Регион РФ: Москва

Год публикации: 2012

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Образовательный стандарт среднего полного общего образования

online тесты

Предлагаем Вам узнать какие у Вас скорость и качество усвоения текста.

пройти тест

наши награды

1 место в рейтинге «Лучшие частные школы Москвы 2009» журнала «Карьера»

ФГОС среднего (полного) общего образования. 3-й вариант

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее (полное) общее образование

Представлен Президиумом Российской академии образования

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Среднее (полное) общее образование.

Проект. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с. © Российская академия образования, 2011

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает нормативные основы обеспечения государством конституционных прав граждан на общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование в интересах становления личности, гражданственности и самосознания обучающихся, их духовно-нравственного развития, обеспечения национальной сплоченности, безопасности и социального прогресса, качества и конкурентоспособности российского образования.

1. Область применения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования Стандарта являются обязательными при:
— разработке основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, примерных программ учебных предметов, курсов, модулей;
— организации образовательного процесса в учреждениях среднего (полного) общего образования независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности, типа и вида;
— осуществлении государственного и общественного контроля за качеством образования;
— создании учебников, учебно-методических комплексов, контрольно- измерительных материалов;
— проведении государственной итоговой аттестации обучающихся;
— финансировании организаций среднего (полного) общего образования;
— подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников образования, совершенствовании работы методических служб.

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

Для целей настоящего Стандарта используются следующие термины и определения:

Базовый уровень изучения учебного предмета : минимально достаточное для достижения целей среднего (полного) общего образования содержание и требования к его усвоению, обязательные для всех обучающихся на данной ступени образования.

Качество образования : комплексная характеристика образования как процесса и результата, отражающая степень его соответствия государственным образовательным стандартам и ожиданиям личности, общества и государства.

Компетентность : способность обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической задачи.

Обязательная часть основной образовательной программы образовательного учреждения (организации) : содержание образования общенациональной значимости, являющееся инвариантным и обязательным для всех образовательных учреждений (организаций), реализующих основные образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию. Устанавливается органом государственной власти, регулирующим отношения в сфере образования.

Основная образовательная программа образовательного учреждения (организации) : утвержденная в установленном порядке нормативная и учебно- методическая документация, определяющая на основе настоящего Стандарта наиболее существенные характеристики содержания и организации образовательного процесса в данном образовательном учреждении (организации).

Предметная область : структурный элемент учебного плана, объединяющий учебные предметы, имеющие общие или тесно связанные между собой объекты изучения, цели и методологию.

Примерная учебная программа : учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования по отдельному учебному предмету, курсу, модулю, ожидаемые результаты его освоения, порядок оценивания учебных достижений обучающегося.

Профильное обучение : образовательный процесс, при котором за счет изменений в структуре, содержании и организации более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями по продолжению образования.

Профильный уровень изучения учебного предмета : содержание учебного предмета и требования к его усвоению, отличающиеся от базового уровня большим объемом, сложностью, профильной ориентированностью и более высоким уровнем требований к учебным достижениям обучающихся.

Профильные учебные предметы (курсы ): предметы (курсы), изучаемые на профильном уровне и определяющие в своей совокупности направленность каждого конкретного профиля обучения или индивидуального учебного плана обучающегося.

Учебный курс : относительно завершенная тематически, преемственно связанная с предшествующим и последующим материалом часть содержания учебного предмета.

Учебный модуль: целостный (завершенный) фрагмент содержания общего образования, изучение которого организуется в пределах учебной четверти, триместра, семестра.

Учебный план обязательной части основной образовательной программы : компонент Стандарта, определяющий (регламентирующий) перечень учебных предметов, курсов, порядок их изучения по учебным годам и классам.

Учебный предмет : элемент учебного плана, представляющий собой содержание определенной области знания и деятельности, адаптированное для целей образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт – система условий и характеристик, определяющих требования к качеству среднего (полного) общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его достижению.

Часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса : содержание образования, разрабатываемое и устанавливаемое образовательным учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), учредителя образовательного учреждения (организации).

Иные термины, используемые в Стандарте, приняты в значениях, указанных в законе РФ «Об образовании».

I.1. Статус, цели и функции Федерального государственного образовательного стандарта

Стандарт является основным нормативным актом Российской Федерации, устанавливающим для данного уровня образования государственные требования в области содержания и организации образовательного процесса, ресурсного обеспечения общего (полного) среднего образования, государственной итоговой аттестации обучающихся.

Настоящий Стандарт отражает согласованные интересы личности, общества и государства. В основе Стандарта – системный, деятельностный, культурно- исторический и личностно-ориентированный подходы. Стандарт не ущемляет академические свободы участников образовательного процесса.

Технология, методы и приемы обучения и воспитания к сфере регулирования Стандартом не относятся. Стандарт нормирует содержание требований к структуре, условиям и результатам освоения обязательной части основной образовательной программы. Требования к вариативной части основной образовательной программы представлены в Стандарте рамочно.

Обязанность образовательных учреждений (организаций) – обеспечить зафиксированный Стандартом минимальныо достаточный для полноценного образования уровень подготовки обучающихся; обязанность обучающихся – соответствовать требованиям Стандарта в части их учебных достижений.

Стандарт ориентирован на становление в процессе обучения и воспитания личностных характеристик выпускника. Это – гражданин, — любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его историю, культуру и духовные традиции, стремящийся к личному нравственному совершенствованию;
— осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
— творчески и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
— владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
— готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
— осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством, способный к саморазвитию и самовоспитанию;
— уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
— осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
— подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, для устойчивого развития общества.

Стандарт устанавливает минимально достаточные требования к уровню освоения обязательной (инвариантной) части основной образовательной программы, т.е. нижнюю допустимую границу образовательных результатов по каждому учебному предмету.

Минимально необходимый и достаточный уровень образования должен обеспечивать возможность полноценного развития личности и успешного продолжения образования на следующей ступени. Это обеспечит реальную возможность:
— увеличить вариативность школьного образования при одновременном выполнении требования сохранения единого образовательного пространства;
— обеспечить соответствие требований к освоению обязательной части основной образовательной программы познавательным возможностям большинства обучающихся данного возраста;
— освободить обучающихся от излишней учебной нагрузки, позволив им сосредоточить свои силы на более глубоком изучении содержания предметов, соответствующих их образовательным потребностям и профессиональным интересам; — обоснованно определить гарантированные государством необходимые условия (финансовые, материально-технические, кадровые) осуществления образовательного процесса.

При разработке собственных учебных программ образовательное учреждение (организация) вправе устанавливать более высокий уровень требований к образовательным результатам, соответственно расширяя и углубляя содержание 8 образования. Обучающиеся имеют возможность усвоения учебного материала на разных уровнях в зависимости от познавательных потребностей и способностей.

Стандарт направлен на обеспечение:
— единства образовательного пространства Российской Федерации;
— сохранения и развития культурного разнообразия российского общества, освоения обучающимися духовных ценностей и культуры многонационального народа России;
— доступности получения качественного среднего (полного) общего образования;
— создания условий для полноценного развития личности, воспитания и социализации, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
— преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
— создания условий для равных возможностей осуществления прав граждан на образование, соответствующее как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью; Стандарт призван способствовать: — созданию условий для развития и воспитания обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию и гражданское становление;
— формированию готовности к саморазвитию, самовоспитанию и непрерывному образованию, осознанному выбору обучающимися направления будущей профессио- нальной деятельности;
— формированию содержательной основы оценивания процесса и результата освоения обучающимися основной образовательной программы, экспертизы учебников и учебно-методических комплексов;
— выбору и проектированию обучающимися индивидуального учебного плана, построению образовательного процесса с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
— развитию государственно-общественного управления в образовании;
— созданию условий для постоянного повышения конкурентоспособности общего образования, интеграции обучающихся в национальную и мировую культуру.

I.2. Структура Федерального государственного образовательного стандарта

Стандарт включает в себя требования:
— к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
— к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим, психолого-педагогическим и учебно-методическим, к условиям воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся;
— к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Требования к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на данной ступени образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования, позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и достаточную для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, для профессиональной деятельности и успешной социализации.

РАЗДЕЛ II. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта

II.1. Цели общего (полного) среднего образования

Старшая ступень средней школы является завершающей в структуре общего среднего образования, что требует достижения к её окончанию определённой полноты и цельности представлений о мире. На этом этапе завершается базовая подготовка обучающихся по непрофилирующим направлениям образования.

Совместная деятельность школы, семьи, других социальных институтов должна помочь обучающимся обрести определённый уровень гражданской зрелости — комплекс компетентностей гражданина, сознательно, активно и конструктивно участвующего в общественной жизни, в решении задач развития общества.

Будущие выпускники должны овладеть относительно завершённой системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке. Итогом должны стать компетентности, позволяющие осуществлять типичные социальные роли современного человека. На старшей ступени школы обучение строится на основе системы профильного обучения.

При профильном обучении, направленном на реализацию личностно- ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися собственной индивидуальной образовательной траектории.

Профильное обучение может реализовываться следующим образом: профильные образовательные учреждения, профильные классы и группы, индивидуальные учебные планы обучающихся, сетевая организация профильного обучения. При этом могут сохраняться непрофильные общеобразовательные школы и классы.

В основе определения форм реализации профильного обучения лежит как выбор обучающихся (их законных представителей), так и учёт возможностей образовательного учреждения (организации), традиции и особенности социокультурной среды, в которой оно находится.

Основные цели среднего (полного) общего образования состоят:
— в завершении формирования у обучающихся средствами культуры, науки, искусства, литературы относительно целостной системы знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе и человеке;
— в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства;
— в развитии индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и запросов обучающихся, необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования;
— в обеспечении условий обучения и воспитания, социализации и духовно- нравственного развития обучающихся, формирования гражданской идентичности, социального становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности.

II.2. Требования к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

II.2.1. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования образовательного учреждения (организации), имеющего государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования. Разработка образовательным учреждением (организацией) основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с участием органов самоуправления образовательного учреждения (организации).

Программа утверждается учредителем. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляется образовательным учреждением (организацией) в урочной и внеурочной деятельности.

Обязательная часть основной образовательной программы составляет примерно 70% общей аудиторной нагрузки (урочной деятельности). Часть, формируемая участниками образовательного процесса, складывается из оставшейся части общей аудиторной нагрузки (урочной деятельности) (примерно30%) и дополняется внеурочной деятельностью.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна быть преемственной по отношению к основной образовательной программе основного общего образования. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 учебных года.

Число аудиторных учебных занятий за 2 учебных года на одного обучающегося составляет 2520 часов и подлежит обязательному бюджетному финансированию. Число занятий, отводимых на внеурочную деятельность, составляет до 700 часов и также подлежит обязательному бюджетному финансированию.

II.2.2. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

II.2.3. Целевой раздел основной образовательной программы среднего (полного) общего образования содержит пояснительную записку, определяющую цели и задачи реализации основной образовательной программы в данном образовательном учреждении (организации), принципы и подходы к ее формированию, общую направленность и особенности.

II.2.4. Содержательный раздел включает общую характеристику содержания и программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
— рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся;
— программу формирования учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
— программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
— пояснительную записку, конкретизирующую общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета;
— общую характеристику учебного предмета, курса;
— обоснование места учебного предмета, курса в учебном плане;
— личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
— содержание учебного предмета, курса;
— тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
— описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся должна содержать:
— цель и задачи воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования;
— основные направления воспитания и социализации обучающихся с учетом их возрастных особенностей и потребностей, специфики образовательного учреждения (организации);
— содержание и виды совместной деятельности обучающихся и взрослых по каждому из направлений воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся с учетом сложившегося уклада образовательного учреждения (организации) и этнокультурных особенностей региона;
— описание основных механизмов, форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся, взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса;
— основные направления педагогической поддержки социокультурной деятельности обучающихся, повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с различными социальными институтами;
— показатели и критерии эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению условий воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся;
— ожидаемые результаты воспитания и социализации обучающихся;
— описание методик организации мониторинга, оценки и контроля педагогическим коллективом образовательного учреждения результатов деятельности по обеспечению воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся.

Программа разрабатывается педагогическим коллективом образовательного учреждения (организации) с участием обучающихся и их родителей (законных представителей), органов самоуправления образовательного учреждения (организации), представителей научно-педагогической общественности, других социальных институтов.

Программа формирования учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся должна содержать:
— цели и задачи Программы, характеристику учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся как средства совершенствования их общеучебных умений и компетентностей, описание её места и роли в реализации требований Стандарта;
— типовые задачи по формированию соответствующих компетентностей;
— описание реализуемых направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (техническое, прикладное, информационное, социальное, игровое, эстетическое направление проектов и т.д.), а также форм организации учебно- исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
— описание особенностей отдельных видов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
— описание условий обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Программа работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должна содержать:
— цели и задачи работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами на ступени среднего (полного) общего образования;
— перечень и содержание комплексных индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
— систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— механизм взаимодействия в работе учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения (организации), других образовательных учреждений (организаций) и институтов общества в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
— планируемые результаты работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Данная Программа разрабатывается образовательным учреждением (организацией) совместно с другими участниками образовательного процесса.

II.2.5. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:
— учебный план среднего (полного) общего образования в данном образовательном учреждении (организации) (далее – учебный план); — психолого-педагогические и учебно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями Стандарта;
— основные характеристики системы оценивания учебных достижений обучающихся в ходе освоения основной образовательной программы.

Учебный план Учебный план определяет максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру учебных предметов по классам (годам обучения). Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов для отдельных профилей обучения.

Предметные области и учебные предметы обязательной части основной образовательной программы:

1) Предметная область «Филология» «Русский язык» «Литература» «Иностранный язык»

2) Предметная область «Общественные науки» «Обществознание» «История» «Экономика» «Право» «География»

3) Предметная область «Математические науки» «Математика» «Алгебра и начала анализа» «Геометрия»

4) Предметная область «Естественные науки» «Естествознание» «Физика» «Химия» «Биология»

7)«Экология и основы безопасности жизнедеятельности».

На базовом уровне изучаются: интегрированные (междисциплинарные) учебные предметы «Обществознание», «Математика», «Естествознание», «Экология и основы безопасности жизнедеятельности», а также «Физическая культура».

Учебные предметы «Экономика» и «Право» изучаются либо как модули в «Обществознании», либо на профильном уровне. Остальные учебные предметы, входящие в состав обязательной части основной образовательной программы, изучаются либо на базовом, либо на профильном уровне.

Возможно вместо изучения интегрированного предмета «Математика» изучение на базовом уровне входящих в предметную область «Математические науки» учебных предметов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия». В

озможно также вместо изучения «Естествознания» изучение на базовом уровне входящих в предметную область «Естественные науки» учебных предметов «Физика», «Биология», «Химия».

Решение принимается обучающимся совместно с администрацией образовательного учреждения (организации). Образовательное учреждение (организация) обязано предоставить обучающимся возможность изучения указанных выше отдельных учебных предметов по их выбору на профильном уровне.

Рекомендуемое количество профильных предметов в учебных планах образовательных учреждений по отдельным профилям обучения или в индивидуальных учебных планах обучающихся составляет 2–3 предмета.

Если выбирается более трех предметов, то для их изучения могут быть использованы часы, отводимые на курсы по выбору в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Перечень и порядок изучения этих предметов на профильном уровне определяется образовательным учреждением (организацией) самостоятельно.

В дополнение к изучаемым учебным предметам на базовом и профильном уровнях из обязательной части основной образовательной программы обучающийся может выбрать учебные курсы, предложенные образовательным учреждением (организацией), например, родной язык и литература, технология, мировая художественная культура, народное художественное творчество, музыка и др.

В учебные планы образовательных учреждений (организаций) в обязательном порядке включаются проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, учебные практики. Порядок проведения данных занятий определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Количество аудиторного учебного времени, выделяемого для освоения части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, составляет не менее 770 учебных часов за два учебных года. Суммарная аудиторная учебная нагрузка на одного обучающегося обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет 2520 учебных часов за два учебных года.

При финансировании образовательных учреждений (организаций) данная норма может быть увеличена ввиду возможностей деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов. Характеристика системы оценивания учебных достижений обучающихся

Система оценивания должна включать:
— требования к организации, формам представления и учёта результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
— требования к организации, содержанию и критериям оценки результатов итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
— требования к организации, критериям оценки и формам представления и учёта результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

II.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

II.3.1 Условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать участникам образовательного процесса возможность:
— развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно- полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, в том числе реализованных в социальных сетях, кружках, клубах, секциях, студиях на основе взаимодействия с другими учреждениями (организациями) общего, дополнительного и профессионального образования, организациями и учреждениями культуры и спорта;
— достижения результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с индивидуальными образовательными планами на базовом или профильном уровне всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
— овладения обучающимися компетентностями, составляющими основу ориентации в мире профессий, осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
— формирования у обучающихся гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональной ориентации, готовности к служению Отечеству;
— развития опыта нравственно ориентированной общественной деятельности, проявления компетентности в решении моральных проблем и осуществлении нравственного выбора;
— индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
— развития у обучающихся опыта самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, общественной, проектной и учебно-исследовательской, информационной, художественной и т.д.);
— работы с одарёнными обучающимися, организации их развития и взаимодействия в различных областях образовательной, творческой деятельности;
— участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды, разработки и реализации социальных проектов и программ, развития опыта социальной инициативы, социально значимой деятельности и лидерских качеств;
— организации информационной деятельности обучающихся по сбору, обработке, использованию учебной информации и информационного сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений (организаций), направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
— формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, создания образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
— формирования у обучающихся основ информационной культуры, представлений о защите информации, о легитимном использовании информационного ресурса, об этических нормах общения и взаимодействия в информационных сетях;
— участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, условий её реализации, в создании образовательной среды и школьного уклада;
— использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, реализующих возможности информационных и коммуникационных технологий;
— обновления содержания основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) и с учётом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
— эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
— эффективного управления образовательным учреждением на основе информационных и коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

II.3.2 Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования включают:

Уровень квалификации работников образовательного учреждения (организации), реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам этой должности.

Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения (организации) требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий.

Основанием для проведения аттестации является представление работодателя. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения (организации) должна обеспечиваться освоением ими единовременно или поэтапно дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 72 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях (организациях), имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений (организаций), в том числе на дистанционной основе.

В образовательном учреждении (организации), реализующем основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть созданы условия для:
— использования современного программно-аппаратного обеспечения в процессе образовательной деятельности и сетевого информационного взаимодействия с образовательными учреждениями (организациями) общего, дополнительного и профессионального образования, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
— оказания педагогическим работникам постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки по вопросам реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений (организаций);
— стимулирования непрерывного повышения квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
— повышения эффективности и качества педагогического труда на основе использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
— выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
—осуществления мониторинга результатов педагогического труда.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующимучебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

Учебный предмет Естествознание представлен только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения он может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.

Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие учебные предметы:Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Физическая культура (если какие-либо из этих учебных предметов не выбраны для изучения на профильном уровне), а также интегрированные курсыОбществознание (включая экономику и право) и Естествознание.

Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.

Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестациейвыпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-дело-вого стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (выска-зывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования 1 направлено на достижение следующих целей:

  • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении их будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Предметное содержание речи

Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь, быт, семья. Межличностные отношения. Здоровье и забота о нем.

Социально-культурная сфера. Жизнь в городе и сельской местности. Научно-технический прогресс. Природа и экология. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи. Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом.

Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Планы на будущее, проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в современном мире.

Виды речевой деятельности

Говорение

Диалогическая речь

Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.

Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.

Монологическая речь

Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).

Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

Аудирование

Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:

— понимания основного содержания несложных аудио- и видеотекстов монологического и диалогического

характера – теле- и радиопередач на актуальные темы;

— выборочного понимания необходимой информации в прагматических текстах (рекламе, объявлениях);

— относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных

ситуациях повседневного общения.

Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересую-щую информацию.

Чтение

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-попу-лярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):

— ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;

— изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);

— просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; понимать аргументацию;извлекать необходимую/интересую-щую информацию; определять свое отношение к прочитанному.

Письменная речь

Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида; излагать сведения о себе в форме, принятой в стране /странах изучаемого языка (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.

Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

Орфография

Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Произносительная сторона речи

Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексическая сторона речи

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка.

Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой.

Развитие соответствующих лексических навыков.

Грамматическая сторона речи

Расширение объема значений изученных грамматических явлений: видо-временных, неличных и неопределенно-личных форм глагола, форм условного наклонения, объема использования косвенной речи (косвенного вопроса, приказания/побуждения). Согласование времен. Развитие соответствующих грамматических навыков. Систематизация изученного грамматического материала.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Развитие страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка. Увеличение их объема за счет новой тематики и проблематики речевого общения, в том числе межпредметного характера.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ

Совершенствование умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устноречевого общения.

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Дальнейшее развитие общих учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный словари и другую справочную литературу, ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на изучаемом иностранном языке.

Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры; использовать выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста.

1 На ступени среднего (полного) общего образования может быть начато или продолжено изучение второго иностранного языка за счет компонента образовательного учреждения.

2 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
  • значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
  • страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

уметь

говорение

  • вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
  • рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;

аудирование

  • относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать не- обходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

чтение

  • читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

  • писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
  • получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
  • расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
  • изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее (полное) общее образование

Утвержден приказом Минобрнауки России

от 17 мая 2012 г. № 413

Зарегистрирован в Минюсте России

7 июня 2012 г. № 24480

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы;

к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[2] и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации[3], а также Конвенции ООН о правах ребенка[4], учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.

3. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;

реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

развития государственно-общественного управления в образовании;

формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений;

создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.

4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;

разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ФГОС ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ

Статья написана по материалам сайтов: lomonholding.ru, e-titova.ru, www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai.

«

Это интересно:  На какие штрафы не распространяется скидка 50%
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий