухаживать за посудой (обращаю вынимание на образцы). Посуда у нас чистенькая и красивая. Хотите и вы быть такими?
Рассматривание посуды и беседа по вопросам:
— Как называется посуда? (чайная)
— Почему так называется?
— Какими узорами, элементами украшена? (точками, волнистыми, прямыми линиями, кольцами)
— При рисовании будем использовать теплые или холодные тона? Какими тонами украшена наша посуда? Сегодня мы с вами будем украшать посуду не кисточками, а ватными палочками и пальчиками. Скажите, что можно нарисовать ватными палочками? (точки, линии). Крышками? (кольца), пальцами (круги).
Закройте глазки и представьте себе свою чайную посуду. Представили? А теперь приступаем к работе.
После того, как работа закончена, заходит Федора (кукла) и обращается к посуде:
«Ой, вы бедные сиротки мои,
Вы пойдите -ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой».
Удивленно видит чистую, красивую посуду детей и говорит: «Дети, вы меня простите, я всегда буду мыть, и ухаживать за посудой.

Рисование тарелки с полосками разного цвета.

Показываем приемы изображения тарелки с полосками, обращаем внимание детей на то, что между полосками должно быть расстояние, в центре необходимо изобразить кружок, который является дном. Дети рисуют карандашами или гуашью.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Чаепитие». Лепка по произведению.

Как у нашей Дунечки

Чашечки и блюдечки,

Как у нашей Люсеньки

Чаю просят пупсики:

Приходите в гости.

Приходите в гости.

Приходите на печенье,

Это просто объеденье –

В гости к куклам в день рожденья!

Для того чтобы напоить чаем гостей давайте вылепим чайную посуду.

Блюдце: раскатываем шар, сплющиваем в лепешку (диск) и слегка загибаем края, сглаживаем серединку и выравниваем бортики – блюдце готово.

Принимаемся за дело. Уточнить приемы лепки блюдца и чашечки (раскатываем шар, сплющиваем в лепёшку, сглаживаем, выравниваем бортики, делаем углубление указательным пальцем или стекой, вытягиваем пальцами поворачивая изделия по кругу).

Раскатываем цилиндр (толстая колбаска), в котором делаем углубление указательным пальцем. Увеличиваем полученную форму – расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделия по кругу. Стараемся сделать стенки чашки одинаковыми по толщине. Ручку делаем из отдельно вылепленного цилиндрика. Прикрепляем ручку и примазываем. Готовую чашку можно украсить узором. Горошек – мелкие шарики сплющиваем между пальчиками и равномерно распределяем по всей поверхности чашки. Полоска – скатываем жгутики и выкладываем по ободку чашки прямо или волной. Цветочки — мелкие шарики сплющиваем между пальчиками это серединка цветка, колпачком от фломастера ставим вокруг него отпечатки-лепестки.

Раскатываем большой шар и слегка сплющиваем сверху и внизу, носик лепим из цилиндрика изгибая и придавая форму носика, ручка тоже примазываем сглаживая края. Крышечку – шар сплющиваем, как блинчик и сверху прикрепляем маленький шарик.

Статья написана по материалам сайтов: doshvozrast.ru, helpiks.org, nsportal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector